О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2006 г. № 100
г. Москва
О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 528, от 02.06.2008 № 423, от 15.07.2008 № 538, от 14.02.2009 № 132, от 02.08.2011 № 642, от 22.11.2012 № 1203)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - Программа) .
2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - учреждение) для текущего управления Программой и отнести его к ведению Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3. Установить предельную численность работников учреждения в количестве 70 единиц.
4. Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить выделение в установленном порядке на содержание учреждения ассигнований в размере 29, 7 млн. рублей за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2006 год на реализацию Программы.
5. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом осуществить необходимые юридические действия по созданию учреждения.
6. Рекомендовать заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 февраля 2006 г. № 100
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 528, от 02.06.2008 № 423, от 15.07.2008 № 538, от 14.02.2009 № 132, от 02.08.2011 № 642, от 22.11.2012 № 1203)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
Наименование | - | федеральная целевая программа "Повышение Программы безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 1707-р |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 423, от 02.08.2011 № 642, от 22.11.2012 № 1203) |
Основные разработчики Программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, государственное учреждение "Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России" |
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются: сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.Задачами Программы являются:предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;повышение уровня безопасности транспортных средств;существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях управления;совершенствование правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы | - | важнейшим показателем Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.Важнейшими индикаторами Программы являются: снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств) ;снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения) ;снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших) ;сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тыс. транспортных средств;сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 132) |
Сроки и этапы реализации Программы |
| Программа рассчитана на 2006 - 2012 годы и осуществляется в 2 этапа:I этап - 2006 - 2007 годы;II этап - 2008 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 47710, 51 млн.рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 538, от 14.02.2009 № 132, от 02.08.2011 № 642, от 22.11.2012 № 1203) ; за счет средств федерального бюджета - 21004, 01 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2341, 096 млн. рублей, капитальные вложения - 15216, 651 млн. рублей и прочие нужды - 3446, 262 млн. рублей) ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 538, от 14.02.2009 № 132, от 02.08.2011 № 642, от 22.11.2012 № 1203) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 30567 млн. рублей (из нихна капитальные вложения - 25437, 7 млн. рублей и прочие нужды - 5129, 3 млн. рублей) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 538) за счет средств внебюджетных источников - 461, 1 млн. рублей (из них на капитальные вложения - 359, 9 млн. рублей и прочие нужды - 101, 2 млн. рублей) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 642) (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 528) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | - | сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1, 5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году.Социально-экономический эффект от реализации Программы составит 629166, 7 млн. рублей, а бюджетный эффект - 85525, 42 млн. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 642) |
I. Характеристика проблемы
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность) , в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2004 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34, 5 тыс. человек. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27, 8 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312, 5 тыс. человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) .
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2000 года. Рост основных показателей аварийности в 2001-2004 годах по отношению к 1 проценту роста количества транспортных средств составил:
по дорожно-транспортным происшествиям - 3, 6 процента;
по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 2, 7 процента;
по количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, - 4, 5 процента.
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск) . В 2004 году они достигли своего максимума (более 10 и свыше 24 лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно) .
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2, 2 - 2, 6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227, 7 млрд. рублей) .
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13 процентов дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60-100 штук на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в городах приходится на столицы и административные центры субъектов Российской Федерации.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Российской Федерации, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
В России фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т. д.) . Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм) . При этом в 2012 году ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 38 - 40 тыс. человек и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в приложении № 1.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов.
Без государственной поддержки на федеральном уровне в сложившихся условиях субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не в состоянии эффективно удовлетворить жизненную потребность в безопасности проживающего на их территории населения.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
реали