Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2004 г. № 256
г. Москва
Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 96, от 22.03.2012 № 228, от 25.03.2013 № 257, от 24.12.2014 № 1469, от 04.07.2017 № 789, от 26.03.2019 № 315, от 10.07.2020 № 1017, от 20.10.2021 № 1793)
В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 28 мая 2004 г. № 256
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке прохождения альтернативной гражданской службы
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 96, от 22.03.2012 № 228, от 25.03.2013 № 257, от 24.12.2014 № 1469, от 04.07.2017 № 789, от 26.03.2019 № 315, от 10.07.2020 № 1017, от 20.10.2021 № 1793)
I. Общие положения
1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Прохождение в Российской Федерации альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон) , другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы.
3. Особенности организации и прохождения альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
5. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 № 228)
6. Сроки альтернативной гражданской службы установлены:
а) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2007 г., за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 42 месяца;
направленных для прохождения альтернативной гражданской службы с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 31, 5 месяца;
окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам частные образовательные организации высшего образования и направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2008 г., - 21 месяц; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1469)
направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г., - 21 месяц;
б) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов:
направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2007 г., за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 36 месяцев;
направленных для прохождения альтернативной гражданской службы с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 27 месяцев;
окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам частные образовательные организации высшего образования и направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2008 г., - 18 месяцев; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1469)
направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г., - 18 месяцев.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 96)
7. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:
а) срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;
в) время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;
г) время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены) ;
д) период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2017 № 789)
8. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2013 № 257)
9. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, выдается соответствующее удостоверение.
Основным документом учета прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является учетная карта.
Формы бланков удостоверения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - удостоверение) , и учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - учетная карта) , порядок их заполнения и выдачи утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2013 № 257)
Бланки удостоверения и учетной карты изготовляются по заказу Федеральной службы по труду и занятости и рассылаются в военные комиссариаты.
II. Организация альтернативной гражданской службы
10. Организация альтернативной гражданской службы - комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2013 № 257)
11. Организация альтернативной гражданской службы включает в себя следующие мероприятия:
а) организация учета граждан:
подавших заявление в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
в отношении которых призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принято решение об отказе в такой замене (с указанием причины отказа) ;
в отношении которых призывной комиссией принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу;
проходящих альтернативную гражданскую службу, в том числе в целях ее организации и прохождения в период мобилизации, военного положения и в военное время;
б) подготовка перечней видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено ее прохождение;
в) принятие решений по вопросам участия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации альтернативной гражданской службы;
г) подготовка плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
д) подготовка предложений по расходам на альтернативную гражданскую службу, предусматриваемым в проекте федерального бюджета на соответствующий год;
е) координация и анализ деятельности по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу;
ж) направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
з) контроль убытия граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы, их прибытия, прохождения службы и увольнения с нее;
и) перевод граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при необходимости из одной организации в другую;
к) профессиональная подготовка (переподготовка) при необходимости граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
л) прекращение альтернативной гражданской службы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 № 228)
м) контроль исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, в которых граждане проходят альтернативную гражданскую службу;
н) обеспечение исполнения нормативных правовых актов в области альтернативной гражданской службы, обобщение практики их применения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;
о) иные мероприятия, осуществляемые в области альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
III. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу
12. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом и настоящим Положением.
13. Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - заявление) в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
14. Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявление на общих основаниях.
15. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
16. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся) . К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
17. Военный комиссар представляет на заседании призывной комиссии информацию о количестве зарегистрированных заявлений и предложения о порядке и сроках их рассмотрения.
18. Председатель призывной комиссии утверждает график заседаний призывной комиссии по рассмотрению заявлений.
19. Военный комиссариат путем вручения повестки извещает гражданина, подавшего заявление, о необходимости явиться на заседание призывной комиссии, на котором рассматриваются заявления или решается вопрос о направлении его на альтернативную гражданскую службу, на медицинское освидетельствование, а также для получения предписания на убытие к месту прохождения этой службы.
Вручение повестки осуществляется под расписку работником военного комиссариата либо по месту работы (учебы) гражданина руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу работником организации, либо ответственным за военно-учетную работу работником органа местного самоуправления не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки гражданина на соответствующее заседание призывной комиссии, на медицинское освидетельствование или для получения предписания.
20. Оповещение лиц, указанных в заявлении, и обеспечение их явки на заседание призывной комиссии, на котором рассматривается это заявление, осуществляются самим гражданином.
21. Гражданин, явившийся на заседание призывной комиссии, должен иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий.
22. Заявление гражданина рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
23. Председатель призывной комиссии контролирует явку граждан на заседание призывной комиссии, а в случае их неявки выясняет ее причины.
Гражданин, не явившийся на заседание призывной комиссии, на котором должно было быть рассмотрено его заявление, вызывается на заседание повторно.
24. Призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает решение об отказе в такой замене (с указанием причин отказа) на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина и лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
анализа документов, представленных гражданином и военным комиссариатом, а также дополнительных материалов, запрашиваемых призывной комиссией от организаций и физических лиц.
25. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, а при запросе дополнительных материалов - в 2-месячный срок.
Заседание призывной комиссии считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей ее членов.
Заключение (решение) выносится (принимается) большинством голосов участвующих в заседании членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения) .
26. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если:
а) он нарушил установленные срок и (или) порядок подачи заявления;
б) характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в) в заявлении гражданина и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
г) гражданин дважды вызывался и не являлся на заседания призывной комиссии без уважительной причины;
д) ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.
27. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при документальном их подтверждении являются:
а) заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
28. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование в сроки, определенные военным комиссариатом, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.
29. Решение о направлении гражданина, признанного по результатам медицинского освидетельствования годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.
Председатель призывной комиссии объявляет гражданину решение о направлении его на альтернативную гражданскую службу. По требованию гражданина ему выдается копия указанного решения.
30. Граждане, в отношении которых призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а также граждане, не прибывшие без уважительных причин на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении их на альтернативную гражданскую службу, подлежат призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
31. В установленный военным комиссариатом срок гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану Федеральной службы по труду и занятости.
32. Предписание выдается гражданину под расписку вместе с удостоверением и учетной картой, заполненными в установленном порядке.
В предписании военного комиссариата указываются организация, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, и срок прибытия в эту организацию.
33. Для обеспечения проезда граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу, к месту ее прохождения военные комиссариаты выдают им воинские перевозочные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную с