О государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2025 г. № 1933
МОСКВА
О государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений.
2. Дополнить пункт 1 Положения об эксплуатации государственной информационной системы, предусмотренной частью 13 статьи 4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 6, ст. 872; 2024, № 28, ст. 4019) , после слов "(далее - единая информационная система) , " словами "государственной информационной системой по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений, ".
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной антимонопольной службой в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной антимонопольной службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 настоящего постановления и подпунктов "а" - "г" пункта 25 Положения о государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений, утвержденного настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 июля 2026 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 28 ноября 2025 г. № 1933
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции и принципы функционирования государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (далее - система по предупреждению) , ее пользователей и их полномочия, перечни источников обрабатываемой информации и видов информации, представляемой в систему по предупреждению в обязательном порядке, и иные вопросы функционирования системы по предупреждению.
2. Оператором системы по предупреждению является Федеральная антимонопольная служба (далее - оператор системы по предупреждению) .
3. Обладателем информации, содержащейся в системе по предупреждению, является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации от имени Российской Федерации осуществляет оператор системы по предупреждению.
4. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в системе по предупреждению.
5. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"внутренние пользователи системы по предупреждению" - сотрудники Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов;
"информационные системы" - государственные информационные системы, муниципальные информационные системы и иные информационные системы, с которыми системой по предупреждению осуществляется информационное взаимодействие;
"периодическая отчетность" - информация территориальных органов Федеральной антимонопольной службы по возбужденным делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятым в соответствии со статьями 11, 111 и 16 и пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" решениям.
II. Цели, задачи, принципы функционирования системы по предупреждению
6. Целью создания системы по предупреждению является информационное обеспечение деятельности федерального антимонопольного органа по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений с помощью цифровых технологий, элементов искусственного интеллекта на торгах для решения следующих задач:
а) повышение эффективности контрольной деятельности в рамках реализации функций и полномочий федерального антимонопольного органа в части пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений;
б) реализация процесса анализа торгов на наличие нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) в электронном виде, ранжирование торгов по вероятности совершения нарушения антимонопольного законодательства по результатам их проведения;
в) обеспечение информационного взаимодействия федерального антимонопольного органа с информационными системами в целях получения сведений в электронном виде для анализа признаков нарушения антимонопольного законодательства;
г) создание и предоставление витрин данных для федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", создание раздела статистических данных, отражающих информацию о вероятности (рисках) заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений;
д) реализация сервисов обработки данных, загружаемых в систему по предупреждению внутренними пользователями системы по предупреждению, данных информационных систем и расчета вероятности (рисков) нарушения антимонопольного законодательства;
е) реализация интерактивных инструментов аналитики данных о торгах, а также проверки хозяйствующих субъектов на аффилированность.
7. Эксплуатация системы по предупреждению осуществляется на основе следующих принципов:
а) достоверность информации, содержащейся в системе по предупреждению;
б) обеспечение регламентированного доступа к системе по предупреждению;
в) бесперебойность работы системы по предупреждению;
г) безвозмездность доступа к информационным ресурсам системы по предупреждению.
III. Структура системы по предупреждению
8. Система по предупреждению включает в себя совокупность следующих подсистем - программно-технологических компонентов, предназначенных для достижения цели создания системы по предупреждению и решения задач, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, и обеспечивающих выполнение функций системы по предупреждению, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения:
а) "подсистема администрирования" - подсистема, предназначенная для авторизации внутренних пользователей системы по предупреждению, управления учетными записями и ролями согласно внутренней ролевой политике;
б) "подсистема планирования, контроля и исполнения задач" - подсистема, предназначенная для работы внутренних пользователей системы по предупреждению с инструментами постановки и исполнения планов и задач, сбора статистических данных;
в) "подсистема оповещений" - подсистема, предназначенная для реализации механизма оповещений участников информационного взаимодействия;
г) "подсистема выявления признаков правонарушений" - подсистема, предназначенная для автоматизированного анализа данных о торгах, полученных из информационных систем, в соответствии с настраиваемыми критериями;
д) "подсистема обучения пользователей" - подсистема, предназначенная для создания, настройки и обновления обучающих материалов по работе с системой по предупреждению;
е) "подсистема интеграции с внешними информационными системами" - подсистема, предназначенная для обеспечения информационного взаимодействия системы по предупреждению с информационными системами;
ж) "подсистема аналитики и визуализации" - подсистема, предназначенная для построения аналитических отчетов различного вида на основе результатов, полученных из подсистем, указанных в подпунктах "г", "з", "к" настоящего пункта, статистических данных, заполненных внутренними пользователями системы по предупреждению, а также сведений, полученных из информационных систем;
з) "подсистема поиска аффилированности" - подсистема, предназначенная для выявления аффилированности лиц;
и) "подсистема информационной безопасности" - подсистема предназначенная для осуществления защиты информации в процессе обеспечения функционирования и развития системы по предупреждению;
к) "подсистема машинного обучения (искусственного интеллекта) " - подсистема, предназначенная для выявления закономерностей и зависимостей и применения их для предсказания исходов или принятия решений;
л) "подсистема сбора открытых данных" - подсистема, предназначенная для сбора и анализа открытых данных о ценовой информации на товары и услуги.
9. Проектирование и разработка указанных в пункте 8 настоящего Положения подсистем осуществляются с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех". Для разрабатываемых компонентов системы по предупреждению обеспечена возможность их повторного использования на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" в соответствии с Положением о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2338 "Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555".
IV. Основные функции системы по предупреждению
10. Система по предупреждению обеспечивает выполнение следующих функций:
а) формирование аналитической и статистической информации путем автоматизированной обработки информации и документов, размещенных в информационных системах, указанных в пункте 25 настоящего Положения, открытых данных, размещенных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и иных информации и документов, необходимых для реализации функций и полномочий федерального антимонопольного органа в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" (далее - аналитическая информация) , хранение аналитической информации. Аналитическая информация включает информацию о вероятности (рисках) заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений при осуществлении предпринимательской деятельности на товарных рынках и при проведении торгов. Автоматизированная обработка информации и документов, указанных в настоящем подпункте, осуществляется на основе разработанных оператором системы по предупреждению алгоритмов и критериев с использованием технологии машинного обучения;
б) поиск данных в информации и документах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в соответствии с настраиваемыми оператором системы по предупреждению или внутренними пользователями системы по предупреждению критериями, сохранение результатов поиска;
в) постановка задач и планов по проведению расследований по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части ограничивающих конкуренцию соглашений внутренними пользователями системы по предупреждению, контроль за исполнением задач, формирование отчетных материалов;
г) сбор, обработка и хранение периодической отчетности, а также формирование аналитической информации по результатам обработки такой отчетности;
д) ведение единого электронного журнала учета заявлений о заключении хозяйствующим субъектом (группой лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий, поданных в порядке, предусмотренном статьей 441 Федерального закона "О защите конкуренции", в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, хранение информации, а также формирование аналитической информации по результатам обработки данных, содержащихся в таком едином электронном журнале;
е) оценка вероятности (рисков) заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений участниками торгов, организаторами и заказчиками торгов в ходе торгов.
11. Алгоритмы и критерии, на основе которых осуществляется автоматизированная обработка информации и документов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящего Положения, утверждаются оператором системы по предупреждению.
V. Участники информационного взаимодействия
12. Участниками информационного взаимодействия являются:
а) оператор системы по предупреждению;
б) внутренние пользователи системы по предупреждению.
13. Оператор системы по предупреждению обеспечивает:
а) создание, эксплуатацию и развитие системы по предупреждению;
б) возможность интеграции и взаимодействия системы по предупреждению с информационными системами;
в) доступ и разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия к информации системы по предупреждению.
14. Внутренние пользователи системы по предупреждению имеют доступ к информации системы по предупреждению, указанной в подпунктах "а" - "в" и "д" - "е" пункта 10 настоящего Положения, а также полученной в результате реализации функции системы по предупреждению, указанной в подпункте "г" пункта 10 настоящего Положения, в целях реализации функций и полномочий федерального антимонопольного органа в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
15. Доступ участникам информационного взаимодействия с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к информации системы по предупреждению предоставляется при условии прохождения ими авторизации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации) с учетом разграничения прав доступа в соответствии с подпунктом "в" пункта 13 настоящего Положения.
16. Хранение информации в системе по предупреждению должно обеспечиваться на постоянной основе, за исключением информации, указанной в пунктах 17 и 18 настоящего Положения.
17. Срок хранения информации и документов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящего Положения, в рамках расследований по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части ограничивающих конкуренцию соглашений определяется оператором системы по предупреждению.
18. Действия внутренних пользователей системы по предупреждению, осуществляемые в целях получения доступа к информации системы по предупреждению, требующего авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации, протоколируются в техническом журнале системы по предупреждению, ведение которого обеспечивает оператор системы по предупреждению. Срок хранения в техническом журнале системы по предупреждению информации составляет 36 месяцев с момента осуществления соответствующего действия.
Перечень информации, содержащейся в техническом журнале системы по предупреждению, а также его порядок ведения утверждаются оператором системы по предупреждению.
VI. Требования к техническим и программным средствам системы по предупреждению
19. При осуществлении межведомственного электронного взаимодействия система по предупреждению должна функционировать в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
20. Технические и программные средства системы по предупреждению должны обеспечивать:
а) непрерывную и бесперебойную работу системы по предупреждению;
б) доступ к информации системы по предупреждению;
в) выполнение функций системы по предупреждению, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
г) защиту информации системы по предупреждению от неправомерного блокирования, копирования, уничтожения, размещения и других противоправных действий;
д) учет в электронном виде операций по размещению, изменению и удалению информации системы по предупреждению, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об учетных записях участников информационного взаимодействия, осуществивших указанные действия;
е) возможность технологического взаимодействия системы по предупреждению с информационными системами;
ж) копирование и хранение электронного реестра операций и хранение резервных копий информации в целях обеспечения возможности восстановления информации системы по предупреждению;
з) возможность формирования ведомственной периодической отчетности;
и) информационное и технологическое взаимодействие системы по предупреждению с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
21. Представление информации из системы по предупреждению для формирования витрины данных оператора системы по предупреждению обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".
VII. Взаимодействие системы по предупреждению с информационными системами
22. В целях функционирования системы по предупреждению обеспечивается ее взаимодействие с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
23. Информационное взаимодействие системы по предупреждению с информационными системами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями (совместными ведомственными актами об информационном взаимодействии) между операторами соответствующих информационных систем и оператором системы по предупреждению.
24. Информационное взаимодействие системы по предупреждению с информационными системами осуществляется с учетом следующих требований:
а) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий с момента передачи информации;
б) фиксация даты, времени и субъектов всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;
в) реализация незамедлительных мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования системы по предупреждению и случаев нарушения требова