О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2006 г. № 613
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 531; от 19.11.2008 № 857; от 27.01.2009 № 62; от 06.04.2011 № 253; от 20.12.2011 № 1035; от 19.11.2012 № 1196; от 26.12.2013 № 1296)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (далее - Программа) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253)
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 октября 2006 г. № 613
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 531; от 19.11.2008 № 857; от 06.04.2011 № 253; от 20.12.2011 № 1035; от 19.11.2012 № 1196; от 26.12.2013 № 1296)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
Основная цель Программы | - | развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации |
Основные задачи Программы | - | обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ; развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации; развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд. рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий; дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд. рублей; привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд. рублей; дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 154 - 157 млрд. рублей; разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации; внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий; внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет; создание 7 - 10 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня; создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36, 5 - 41 тыс. человек; привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23, 5 тыс. молодых специалистов (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2007 - 2012 годы, в том числе:I этап - 2007 - 2013 годы годы;II этап - 2010 - 2013 годы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
Объем и источники финансирования Программы | - | всего на 2007 - 2013 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 170, 41 млрд. рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1035; от 19.11.2012 № 1196; от 26.12.2013 № 1296) за счет средств федерального бюджета 109, 81 млрд. рублей, из них: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1196; от 26.12.2013 № 1296) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 97, 53 млрд. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1035; от 19.11.2012 № 1196; от 26.12.2013 № 1296) капитальные вложения - 11, 5 млрд. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1035; от 19.11.2012 № 1196; от 26.12.2013 № 1296) прочие нужды - 0, 78 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников 60, 6 млрд. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1035) Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития; формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности; реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы; реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы; обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня; обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок; ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0, 018 - 0, 023 процентного пункта; ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0, 05 - 0, 08 процентного пункта; ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0, 7 - 1, 2 процентного пункта; ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1, 1 - 3, 6 процентного пункта; ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0, 04 - 0, 12 процентного пункта; прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1, 6 процентного пункта; доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 40 - 45 процентов (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253) |
I. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р, которым утверждена Концепция Программы, определены заказчики Программы и установлен предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253)
В указанной Концепции даны подробная характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование связи проблемы с целями социально-экономического развития Российской Федерации и необходимости ее решения программно-целевым методом, проведен анализ различных вариантов решения проблемы, а также дана оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы в сфере развития науки и инноваций.
Принято решение отдать предпочтение комплексному варианту реализации Программы, что позволит обеспечить преемственность развития науки и инноваций, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку основных механизмов государственной поддержки сферы исследований и разработок и координацию проводимых исследований и разработок, осуществить рациональный выбор направлений исследований, развить научно-технологический потенциал на долгосрочный период, расширить круг инновационно-активных компаний и повысить привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Эта цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;
реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;
содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;
развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в 2 этапа:
I этап - 2007 - 2009 годы;
II этап - 2010 - 2013 годы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253)
Основной целью I этапа Программы (2007 - 2009 годы) является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;
обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;
адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
прогнозирование развития научно-технической сферы;
выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы.
Основной целью II этапа Программы (2010 - 2013 годы) является содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253)
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
содействие формированию эффективной инновационной системы;
обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства;
прогнозирование развития научно-технической сферы;
выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы.
С целью осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы целевые индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении № 1.
Корректировка целевых индикаторов и их значений может быть проведена в установленном порядке при изменении бюджетного финансирования Программы.
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 253)
III. Перечень мероприятий Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:
комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;
концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом;
последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний - трансформация знаний в опытные разработки - коммерциализация технологий) . На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;
софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;
распределение бюджетных средств на конкурсной основе.
Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:
блок "Генерация знаний";
блок "Разработка технологий";
блок "Коммерциализация технологий";
блок "Институциональная база исследований и разработок";
блок "Инфраструктура инновационной системы".
Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении № 2. Объем финансирования основных направлений реализации Программы в 2007 году за счет средств федерального бюджета приведен в приложении № 3. Приоритетные направления Программы соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.
1. Блок "Генерация знаний"
Мероприятие 1.1. Поисковое и нормативное средне- и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы
В рамках мероприятия предусматриваются:
разработка и совершенствование методологии средне- и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы с учетом анализа российского и мирового уровней развития, потребностей в новых знаниях и технологиях реального высокотехнологичного сектора экономики, стратегических задач и интересов государства, приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
формирование и корректировка с помощью разработанного методического инструментария средне- и долгосрочного прогноза развития научно-технической сферы;
оценка соответствия уров