Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1997 г. № 1009
г. Москва
Об утверждении Правил подготовки нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715, от 07.07.2006 № 418, от 29.12.2008 № 1048, от 17.03.2009 № 242, от 20.02.2010 № 72, от 15.05.2010 № 336, от 21.02.2011 № 94, от 07.07.2011 № 546, от 29.07.2011 № 633, от 22.12.2011 № 1104, от 25.04.2012 № 394, от 25.06.2012 № 629, от 06.09.2012 № 890, от 29.11.2012 № 1235, от 17.12.2012 № 1318, от 18.12.2012 № 1334, от 27.03.2013 № 274, от 18.09.2013 № 819, от 22.11.2013 № 1056, от 17.02.2014 № 120, от 11.12.2014 № 1348, от 30.01.2015 № 83, от 21.03.2016 № 222, от 05.05.2016 № 392, от 22.08.2016 № 830, от 15.10.2016 № 1050, от 31.07.2017 № 909, от 13.06.2018 № 676, от 25.09.2018 № 1138, от 31.10.2018 № 1288, от 25.01.2019 № 38, от 02.02.2019 № 77, от 14.09.2019 № 1200, от 12.10.2019 № 1319, от 28.03.2020 № 359, от 07.05.2020 № 640, от 10.10.2020 № 1646, от 03.12.2020 № 2006, от 31.12.2020 № 2453, от 18.03.2021 № 412, от 01.07.2021 № 1106, от 20.07.2021 № 1228, от 11.03.2022 № 342, от 02.06.2022 № 1005, от 07.11.2022 № 2000, от 14.02.2023 № 218, от 19.02.2024 № 186, от 15.11.2024 № 1557)
В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Установить, что методические указания по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утверждает Министерство юстиции Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)
2. Федеральным органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
в 10-дневный срок направлять в Министерство юстиции Российской Федерации запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления нормативные правовые акты; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.99 г. № 154)
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 № 1200)
исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;
осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;
привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение требований настоящего постановления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 № 1200)
3. Министерству юстиции Российской Федерации:
обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2006 г. № 418)
представить в 2-месячный срок предложения по правилам кодификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
4. Министерство юстиции Российской Федерации вправе:
осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
запрашивать акты федеральных органов исполнительной власти в целях проведения правовой экспертизы на предмет необходимости их государственной регистрации;
осуществлять проведение правовой экспертизы актов федеральных органов исполнительной власти, размещенных в общедоступных источниках информации, в случае непредставления указанных актов в Министерство юстиции Российской Федерации;
передавать сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Российской Федерации не соответствующими законодательству, в средства массовой информации;
привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготовки заключений по нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, представленным на государственную регистрацию, или для проведения правовой экспертизы на предмет необходимости государственной регистрации указанных актов.
Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Министерству юстиции Российской Федерации.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 № 1200)
41. Представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти и исполняется федеральным органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2006 г. № 418)
42. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 г. № 83)
43. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 412)
44. При подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти во исполнение решений Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, решений подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, а также решений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (далее - решения) , а также Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции не применяются положения пунктов 3 - 33, 41 и 8, а также пункта 12 (в части необходимости представления сведений о проведении экспертиз и протоколов) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных настоящим постановлением, за исключением случаев, указанных в решениях. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 412, от 11.03.2022 № 342, от 14.02.2023 № 218)
Государственная регистрация нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение решений или Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено решением.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2020 № 359)
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов";
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 722 "Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 31, ст. 2857) .
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 13 августа 1997 г. № 1009
ПРАВИЛА подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715, от 07.07.2006 № 418, от 29.12.2008 № 1048, от 17.03.2009 № 242, от 20.02.2010 № 72, от 15.05.2010 № 336, от 21.02.2011 № 94, от 07.07.2011 № 546, от 22.12.2011 № 1104, от 25.04.2012 № 394, от 25.06.2012 № 629, от 06.09.2012 № 890, от 29.11.2012 № 1235, от 17.12.2012 № 1318, от 18.12.2012 № 1334, от 27.03.2013 № 274, от 18.09.2013 № 819, от 22.11.2013 № 1056, от 17.02.2014 № 120, от 11.12.2014 № 1348, от 30.01.2015 № 83, от 21.03.2016 № 222, от 05.05.2016 № 392, от 22.08.2016 № 830, от 15.10.2016 № 1050, от 31.07.2017 № 909, от 13.06.2018 № 676, от 25.09.2018 № 1138, от 31.10.2018 № 1288, от 25.01.2019 № 38, от 02.02.2019 № 77, от 14.09.2019 № 1200, от 12.10.2019 № 1319, от 10.10.2020 № 1646, от 03.12.2020 № 2006, от 31.12.2020 № 2453, от 18.03.2021 № 412, от 01.07.2021 № 1106, от 20.07.2021 № 1228, от 02.06.2022 № 1005, от 07.11.2022 № 2000, от 14.02.2023 № 218, от 19.02.2024 № 186, от 15.11.2024 № 1557)
I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативные правовые акты) издаются при наличии в федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации полномочий на издание того или иного нормативного правового акта или группы актов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)
Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти планами на очередной календарный год. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 г. № 83)
В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти, но срок на издание которых прямо не предусмотрен актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 № 83, от 14.09.2019 № 1200, от 14.02.2023 № 218)
Внесение изменений в указанные планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 г. № 83)
Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 дней со дня внесения изменений. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 г. № 83) (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2015 г. № 896; от 14.09.2019 г. № 1200)
Установление требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) , в нормативных правовых актах осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2453, от 18.03.2021 № 412)
2. Нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, издаваемые в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)
Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 № 1200)
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Акты рекомендательного характера не могут содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием всех реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)
3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание нормативного правового акта должны быть у каждого из указанных органов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 218)
Проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (за исключением случаев, когда проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт содержат сведения, составляющие государственную тайну) . (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 г. № 890)
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, по решению проектного комитета по национальному проекту или федеральному проекту, утверждаемому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 1288)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. № 819)
В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти", проект нормативного правового акта подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (при наличии указанных советов) . (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 г. № 1334)
Проект нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которым регулируются отношения в области страхового дела, подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 546)
Проект нормативного правового акта, устанавливающего требования пожарной безопасности, подлежит согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1104)
Проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации) , подлежат направлению в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования. К проекту акта, направляемому на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, прилагается технико-экономическое обоснование, содержащее необходимые расчеты, обоснования, перечень мероприятий по информатизации, описание ожидаемых конечных результатов мероприятий по информатизации, информацию о соответствии указанных мероприятий по информатизации документам стратегического планирования Российской Федерации и информацию о включении мероприятия по информатизации в ведомственную программу цифровой трансформации, а в случае, если мероприятия по информатизации направлены на создание или развитие государственных информационных систем, также прилагается проект концепции создания соответствующей государственной информационной системы, предусмотренной требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. № 1318)
Проект нормативного правового акта, созданный на бумажном носителе, визируется собственноручно руководителем федерального органа исполнительной власти и