О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2025 г. № 1977
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1746; 2021, № 43, ст. 7268; 2022, № 46, ст. 8029; 2023, № 42, ст. 7513; 2024, № 41, ст. 6175; № 52, ст. 8330) .
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru) , в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. № 2028 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 8029) .
4. Установить, что подпункт "г" пункта 3 приложения № 1 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (в редакции настоящего постановления) , вступает в силу с 1 января 2026 г. и распространяется на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 декабря 2025 г. № 1977
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда"
1. В разделе "Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Доступная среда":
а) подраздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Мероприятия Программы направлены на достижение отдельных национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ) .
Структурные элементы Программы с учетом характеризующих их задач соотнесены:
с национальной целью развития Российской Федерации "Устойчивая и динамичная экономика", определенной подпунктом "д" пункта 1 Указа, - путем реализации мероприятий федерального проекта "Информационная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения", направленных на достижение показателя национальной цели развития Российской Федерации "Увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике", предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года;
с национальной целью развития Российской Федерации "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", определенной подпунктом "а" пункта 1 Указа, - путем реализации мероприятия по обучению специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий", направленного на достижение показателя национальной цели развития Российской Федерации "Повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом", предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года.";
б) абзац шестой подраздела 5 признать утратившим силу.
2. В приложении № 1 к указанной Программе:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила устанавливают условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее - государственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации) , и (или) при предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее - субсидии) .";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, предусмотренных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р, и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям являются:
а) наличие утвержденного плана мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, предусмотренного пунктом 2 Правил разработки плана мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 938 "Об утверждении Правил разработки плана мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям";
б) наличие акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, утверждающего положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям, предусмотренное статьей 93 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым исполнительный орган субъекта Российской Федерации определяет нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании, включая объем, периодичность и продолжительность предоставляемых ему услуг, предусмотренного пунктом 4 Правил организации сопровождаемого проживания инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2024 г. № 910 "Об утверждении Правил организации сопровождаемого проживания инвалидов";
г) наличие представленной в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информации о ходе выполнения плана мероприятий переходного периода, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, в соответствии с абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 938 "Об утверждении Правил разработки плана мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям".";
в) пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Субсидия из федерального бюджета предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий) .
Требования к составу приобретаемых в целях достижения результатов использования субсидий товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и (или) способам финансового обеспечения реализации соответствующих расходных обязательств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) , заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации размещают в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.";
г) пункт 101 изложить в следующей редакции:
"101. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.".
3. В приложении № 2 к указанной Программе:
а) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Субсидия из федерального бюджета предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий) .
4. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) , заключаемого между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации размещают в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.";
б) пункт 91 изложить следующей редакции:
"91. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.".
4. Приложение № 3 к указанной Программе признать утратившим силу.
5. В приложении № 4 к указанной Программе:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Субсидия из федерального бюджета предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.";
б) абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:
"6. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) , подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.";
в) пункт 10 дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) общая площадь объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию (кв. метров) .";
г) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Для обеспечения приоритетного характера финансового обеспечения задач социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа общий размер субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в очередном финансовом году, должен составлять не менее 5 процентов общего размера субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, при наличии представленных ими заявок.
Для обеспечения приоритетного характера финансового обеспечения задач социально-экономического развития в опорных населенных пунктах, включенных в единый перечень опорных населенных пунктов, общий размер субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены указанные опорные населенные пункты, в очередном финансовом году, должен составлять до 5 процентов общего размера субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, при наличии представленных ими заявок.
Используемые в настоящем пункте понятия "единый перечень опорных населенных пунктов" и "опорный населенный пункт" применяются в значениях, указанных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р.";
д) пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23. Уполномоченный орган размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.".
___________