<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 31 августа 2000 г. N 1202-р г. Москва 1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанную Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения руководствоваться положениями Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 1202-р К О Н Ц Е П Ц И Я охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. 1. Характеристика состояния здоровья населения Российской Федерации Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1, 5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин. Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.) , чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением. Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20 процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев. В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных. В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания. В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и правилах. Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока. Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся: Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения; Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными; Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005 года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения; Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний; Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) ". В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, изложены основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения, а также определены некоторые принципы профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные направления деятельности по охране здоровья населения. Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны. Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы вакцинопрофилактики населения. Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан. 2. Цель и задачи Концепции Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья населения Российской Федерации путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье. Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются: обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни; создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний; создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом; обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий. 3. Основные принципы реализации Концепции В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами: сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста; консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний; многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп; использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его групп; использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения качества физкультурно-оздоровительной работы. При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы) , а также от инфекций. Для этого необходимо: уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества жизни семьи; улучшение структуры и качества питания населения; снижение распространенности потребления табачных изделий; повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения; снижение потребления алкоголя; профилактика употребления наркотиков и наркотических средств; снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем) ; улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и питьевой воды; совершенствование системы медицинского и социального страхования; обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи; обеспечение иммунизации населения; обеспечение безопасных условий труда. 4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья населения Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям: формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни; создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения. Основными направлениями в реализации этой политики является совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности. Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться. Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни. Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста. Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний. Они должны предусматривать: увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения - амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития профилактического направления их работы; укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача общей практики; совершенствование системы медицинского страхования; подготовка специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни. В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения. Возросла профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение здоровья работающих, увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности. С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия: проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска; уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости; совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности. Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья. Проведенные в России исследования позволяют утверждать, что профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной из приоритетных в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением общественных организаций. 5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих. В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации. Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения. Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными методами, как: проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров; проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой беременности; введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях; обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций по безопасности дорожного движения, работников морского, </p>
Документы
Поиск по документам
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 230
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 231
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 г. № 749
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 г. № 232
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 547
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 224
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 539
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 217
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. № 1022
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 218
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 221
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2024 г. № 744
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 216
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 г. № 222
О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 206
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2023 г. № 86
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 208
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 825
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 211
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2024 г. № 770
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2025 г. № 212
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527