О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 8 июня 2006 г. N 357 г. Москва О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2007 г. N 224; от 03.11.2007 г. N 740) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " (далее - Программа) . 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. 3. Создать в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на срок реализации Программы федеральное государственное унитарное предприятие "Объединенная дирекция федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) ". Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации передать указанному предприятию в установленном порядке функции заказчика-застройщика по стройкам и объектам Программы. 4. Рекомендовать заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. 5. Рекомендовать администрации Краснодарского края и администрации г. Сочи передать федеральному государственному унитарному предприятию "Объединенная дирекция федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " функции заказчика-застройщика по стройкам и объектам Программы, финансируемым за счет бюджетов Краснодарского края и г. Сочи. 6. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков ___________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2007 г. N 224; от 03.11.2007 г. N 740) П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " Наименование - федеральная целевая программа "Развитие Программы г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Российской разработке Программы Федерации от 23 января 2006 г. N 58-р Государственный - Министерство экономического развития и заказчик Программы торговли Российской Федерации Основные разработчики - Министерство экономического развития и Программы торговли Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Заявочный комитет "Сочи - 2014" Цели Программы - целями Программы являются: развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня; обеспечение российских спортсменов высокого класса тренировочными базами для подготовки по зимним видам спорта; обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта; обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 58-р Задачи Программы - задачами Программы являются: строительство спортивных объектов, необходимых для подготовки российских спортсменов и проведения национальных и международных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов, соответствующих требованиям Международного олимпийского комитета (МОК) ; приведение в соответствие с требованиями МОК транспортной, спортивной, инженерной и туристической инфраструктуры г. Сочи; завершение реконструкции аэропорта г. Сочи; обеспечение соответствующего современным требованиям уровня связи; обеспечение надежного энергоснабжения; проведение комплекса природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду Важнейшие целевые - важнейшими показателями Программы показатели и индикаторы являются: Программы соответствие объектов и спортивной инфраструктуры горноклиматического курорта г. Сочи требованиям МОК; обеспечение российских спортсменов современными тренировочными базами; обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта; обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. Важнейшим индикатором Программы является интегральный целевой индикатор реализации Программы, который отражает степень соответствия инфраструктуры г. Сочи требованиям МОК Сроки и этапы - Программа рассчитана на 2006-2014 годы реализации Программы и осуществляется в 3 этапа: 1-й этап - 2006-2007 годы; 2-й этап - 2008-2012 годы; 3-й этап - 2013-2014 годы Объемы и источники - общий объем финансирования Программы финансирования Программы составляет 316, 341 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 185, 46 млрд. рублей (из них на капитальные вложения - 168, 937 млрд. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 69, 508 млн. рублей и прочие нужды - 16, 453 млрд. рублей) ; за счет средств бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи - 9, 235 млрд. рублей (из них на капитальные вложения - 8, 489 млрд. рублей, прочие нужды - 746, 147 млн. рублей) , в том числе 4, 611 млрд. рублей за счет бюджета Краснодарского края и 4, 624 млрд. рублей - за счет бюджета г. Сочи; за счет средств внебюджетных источников - 121, 645 млрд. рублей (из них на капитальные вложения - 96, 995 млрд. рублей и прочие нужды - 24, 65 млрд. рублей) (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 740) Ожидаемые конечные - повышение конкурентоспособности результаты реализации горноклиматического курорта г. Сочи за Программы и показатели счет приведения в соответствие с социально-экономической требованиями МОК транспортной и эффективности инженерной инфраструктуры, повышения качества работы обслуживающего персонала, развития современной туристической инфраструктуры, что будет способствовать увеличению потока туристов; создание высококлассных спортивных сооружений для российского спорта высших достижений; повышение престижа России в случае принятия решения о проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи; повышение уровня жизни населения г. Сочи и ускорение роста валового регионального продукта Краснодарского края. Социально-экономический эффект от реализации Программы составит 341 млрд. рублей (в ценах 2005 года) . Он складывается из прямого экономического эффекта - 179, 9 млрд. рублей, косвенного экономического эффекта - 92, 9 млрд. рублей, а также стимулированного экономического эффекта в размере 68, 2 млрд. рублей I. Характеристика проблемы Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы) " (далее - Программа) подготовлена с учетом значимости г. Сочи как курорта федерального значения. Она предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития г. Сочи с учетом необходимости соблюдения оптимального равновесия между курортно-оздоровительным и спортивным использованием данной территории. Президент Российской Федерации Путин В.В. обозначил развитие юга России в качестве одного из основных приоритетов социально-экономической политики нашей страны на среднесрочную перспективу. В этой связи особую значимость для России приобретает развитие г. Сочи - региона, обладающего уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами, значение которого особенно усилилось после распада СССР и утраты значительной части туристско-рекреационных территорий. В последнее время все большая доля отдыхающих россиян предпочитают горный отдых пляжному. Развитие в окрестностях г. Сочи горноклиматического курорта мирового уровня позволит успешно конкурировать с альпийскими и иными горными курортами мира. Потеря при распаде СССР спортивных баз в Бакуриани, Цахкадзоре, Сигулде, Раубичах, Чембулаке, Конче-Заспе не могла не сказаться на успехах российских спортсменов в зимних видах спорта, поскольку сегодня отсутствуют условия для их тренировок. Даже чемпионаты России по ряду видов спорта проводятся за рубежом (прыжки с трамплина - в Германии, бобслей - в Норвегии, санный спорт - в Дании) . Создание современной спортивной инфраструктуры, соответствующей жестким требованиям Международного олимпийского комитета (МОК) , благодаря выдвижению г. Сочи кандидатом на право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года внесет несомненный вклад в успехи российских спортсменов на международной арене, что, в свою очередь, скажется и на престиже России в мире, и на популярности спорта в стране. Обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года за счет приведения в соответствие с требованиями МОК транспортной и инженерной инфраструктуры, энергоснабжения, качества работы обслуживающего персонала, развития современных средств связи, проведения необходимых природоохранных мероприятий, развития современной туристической инфраструктуры также значительно повысит привлекательность г. Сочи в качестве пляжного и бальнеологического курорта. Целесообразно решать поставленные задачи с применением программно-целевого метода по следующим причинам. Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают почти все сферы экономики. Объекты и стройки находятся в ведении различных федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Предполагаются значительные внебюджетные инвестиции. Сложность и взаимозависимость различных мероприятий, сжатый график строительства сопряженных объектов государственного заказчика и частных инвесторов (транспортная инфраструктура и системы связи, инженерные сети и объекты энергоснабжения, спортивные и природоохранные объекты) делают решение поставленных задач невозможным без их объединения в рамках единой Программы. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития г. Сочи направлено на создание условий для максимально эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы федерального бюджета. Достижение цели в обозначенные сроки возможно только при условии создания центра, координирующего деятельность различных федеральных органов исполнительной власти, администрации Краснодарского края, администрации г. Сочи и частных инвесторов, отслеживающего выполнение Программы в целом и корректирующего при необходимости эту работу. Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами: социально-экономическая острота проблемы; межотраслевой и межведомственный характер проблемы; необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов. Без государственной поддержки на федеральном уровне в сложившихся условиях Краснодарский край и г. Сочи не в состоянии эффективно решить задачу развития горноклиматического курорта, а также обеспечить соответствие требованиям МОК, предъявляемым к городам - претендентам на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. Применение программно-целевого метода позволит осуществить: координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития горноклиматического курорта г. Сочи; реализацию комплекса мероприятий, способствующих сохранению и улучшению физического и духовного здоровья граждан, росту их благосостояния. II. Основные цели и задачи Программы. Целевые индикаторы Целями Программы являются: развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня; обеспечение российских спортсменов тренировочными базами высокого класса для подготовки по зимним видам спорта; обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта; обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 58-р. Для достижения заявленных целей необходимо решить следующие задачи: осуществить строительство спортивных объектов, необходимых для подготовки российских спортсменов и проведения национальных и международных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов, соответствующих требованиям МОК; привести в соответствие с требованиями МОК транспортную, инженерную, спортивную и туристическую инфраструктуру; завершить реконструкцию аэропорта г. Сочи; обеспечить соответствующий современным требованиям уровень связи; обеспечить надежное энергоснабжение; провести комплекс природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие строительства на окружающую среду. При этом МОК в качестве дополнительных гарантий того, что объекты будут построены качественно и в срок, принимает во внимание двойное назначение объектов, предполагающее их активное использование после проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В качестве целевых индикаторов реализации Программы предлагается использовать индикаторы по направлениям, а также интегральный показатель - степень соответствия инфраструктуры г. Сочи требованиям МОК. Интегральный показатель рассчитывается как сумма показателей по каждому из направлений: олимпийские объекты, транспортная инфраструктура, связь, инженерная инфраструктура (в том числе энергоснабжение) , туристическая инфраструктура и природоохранные мероприятия. Целевые индикаторы по направлениям реализации Программы представлены в приложении N 1. В соответствии с практикой оценки готовности города-кандидата к проведению Олимпийских игр каждому из направлений присваивается соответствующий весовой коэффициент: К1 - олимпийские объекты - 0, 2; К2 - транспортная инфраструктура - 0, 3; К3 - связь - 0, 09; К4 - инженерная инфраструктура, в том числе энергоснабжение, - 0, 1; К5 - туристическая инфраструктура - 0, 11; К6 - экология - 0, 2; А1 - индикатор готовности объектов олимпийской инфраструктуры;