ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 ноября 2025 г. № 3213-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров;
план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров (далее - план) .
2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана, обеспечить выполнение мероприятий плана.
3. Минфину России осуществлять контроль за выполнением плана и представлять доклад о его выполнении в Правительство Российской Федерации один раз в полгода, начиная с 17 ноября 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 ноября 2025 г. № 3213-р
КОНЦЕПЦИЯ создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров
I. Общие положения
Настоящая Концепция подготовлена в целях разработки и внедрения национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров (далее - система подтверждения ожидания товаров) , которая представляет собой комплекс мер организационно-административного и правового характера, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов в отношении товаров.
В настоящей Концепции содержатся следующие понятия:
"документ о предстоящей поставке" - электронный документ, подтверждающий намерение ввезти товары;
"контролирующий орган" - орган, уполномоченный на проведение проверки документа о предстоящей поставке при пересечении государственной границы Российской Федерации транспортными средствами, осуществляющими перевозку товаров;
"личный кабинет" - электронный личный кабинет, зарегистрированный в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") , интегрированный с ее интерактивными сервисами "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" и "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя";
"налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз, подлежащие уплате в отношении товаров;
"обеспечительный платеж" - способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов денежными средствами в безналичной форме;
"перевозчики" - лица, осуществляющие перевозку (транспортировку) товаров;
"пользователи системы подтверждения ожидания товаров" - лица, использующие систему подтверждения ожидания товаров и взаимодействующие с ней, в том числе посредством информационного взаимодействия;
"посредники" - лица, оказывающие услуги по оформлению трансграничных сделок купли-продажи товаров;
"российские импортеры" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации и приобретающие товары в других государствах - членах Евразийского экономического союза, а также поверенные, комиссионеры и агенты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Российской Федерации и приобретающих товары в других государствах - членах Евразийского экономического союза;
"товары" - товары, имеющие для таможенных целей статус товаров Евразийского экономического союза, ввозимые в Российскую Федерацию из других государств - членов Евразийского экономического союза;
"экспортеры" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан и Киргизской Республике, реализующие товары в адрес российских импортеров.
II. Проблемные вопросы, на разрешение которых направлено создание системы подтверждения ожидания товаров
Необходимость создания системы подтверждения ожидания товаров обусловлена значительным числом случаев уклонения недобросовестных лиц от уплаты налогов путем поставки товаров в адрес российских импортеров, ликвидированных или не осуществляющих хозяйственную деятельность, без представления в налоговые органы заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предусмотренного приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., и статистических форм учета перемещения товаров, предусмотренных методологией ведения статистики взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза, утверждаемой Евразийской экономической комиссией, с последующей реализацией товаров через лиц, использующих упрощенную систему налогообложения без уплаты налогов.
Указанная деятельность отрицательно влияет на полноту и своевременность уплаты налогов, а также на равенство условий ввода товаров в оборот на территории Российской Федерации по сравнению с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию добросовестными лицами. При этом выявление указанных недобросовестных лиц затруднено.
III. Цели и задачи создания системы подтверждения ожидания товаров
Целями создания системы подтверждения ожидания товаров являются:
повышение уровня собираемости налогов;
минимизация случаев незаконного введения товаров в оборот на территории Российской Федерации.
Задачами создания системы подтверждения ожидания товаров являются:
повышение эффективности мониторинга перемещения товаров в рамках торговли Российской Федерации с другими государствами - членами Евразийского экономического союза;
выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
повышение степени непрерывности контроля за товарами на всех этапах их коммерческого оборота со стороны налоговых и таможенных органов;
создание условий, способствующих предотвращению нелегального ввода товаров в оборот в Российской Федерации без соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
IV. Этапы созданиясистемы подтверждения ожидания товаров
Создание системы подтверждения ожидания товаров осуществляется в 2 этапа:
первый этап - с 1 апреля 2026 г. по 30 июня 2026 г. в тестовом режиме;
второй этап - с 1 июля 2026 г. в рабочем режиме.
V. Основные принципы и особенности функционированиясистемы подтверждения ожидания товаров
К основным принципам функционирования системы подтверждения ожидания товаров относятся:
доступность для российского импортера информации о перевозчике и транспортном средстве, осуществляющем перевозку товаров;
формирование и использование документа о предстоящей поставке в электронной форме;
визуализация на документе о предстоящей поставке кода (ссылки в зашифрованном виде на содержащиеся в нем сведения) (далее - код) , сформированного в личном кабинете российского импортера;
использование контролирующим органом кода для ускорения контроля при перемещении товаров через государственную границу Российской Федерации;
доступность информации о коде для российских импортеров, экспортеров и перевозчиков;
автоматизация проверки контролирующим органом заполнения реквизитов документа о предстоящей поставке с использованием метода форматно-логического контроля;
однократность представления информации о товарах в контролирующий орган пользователями системы подтверждения ожидания товаров;
возможность внесения пользователем системы подтверждения ожидания товаров в документ о предстоящей поставке изменений, касающихся сведений о транспортном средстве, с момента представления документа о предстоящей поставке до перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации;
возврат обеспечительного платежа либо его части российскому импортеру в случаях отсутствия ввоза товаров в Российскую Федерацию, а также наличия остатков денежных средств, внесенных в качестве обеспечительного платежа, после завершения поставки товаров;
использование современных электронных устройств (в том числе мобильных, переносных) для сканирования кода при проверке контролирующим органом документа о предстоящей поставке в режиме реального времени.
К основным особенностям функционирования системы подтверждения ожидания товаров относятся:
использование при реализации системы подтверждения ожидания товаров обеспечительного платежа в виде денежных средств в сумме, равной величине налогов, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах подлежат уплате в отношении товаров при их ввозе в Российскую Федерацию из других государств - членов Евразийского экономического союза исходя из стоимости партии товаров, ожидаемой к поставке в Российскую Федерацию;
ограничение предельного срока проверки контролирующим органом документа о предстоящей поставке при перемещении товаров через государственную границу Российской Федерации;
определение категорий налогоплательщиков, которые могут использовать систему подтверждения ожидания товаров без внесения обеспечительного платежа;
определение особенностей подготовки и направления отчетности в налоговый орган в связи с введением документа о предстоящей поставке;
отражение в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") информации об исполнении налоговых обязательств по уплате налогов в связи с использованием документа о предстоящей поставке;
осуществление доначисления налогов в рамках камеральной налоговой проверки;
определение категорий товаров, к которым не применяется система подтверждения ожидания товаров;
определение категорий налогоплательщиков, в отношении которых не применяется система подтверждения ожидания товаров;
установление административной ответственности за нарушение утвержденного порядка и сроков оформления документа о предстоящей поставке, правил внесения обеспечительного платежа, порядка ввоза товаров, а также за представление недостоверных сведений в рамках функционирования системы подтверждения ожидания товаров;
доработка автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") в части:
создания новой прикладной подсистемы, обеспечивающей работу с документом о предстоящей поставке, информационное взаимодействие с Федеральной таможенной службой и пользователями системы подтверждения ожидания товаров;
реализации интерактивного сервиса "Личный кабинет российского импортера" для пользователей системы подтверждения ожидания товаров;
создания программных сервисов формирования сведений о документе о предстоящей поставке и об изменении его статуса, о достаточности обеспечительного платежа, а также об отнесении налогоплательщика к категории, для которой внесение обеспечительного платежа не является обязательным;
актуализации формы налоговой декларации и порядка использования автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") при проведении камеральной налоговой проверки с учетом необходимости проведения контроля сведений из документа о предстоящей поставке;
доработка Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в части создания компонентов сегмента системы подтверждения ожидания товаров, в том числе мобильных рабочих мест должностных лиц таможенных органов;
использование альтернативных вариантов контроля перемещения товаров в рамках взаимной торговли путем организации информационного взаимодействия с контролирующими органами государств - членов Евразийского экономического союза исходя из уровня их цифрового развития и готовности к информационному обмену;
взаимодействие системы подтверждения ожидания товаров с национальной цифровой транспортно-логистической платформой Российской Федерации "ГосЛог" и Интегрированной системой администрирования косвенных налогов, созданной в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам от 3 октября 2022 г.
VI. Основные принципы взаимодействиясистемы подтверждения ожидания товаров с ее пользователями
Основными принципами взаимодействия системы подтверждения ожидания товаров с ее пользователями являются:
защита налоговой и иной охраняемой законом тайны;
дифференциация типов сервисов по уровню доступа к сведениям из документа о предстоящей поставке в зависимости от пользователя, сканирующего код:
для участников внешнеэкономической деятельности - ограниченный доступ, предоставляющий сведения только о статусе документа о предстоящей поставке;
для контролирующего органа - полный доступ;
представление сведений из документа о предстоящей поставке при сканировании кода;
доступность и обновление сервиса личного кабинета в непрерывном режиме;
доступность сервиса личного кабинета с любого мобильного устройства;
реализация инструментов интеграции с бухгалтерскими системами посредством открытого формата описания протоколов данных;
информирование налоговых резидентов Российской Федерации о вступлении в силу нормативных правовых актов, предусматривающих необходимость оформления документа о предстоящей поставке и внесения обеспечительного платежа;
предоставление возможности формирования платежного документа на основании сформированного документа о предстоящей поставке;
сохранение истории оформленных, аннулированных и погашенных документов о предстоящей поставке в течение 5 лет.
___________
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 ноября 2025 г. № 3213-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") по реализации Концепции создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров
Наименование мероприятия | Срок исполнения | Вид документа | Ответственный исполнитель | Ожидаемый результат |
| 1. Разработка проекта федерального закона"О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | 17 ноября 2025 г. | проект федерального закона | Минфин России, ФНС России, ФТС России | проект федерального закона разработан и направлен на межведомственное согласование |
| 2. Разработка проекта федерального закона "О внесении измененийв часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения работоспособности национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров (далее - система подтверждения ожидания товаров) | 17 ноября 2025 г. | проект федерального закона | Минфин России, ФНС России | проект федерального закона разработан и направлен на межведомственное согласование |
| 3. Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления мер ответственности за нарушения положений федерального закона"О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | в течение 3 месяцев после вступленияв силу федерального закона"О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | проект федерального закона | Минфин России, ФНС России, ФТС России | проект федерального закона разработан и направлен на межведомственное согласование |
| 4. Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении измененийв постановление Правительства Российской Федерацииот 1 июля 2021 г. № 1108"Об утверждении Положенияо национальной системе прослеживаемости товаров" | в течение одного месяца после реализации пунктов 1 и 2 настоящего плана мероприятий | проект постановления Правительства Российской Федерации | Минфин России, ФНС России, Минэкономразвития России | проект постановления Правительства Российской Федерации разработан и направленна межведомственное согласование |
| 5. Разработка проектов ведомственных актов Минфина России, ФНС России и ФТС России, необходимых для реализации положений проекта федерального закона "О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | в течение одного месяца после реализации пунктов 1 и 2 настоящего плана мероприятий | проект ведомственного акта | Минфин России, ФНС России, ФТС России | проекты ведомственных актов разработаны и направленына межведомственное согласование |
| 6. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона"О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | в течение одного месяца после реализации пункта 1 настоящего плана мероприятий | проект федерального закона | Минфин России, ФНС России, ФТС России | проект федерального закона внесен в Правительство Российской Федерации |
| 7. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения работоспособности системы подтверждения ожидания товаров | в течение одного месяца после реализации пункта 2 настоящего плана мероприятий | проект федерального закона | Минфин России, ФНС России | проект федерального закона внесен в Правительство Российской Федерации |
| 8. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления мер ответственностиза нарушения положений федерального закона"О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | в течение 9 месяцев после вступленияв силу федерального закона"О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров" | проект федерального закона | Минфин России, ФНС России, ФТС России | проект федерального закона внесен в Правительство Российской Федерации |
| 9. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. № 1108 "Об утверждении Положенияо национальной системе прослеживаемости товаров" | в течение 6 месяцев после реализации пункта 4 настоящего плана мероприятий | проект постановления Правительства Российской Федерации | Минфин России, ФНС России, Минэкономразвития России | проект постановления Правительства Российской Федерации внесен в Правительство Российской Федерации |
| 10. Государственная регистрация Минюстом России ведомственных актов, разработанных в соответствии с пунктом 5 настоящего плана мероприятий | в течение 5 месяцев после реализации пункта 5 настоящего плана мероприятий | ведомственный акт | Минфин России, ФНС России, ФТС России | ведомственные акты зарегистрированы Минюстом России |
| 11. Разработка проекта ведомственного акта о внесении изменений в Соглашениео сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы | в течение одного месяца после реализации пунктов 6 и 7 настоящего плана мероприятий | проект ведомственного акта | ФНС России, ФТС России | проект ведомственного акта разработан и направлен на межведомственное согласование |
| 12. Внесение измененийв Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы | в течение одного месяца после реализации пункта 11 настоящего плана мероприятий | ведомственный акт | ФНС России, ФТС России | внесены изменения в Соглашениео сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы |
| 13. Инициирование на площадке Евразийской экономической комиссии рассмотрения вопроса о внесении изменений в Соглашениео применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозокот 19 апреля 2022 г. в части ра |