О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2007 г. № 801
г. Москва
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480
В целях создания условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 2007; 2002, № 13, ст. 1208; 2003, № 52, ст. 5062; 2004, № 52, ст. 5498; 2006, № 30, ст. 3388; 2007, № 38, ст. 4549) .
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Исключить:
пункт 3 из постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. № 169 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 13, ст. 1208) ;
пункт 27 из распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 1355-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 44, ст. 4362) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 21 ноября 2007 г. № 801
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480
1. В наименовании и пункте 1 слова "на 1996 - 2005 годы" заменить словами "на период до 2013 года".
2. Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 1996 г. № 480 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 21 ноября 2007 г. № 801)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы и дата ее утверждения | - | Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1118, постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480 |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по культуре и кинематографии |
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.Задачами Программы являются:закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | - | оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться путем использования 3 групп индикаторов, характеризующих:динамику социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации (1-я группа) ;развитие соответствующих отраслей (2-я группа) ;эффективность реализации конкретных мероприятий Программы (3-я группа) .Индикаторами 1-й группы будут являться: валовой региональный продукт;объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) ;объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;численность экономически активного населения;уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда) .Индикаторами 2-й группы будут являться:в сфере топливно-энергетического комплекса:объем производства электрической энергии;объем производства тепловой энергии;объем затрат на закупку привозного топлива;в сфере транспортного комплекса:протяженность автомобильных дорог регионального и муниципального значения;количество населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием;грузооборот транспорта по его видам;в сфере водного хозяйства и охраны окружающей среды:увеличение степени обеспеченности промышленно-селитебных территорий системами инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод;в сфере связи:количество абонентов стационарной телефонной связи;количество пользователей сети Интернет;объем принимаемой информации по сети Интернет;количество принимаемых телевизионных каналов;качество междугородной телефонной связи (задержка сигнала) ;в сфере инженерной инфраструктуры: удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных водопроводом;объем воды, отпущенной всем потребителям;удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных канализацией;в социальной сфере: обеспеченность населения койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения;обеспеченность населения учебными местами в общеобразовательных учреждениях;количество посещений театрально-зрелищных организаций;доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:количество перспективных научных разработок, передаваемых для внедрения в экономику региона;степень использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в принятых управленческих решениях.Индикаторами 3-й группы будут являться:количество рабочих мест, создаваемых за счет реализации конкретного мероприятия Программы;вводимая мощность в соответствующих единицах;увеличение валового регионального продукта соответствующего субъекта Российской Федерации в результате реализации мероприятия Программы;увеличение доходной части бюджетной системы, в том числе доходов в федеральный и консолидированный бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации, в результате реализации мероприятия Программы.В рамках Программы будет проводиться мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, осуществляемых Инвестиционным фондом Российской Федерации, а также развития особых экономических зон на территории Дальнего Востока и Забайкалья.При этом конкретный перечень индикаторов будет определяться отдельно по каждому инвестиционному проекту на этапе его разработки |
Срок реализации Программы | - | Программа реализуется с 1996 по 2013 год в 1 этап |
Перечень подпрограмм Программы | - | подпрограмма "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы, в том числе подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", на 2008 - 2013 годы составляет 567008, 7 млн. рублей (из них по указанной подпрограмме - 148522, 5 млн. рублей) , в том числе за счет:средств федерального бюджета - 426271, 2 млн. рублей;средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 50505, 8 млн. рублей;средств бюджетов муниципальных образований - 4767, 1 млн. рублей;внебюджетных средств - 85464, 6 млн. рублей.Средства направляются:на капитальные вложения - в размере 564902, 4 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 424164, 9 млн. рублей;на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 270 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;на прочие нужды - в размере 1836, 3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (указанные расходы осуществляются в рамках подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе") |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации мероприятий Программы (с учетом реализации подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" и проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации) намечается достижение следующих основных показателей:создание 69, 9 тыс. рабочих мест;увеличение валового регионального продукта в 2, 6 раза;увеличение объема отгруженной продукции в 2, 3 раза;увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 3, 5 раза; увеличение численности экономически активного населения в 1, 1 раза;снижение уровня безработицы (рассчитанного по методологии Международной организации труда) на 1, 7 процентного пункта.Увеличение валового регионального продукта в результате реализации Программы составит более 800, 6 млрд. рублей, увеличение доходной части бюджетной системы - 206, 9 млрд. рублей, в том числе доходов в федеральный бюджет - 135 млрд. рублей |
I. Характеристика проблемы
1. Роль Дальнего Востока и Забайкалья в социально-экономическом развитии Российской Федерации
Территория Дальнего Востока и Забайкалья составляет 6998, 7 тыс. кв. километров (40, 99 процента территории Российской Федерации) . На ней расположены 12 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия) , Республика Бурятия, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Агинский Бурятский автономные округа.
Численность населения, проживающего на этой территории на 1 января 2006 г., составляла 8742 тыс. человек.
Регион имеет богатую природно-сырьевую базу. По данным геологоразведки, запасы полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Забайкалья составляют около 12 млрд. тонн железа, свыше 15 млн. тонн марганца, более 2 млн. тонн олова, 0, 4 млн. тонн вольфрама, 1, 8 млн. тонн свинца, 2, 5 млн. тонн цинка, 0, 8 млн. тонн меди, 16, 7 млн. тонн флюорита, 38 тыс. тонн серебра, 2 тыс. тонн золота, 31 тыс. тонн ртути, 3, 5 млн. тонн бора, 10, 3 млн. тонн титана, 254 тыс. тонн сурьмы, 47 тонн шлиховой платины. Интерес для практического освоения представляют также значительные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона алмазные, лесные, рыбные и углеводородные ресурсы.
Особенно стоит отметить уникальный природный потенциал Дальнего Востока и Забайкалья. Расположенное в регионе озеро Байкал содержит 20 процентов мировых запасов пресной воды и включено в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Около 30 процентов территории Камчатского края и 30 процентов территории Республики Саха (Якутия) являются особо охраняемыми природными зонами. Территория региона на 80 процентов покрыта лесами.
Неравномерное хозяйственное освоение территории и высокая дифференциация социально-экономических показателей по административным образованиям, включенным в состав региона, являются особенностью Дальнего Востока и Забайкалья, что во многом объясняется неоднородностью природно-климатического окружения и ресурсно-сырьевого обеспечения.
Указанные факторы одновременно стимулируют и сдерживают экономическое развитие региона. По показателю плотности населения на 1 кв. километр Дальний Восток и Забайкалье уступают как другим регионам Российской Федерации, так и странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дальний Восток и Забайкалье занимают выгодное экономико-географическое положение в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе, соседствуя с такими странами, как Китай, Япония и США. К портам Дальнего Востока имеют выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской магистральных железных дорог, пересекающих Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь.
Стратегическое значение этого региона для России многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире, и особенно на сопредельных территориях, экономическими, демографическими и политическими процессами.
Соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства, на которые приходится три четверти мирового валового внутреннего продукта, довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового внутреннего продукта, и в международной торговле.
В этих условиях развития Дальнего Востока России, являющегося форпостом страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо повышенное внимание государства к его геополитическим, стратегическим, экономическим и демографическим проблемам, от решения которых в конечном итоге зависит благополучие всей страны.
Уникальное географическое положение, мощнейшая сырьевая база, научно-технический и военный потенциал являются значимыми для оценки геополитической позиции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на то, что по экономическим и демографическим показателям Российская Федерация сегодня уступает США, Европейскому союзу и Китаю. С возрастающей ролью Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике увеличивается и значимость Дальнего Востока и Забайкалья как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества.
В силу особенностей своего геостратегического положения и ресурсообеспеченности Дальневосточный регион располагает потенциалом для привлечения капитала и крупнейших товарных потоков. Использование этих возможностей, безусловно, должно находиться как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.
Реализация такой политики требует ускоренного экономического и демографического развития дальневосточных территорий России в целом, технической и технологической модернизации производства, увеличения мощностей портово-железнодорожных комплексов, обеспечивающих транзитные международные грузоперевозки, и создания на тихоокеанском побережье России крупных центров внешнеэкономического сотрудничества (сопоставимых с аналогичными центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе) .
2. Анализ социально-экономического положения Дальнего Востока и Забайкалья
Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, экономику Дальнего Востока и Забайкалья можно охарактеризовать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок, имеющую преимущественно сырьевую направленность.
В течение 1999 - 2006 годов экономика региона, хотя и имела положительную динамику, характеризовалась ярко выраженной цикличностью. Если в 1999 году Дальний Восток и Забайкалье демонстрировали опережающие темпы развития по сравнению со среднероссийскими, то начиная с 2000 года это преимущество было утеряно.
Это объясняется особенностью отраслевой структуры производства. С 2001 года динамика валового регионального продукта определяется прежде всего увеличением оборота розничной торговли и производства услуг при отставании темпов роста промышленного производства.
Объем валового регионального продукта, произведенного в Дальневосточном федеральном округе в 2006 году, по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, составил 942, 559 млрд. рублей. Это последнее место в Российской Федерации среди федеральных округов, причем наибольшая доля в промышленном производстве приходится на добычу полезных ископаемых - 44, 8 процента. При этом темпы роста валового регионального продукта стабильно ниже среднероссийских показателей.
В начале 90-х годов доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте региона составляла более 34 процентов. В настоящее время она не превышает 3 процентов, при этом основу экспорта составляют сырье, металлы и необработанная древесина.
На этом фоне усиливается зависимость Дальнего Востока и Забайкалья от импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, охватывающего практически весь спектр товаров с высокой долей добавленной стоимости.
Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2006 году составил 344, 9 млрд. рублей, или 104, 5 процента по отношению к уровню 2005 года.
Иностранные инвестиции играют решающую роль в развитии лишь одного региона Дальнего Востока - Сахалинской области (75, 8 процента всех инвестиций) . В Республике Саха (Якутия) , где средства в основном направлены на добычу алмазов, иностранные инвестиции составляют 16, 1 процента.
Доля населения с доходами, уровень которых ниже уровня прожиточного минимума в регионе, составляет 21, 2 процента (в среднем по России - 17, 6 процента) .
По налоговым поступлениям в федеральный бюджет Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов.
Все это в значительной степени обусловило сложившуюся в регионе демографическую ситуацию.
Плотность населения в Дальневосточном федеральном округе составляет всего 1, 1 человека на кв. километр, тогда как среднероссийский показатель - 8, 4 человека на кв. километр.
С момента проведения переписи населения 1989 года численность населения в Дальневосточном федеральном округе снизилась на 20 процентов (в среднем по России - на 3, 6 процента) .
Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль в этом играют естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) и миграция в другие регионы. С 1996 по 2006 год Дальний Восток покинуло около 720 тыс. человек, или 10 процентов населения, в основном трудоспособного возраста и высокой квалификации.
3. Основные направления и механизмы государственной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья
Очевидно, что в ближайшее время регион не сможет конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по выпуску продукции машиностроения, информационных технологий и других отраслей. Поэтому позиционирование экономики Дальнего Востока и Забайкалья должно осуществляться путем развития добычи и переработки природных ресурсов и использования транзитн