О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 1997 г. № 746
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 годы) "
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1034)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1173) и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, направленной на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Молодежь России (1998 - 2000 годы) " (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для решения вопроса о присвоении Программе статуса президентской.
2. Утвердить Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 1998 - 2000 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 18 июня 1997 г. № 746
Срок реализации программы продлен на 2001 год - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1034
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ РОССИИ (1998 - 2000 ГОДЫ) "
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Молодежь России (1998 - 2000 годы) "
Наименование Программы | федеральная целевая программа "Молодежь России (1998 - 2000 годы) " |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов" |
Государственный заказчик и основной разработчик Программы | Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; решение социально-экономических проблем молодежи, включая развитие жилищного строительства и поддержку молодежи и молодых семей; решение вопросов профессионального развития и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и научно-технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений |
Исполнители основных мероприятий Программы | Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, детские и молодежные общественные объединения, Институт молодежи (г. Москва) |
Объемы и источники финансирования | общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы в 1998 - 2000 гг. - 1492, 705 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 155, 530 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников - 1337, 175 млрд. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | выравнивание демографической ситуации в стране, повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий; создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков; снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; рост деловой активности и предприимчивости молодежи; улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения |
Организация контроля за исполнением Программы | Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации |
Содержание проблемы
Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:
значительной безработицы среди молодежи (в 1996 году - 35, 5 процента от зарегистрированных безработных) ;
криминализации молодежной среды (50 процентов общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14 - 30 лет) ;
ограниченности средств федерального бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики.
Президентская программа "Молодежь России", одобренная Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1279, была направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
В рамках проведения в 1995 - 1996 годах программных мероприятий федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации и при основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были заложены организационные основы государственной молодежной политики.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие вопросы молодежной политики и т.д.
Для решения социально-экономических проблем молодежи были проведены мероприятия, в результате которых введено в эксплуатацию более 1, 5 млн. кв. м жилья, получили квартиры более 15 тыс. молодых семей. Практически во всех регионах Российской Федерации функционируют клубы и центры содействия молодой семье различных направлений деятельности, зарегистрировано свыше 70 молодежных бирж труда, только в 1995 году через систему общественных работ было обеспечено работой в свободное от учебы время около 1 млн. молодых людей.
В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации создано и действует около 500 специализированных социальных служб и центров, работающих более чем по 20 направлениям.
Таким образом, реализация государственной молодежной политики в рамках президентской программы "Молодежь России" привела к определенным результатам.
Вместе с тем общая стратегия реализации указанной Программы, предусматривавшая осуществление мероприятий в условиях оптимального и стабильного финансирования, оказалась нарушенной. Сдерживающее влияние на реализацию президентской программы "Молодежь России" оказала недостаточно разработанная законодательно-нормативная база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении.
Особенно негативное влияние на ход реализации этой Программы оказало нестабильное и недостаточное финансирование. В процентном отношении фактическое финансирование составило 65 процентов предусматриваемых бюджетных ассигнований (от расчетной потребности - 15 процентов) .
За счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в 1995 - 1996 годах выделено около 215 млрд. рублей из запланированных 667 млрд. рублей.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.
Основные направления реализации Программы
1. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя следующие основные мероприятия:
методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
развитие и поддержка различных форм воспитания;
научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление и финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении;
работа со средствами массовой информации;
организация и проведение международных, общероссийских и межрегиональных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
2. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя четыре подпрограммы социально-экономической направленности:
пути решения жилищной проблемы молодежи. Формирование законодательно-нормативных основ государственной молодежной жилищной политики, проведение научных исследований в этой области. Разработка и поэтапное внедрение различных форм государственной поддержки и стимулирования строительства экономичного жилья для молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечения внебюджетных источников финансирования. Поддержка инициатив молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах;
социально-экономическая поддержка молодой семьи. Создание необходимых условий для обеспечения социально-экономической поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудоустройству и переквалификации;
содействие молодежному предпринимательству. Поэтапное развитие комплексной системы организаций, оказывающих содействие молодежному предпринимательству (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и т.д.) . Государственная поддержка и стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению;
решение вопросов занятости молодежи. Организация сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ, восстановление системы студенческих отрядов и координация их деятельности, завершение формирования общероссийской системы молодежных бирж труда и центров занятости молодежи в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости.
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя пять подпрограмм:
поддержка талантливой молодежи. Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии;
развитие художественного творчества молодежи. Воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры, стремления к приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества. Проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства;
поддержка массового детского и молодежного спорта. Воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Содействие проведению массовых детских и юношеских спортивных соревнований;
международное молодежное сотрудничество. Вовлечение российской молодежи в систему международных молодежных обменов. Обмен представителями детских и молодежных организаций с целью изучения и реализации международных проектов и программ. Налаживание прямых партнерских связей между молодежными организациями Российской Федерации и зарубежных стран;
государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений. Создание условий для самореализации молодежи в сфере экономики, науки и техники. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений.
4. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят три подпрограммы, включающие в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи:
правовая защита и социальная адаптация молодежи. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости. Усиление роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования;
формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи. Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства. Выбор оптимальных моделей управления подростково-молодежными клубами, разработка новых направлений их деятельности. Разработка и внедрение системы информационного обеспечения молодежных социальных программ;
развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха. Государственная поддержка системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи. Развитие новых тенденций в организации деятельности оздоровительных учреждений.
5. Обеспечение реализации Программы
Две подпрограммы данного раздела включают в себя мероприятия по информационному и кадровому обеспечению государственной молодежной политики:
создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие системы центров информации и документации для молодежи на федеральном и региональном уровнях. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов;
создание системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов; разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей. Обеспечение развития сети региональных учебных заведений, оказание им финансовой и научно-методической поддержки.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы - 1492, 705 млрд. рублей, в том числе 155, 530 млрд. рублей - из федерального бюджета; 1337, 175 млрд. рублей - из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования Программы из федерального бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и утверждения федерального бюджета.
Финансирование предполагается осуществлять из следующих источников:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
внебюджетные источники;
международные финансовые организации;
взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
различные фонды и другие поступления.
Размер расходуемых средств может уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
Механизм реализации Программы
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Оказание субъектам Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в том числе в субъектах Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав которых входят представители Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций.
Взаимодействие Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи с исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов и договоров, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств федерального бюджета подлежит постоянному контролю со стороны Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи в соответствии с установленным порядком.
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям;
повышение уровня доходов, улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи и молодых семей;
укрепление института молодой семьи, снижение числа разводов, снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;
снижение уровня безработицы и обеспечение максимально возможной вторичной и сезонной занятости молодежи; повышение уровня квалификации