Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2004 г. № 854
г. Москва
Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2006 № 273, от 31.08.2006 № 530, от 16.02.2008 № 86, от 07.11.2008 № 820, от 03.03.2010 № 117, от 11.08.2014 № 792, от 17.03.2016 № 206, от 23.12.2016 № 1446, от 02.03.2017 № 244, от 13.08.2018 № 937, от 08.12.2018 № 1496, от 30.01.2021 № 86, от 26.10.2022 № 1901, от 07.06.2023 № 940, от 27.12.2024 № 1937)
В соответствии со статьями 12 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937)
2. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2022 № 1901)
3. Установить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в рамках федерального энергетического надзора) , является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 № 244, от 26.10.2022 № 1901)
4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой при участии заинтересованных организаций в 3-месячный срок разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, определяющий перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, в том числе в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, их структуру и зоны диспетчерской ответственности.
5. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и Федеральным агентством по атомной энергии при участии заинтересованных организаций в 6-месячный срок провести анализ эффективности функционирования системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и при необходимости представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные настоящим постановлением.
6. Установить, что:
Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с 15 мая 2006 г.;
абзац пятый пункта 3 указанных Правил действует до приобретения Российской Федерацией доли участия в уставном капитале системного оператора в размере не менее 52 процентов.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2006 № 273)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 декабря 2004 г. № 854 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 13 августа 2018 г. № 937)
ПРАВИЛА оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2018 № 1496, от 30.01.2021 № 86, от 07.06.2023 № 940, от 27.12.2024 № 1937)
1. Настоящие Правила определяют порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - оперативно-диспетчерское управление) , осуществляемого в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
2. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" и Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) .
3. Оперативно-диспетчерское управление в энергосистеме осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления эксплуатационным состоянием и взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетический режим соответствующей энергосистемы. В рамках оперативно-диспетчерского управления субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием оборудования и устройств атомных электростанций осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
4. Оперативно-диспетчерское управление в пределах электроэнергетической системы осуществляется одним субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляет единолично системный оператор электроэнергетических систем России.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
5. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
6. Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет функции по оперативно-диспетчерскому управлению в зоне своей диспетчерской ответственности через один или несколько диспетчерских центров, за каждым из которых закрепляет соответствующую операционную зону. Диспетчерские центры действуют от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления, структурными подразделениями которого они являются.
Операционная зона одного диспетчерского центра может охватывать:
территории нескольких субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены входящие в состав Единой энергетической системы России электроэнергетические системы;
территории нескольких субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены как входящие в состав Единой энергетической системы России электроэнергетические системы, так и технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы;
территории нескольких субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы.
В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления имеет только один диспетчерский центр, закрепленная за ним операционная зона должна совпадать с зоной диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления.
По решению субъекта оперативно-диспетчерского управления представление и защита его интересов по отдельным вопросам осуществления оперативно-диспетчерского управления, не связанным с управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, могут выполняться представительствами, создаваемыми на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе не входящих в зону диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
7. Субъект оперативно-диспетчерского управления:
определяет в зоне своей диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчиненность;
распределяет между диспетчерскими центрами функции по оперативно-диспетчерскому управлению и определяет порядок взаимодействия диспетчерских центров по выполнению возложенных на них функций.
Диспетчерские центры вправе давать соответствующим нижестоящим и смежным диспетчерским центрам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.
8. В каждом диспетчерском центре определяются работники субъекта оперативно-диспетчерского управления (диспетчерский персонал, диспетчеры) , уполномоченные при осуществлении оперативно-диспетчерского управления от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления отдавать обязательные для исполнения диспетчерские команды и разрешения или осуществлять изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации, непосредственно воздействуя на них с использованием средств дистанционного управления, при управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы. Диспетчеры отдают диспетчерские команды и разрешения от имени диспетчерского центра.
В каждом диспетчерском центре определяются работники, уполномоченные при осуществлении оперативно-диспетчерского управления от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления подписывать диспетчерские распоряжения.
9. Каждый диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления определяет линии электропередачи и оборудование электрических сетей классом напряжения 35 кВ и выше (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - независимо от класса напряжения) , оборудование электрических станций, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 МВт и более (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - независимо от величины установленной генерирующей мощности) , устройства релейной защиты и автоматики, каналы связи, средства диспетчерского и технологического управления, оперативно-информационные комплексы, иное оборудование, расположенное на указанных объектах электроэнергетики (в том числе объектах электроэнергетики, принадлежащих потребителям электрической энергии) , технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют или могут влиять на электроэнергетический режим энергосистемы в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра и в отношении которых он осуществляет диспетчерское управление или диспетчерское ведение, и включает их в перечень объектов диспетчеризации диспетчерского центра с распределением их по способу управления (ведения) .
Распределение объектов диспетчеризации по способу управления (ведения) осуществляется в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
Диспетчерский центр также относит к объектам диспетчеризации величину изменения объема управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики, готовность оборудования к участию в регулировании частоты электрического тока, величину изменения располагаемой мощности, регулировочного диапазона по активной мощности генерирующего оборудования, изменение нагрузки потребления энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, максимальная мощность которых составляет 5 МВт или более, и иные параметры технологического режима работы оборудования объектов электроэнергетики в операционной зоне данного диспетчерского центра.
В отношении энергетического оборудования ветровых и солнечных электростанций к объектам диспетчеризации относятся группы ветроэнергетических установок и фотоэлектрических солнечных модулей, работающих в составе энергосистемы через один преобразователь постоянного тока или на одно распределительное устройство напряжением 10 кВ и выше, а также отдельно функционирующие в составе энергосистемы ветроэнергетические установки и фотоэлектрические солнечные модули, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 МВт и более.
Информация о включении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, отдельных параметров технологического режима работы оборудования в операционной зоне диспетчерского центра в перечень объектов диспетчеризации с распределением их по способу управления доводится субъектом оперативно-диспетчерского управления в письменном виде до сведения соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Субъект оперативно-диспетчерского управления организует составление диспетчерскими центрами перечней объектов диспетчеризации с распределением их по способу управления (ведения) .
Объект диспетчеризации, влияющий на электроэнергетический режим энергосистемы в операционной зоне диспетчерского центра и находящийся в операционной зоне другого диспетчерского центра, подлежит включению в перечень объектов диспетчеризации каждого из указанных диспетчерских центров.
10. Оперативно-диспетчерское управление осуществляется посредством отдачи диспетчерских команд, выдачи распоряжений и разрешений, путем непосредственного воздействия на технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов диспетчеризации с использованием средств дистанционного управления и путем использования противоаварийной и режимной автоматики, а также посредством реализации иных решений, действий и мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики.
Диспетчерская команда отдается диспетчерским персоналом по каналам связи диспетчерскому персоналу нижестоящего или смежного диспетчерского центра или оперативному персоналу субъекта электроэнергетики, потребителя электрической энергии и содержит указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) , связанное с управлением технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии.
Диспетчерское разрешение выдается диспетчерским персоналом по каналам связи диспетчерскому персоналу другого диспетчерского центра либо оперативному персоналу субъекта электроэнергетики, потребителя электрической энергии и содержит разрешение совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) , связанное с изменением технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации.
Диспетчерское распоряжение выдается диспетчерским центром нижестоящему или смежному диспетчерскому центру, субъекту электроэнергетики или потребителю электрической энергии в виде документа (в том числе в электронной форме) , подписанного уполномоченным лицом и определяющего содержание, порядок и сроки осуществления действий, связанных с управлением технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии. Выдача диспетчерского распоряжения может осуществляться с использованием средств дистанционного управления из диспетчерского центра. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1937)
Порядок отдачи диспетчерских команд, выдачи диспетчерских разрешений и распоряжений в отношении изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации определяется субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Субъект оперативно-диспетчерского управления также определяет схемы прохождения диспетчерских команд и разрешений, команд дистанционного управления технологическими режимами работы и (или) эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок из диспетчерских центров, устанавливает распределение функций по непосредственному и опосредованному взаимодействию диспетчерского персонала с оперативным персоналом при выдаче диспетчерских команд и разрешений в отношении изменения технологического режима работы и (или) эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации и ведении оперативных переговоров, а также при осуществлении дистанционного управления технологическими режимами работы и (или) эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок из диспетчерских центров. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1937)
11. Каждая диспетчерская команда (разрешение) регистрируется диспетчерским центром с указанием следующих сведений:
время выдачи (получения) команды (разрешения) ;
требуемое время исполнения команды (в случае если предусмотренные командой действия требуется выполнить в определенное время) ;
фамилия лица, отдавшего команду (разрешение) ;
фамилия лица, которому адресована команда (разрешение) ;
содержание команды (разрешения) ;
другая информация по решению субъекта оперативно-диспетчерского управления.
Регистрация диспетчерской команды (разрешения) осуществляется в оперативном журнале, который ведется на электронном или бумажном носителе и (или) при помощи технических средств (в том числе средств звукозаписи) , позволяющих обеспечить достоверность указанных сведений посредством их расшифровки (стенографирования) и защиту от изменений после регистрации.
Порядок регистрации диспетчерских команд и разрешений определяется субъектом оперативно-диспетчерского управления.
12. Диспетчерские команды, разрешения, распоряжения и команды дистанционного управления технологическими режимами работы и (или) эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок из диспетчерских центров являются обязательными для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1937)
При невыполнении диспетчерской команды диспетчерский центр вправе инициировать временное отстранение дежурного работника субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии) от исполнения своих обязанностей.
13. Диспетчерские команды и команды дистанционного управления технологическими режимами работы и (или) эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок не подлежат исполнению в случае, если их исполнение создает угрозу жизни людей, угрозу повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1937)
14. Субъект оперативно-диспетчерского управления обязан обеспечить каждый диспетчерский центр:
помещениями, оборудованием, устройствами и программно-аппаратными (программно-техническими) комплексами, необходимыми для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы в соответствующей операционной зоне и выполнения иных функций по оперативно-диспетчерскому управлению, а также необходимыми системами жизнеобеспечения;
двумя независимыми цифровыми каналами связи с другими диспетчерскими центрами (в том числе диспетчерскими центрами организаций, выполняющих функции оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетических системах иностранных государств) для передачи диспетчерских команд и информации, необходимой диспетчерским центрам для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы;
технической документацией, в том числе инструктивной и оперативной, необходимой для осуществления диспетчерским центром соответствующих функций оперативно-диспетчерского управления.
Субъект оперативно-диспетчерского управления также обязан:
укомплектовать каждый диспетчерский центр подготовленным персоналом;
обеспечить наличие резервных помещений (резервных рабочих мест) , оснащенных оборудованием, устройствами и программно-аппаратными комплексами, необходимыми для осуществления функций диспетчерского цен