Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области государственной авиации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2025 г. № 1658
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области государственной авиации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области государственной авиации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 26 ноября 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 октября 2025 г. № 1658
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области государственной авиации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области государственной авиации (далее - федеральный государственный контроль (надзор) .
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"государственное воздушное судно" - беспилотное или пилотируемое воздушное судно российского или иностранного производства, предназначенное для выполнения полетов, зарегистрированное и используемое в соответствии с законодательством Российской Федерации;
"авиационные формирования" - авиационные части (подразделения) и им равные, осуществляющие деятельность в области государственной авиации, относящуюся к эксплуатации государственных воздушных судов или обеспечению такой эксплуатации, органы управления авиационных структур федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и организаций, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда (далее - федеральные органы исполнительной власти, федеральный государственный орган и организации, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда) ;
"авиационный персонал" - лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов государственных воздушных судов, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов государственных воздушных судов, выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, включенные в перечень специалистов авиационного персонала государственной авиации, утвержденный в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации;
"контролируемые лица" - федеральные органы исполнительной власти, федеральный государственный орган, организации, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда, и авиационный персонал.
3. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
4. Предметом федерального государственного контроля (надзора) является:
а) соблюдение контролируемыми лицами при осуществлении деятельности в области государственной авиации:
требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации государственных воздушных судов и их допуску к полетам;
требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
требований к воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты;
требований к воздушным перевозкам опасных грузов;
требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством Российской Федерации;
требований к выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ;
обязательных требований к содержанию курсов (программ) подготовки авиационного персонала;
требований к порядку подготовки членов экипажа государственного воздушного судна, специалистов по обеспечению полетов государственной авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, специалистов по управлению воздушным движением;
требований в отношении документации государственного воздушного судна, наличие которой на борту государственного воздушного судна установлено воздушным законодательством Российской Федерации;
требований к оборудованию, содержанию аэродромов, вертодромов и посадочных площадок государственной авиации, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки государственных воздушных судов, и подготовке к производству полетов в районе указанных аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации;
обязательных требований пожарной безопасности;
б) соблюдение контролируемыми лицами при осуществлении деятельности в области государственной авиации условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
акты государственных испытаний, сертификаты, выданные в соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;
свидетельства (дипломы) , выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) соблюдение контролируемыми лицами при осуществлении деятельности в области государственной авиации требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:
курсов (программ) подготовки авиационного персонала;
нормативно-технической документации государственного воздушного судна.
5. Федеральный государственный контроль (надзор) в отношении деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации осуществляется только в части соблюдения авиационным персоналом обязательных требований при осуществлении деятельности в области государственной авиации.
6. Должностные лица, уполномоченные на принятие решений о проведении мероприятий федерального государственного контроля (надзора) , назначаются Министром обороны Российской Федерации (далее - уполномоченные должностные лица федерального государственного контроля (надзора) .
7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора) , являются:
а) уполномоченные должностные лица федерального государственного контроля (надзора) ;
б) должностные лица, в должностные обязанности которых в соответствии с их функциональными обязанностями (должностными регламентами) входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) (далее - инспектор государственной авиации) .
8. К осуществлению полномочий федерального государственного контроля (надзора) допускаются должностные лица, имеющие соответствующую квалификацию, после прохождения специальной подготовки авиационного персонала в части, касающейся федерального государственного контроля (надзора) , с выдачей свидетельства по форме согласно приложению № 1.
Должностному лицу после прохождения специальной подготовки на основании решения уполномоченного должностного лица федерального государственного контроля (надзора) выдается удостоверение инспектора государственной авиации (далее - удостоверение) по форме согласно приложению № 2.
9. Инспектор государственной авиации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении удостоверения (приказа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия) , иных документов, предусмотренных федеральными законами;
г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного контроля (надзора) ;
д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, причинения неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Инспектор государственной авиации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении удостоверения (приказа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия) и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) контролируемые сооружения, оборудование и государственные воздушные суда, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено федеральными законами;
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других специалистов авиационного персонала, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки, если иное не предусмотрено федеральными законами;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, если иное не предусмотрено федеральными законами;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) специалистов авиационного персонала контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
ж) запрещать деятельность контролируемых лиц, относящуюся к эксплуатации государственных воздушных судов или обеспечению такой эксплуатации, при выявлении нарушений мер безопасности, обязательных норм и требований воздушного законодательства Российской Федерации, а в авиационных подразделениях, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности и осуществляющих деятельность в области государственной авиации, вносить представления с ходатайством о запрещении такой деятельности;
з) отстранять от эксплуатации авиационную технику, средства управления и обеспечения полетов, аэродромы, вертодромы и посадочные площадки государственной авиации, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки государственных воздушных судов, при несоответствии их состояния обязательным нормам и требованиям воздушного законодательства Российской Федерации, а в авиационных подразделениях, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности и осуществляющих деятельность в области государственной авиации, вносить представления с ходатайством об отстранении;
и) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Положением.
11. В ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) инспектор государственной авиации в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, экспертов, экспертные организации, которые обладают специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при применении технических средств.
II. Объекты федерального государственного контроля (надзора)
12. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за следующими объектами федерального государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля) :
а) деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации государственных воздушных судов и их допуску к полетам;
б) деятельность по использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
в) деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
г) деятельность по осуществлению воздушных перевозок опасных грузов;
д) деятельность по выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ;
е) деятельность по подготовке членов экипажа государственного воздушного судна, специалистов по обеспечению полетов государственной авиации, техническому обслуживанию воздушных судов и по управлению воздушным движением;
ж) деятельность по техническому обслуживанию государственных воздушных судов;
з) деятельность по эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок государственной авиации, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки государственных воздушных судов;
и) деятельность, связанная с выполнением условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
акты государственных испытаний, сертификаты, выданные в соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;
свидетельства (дипломы) , выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) государственные воздушные суда;
л) объекты инфраструктуры государственной авиации;
м) помещения и оборудование организаций, осуществляющих техническое обслуживание государственных воздушных судов, подготовку членов экипажа государственного воздушного судна, специалистов по обеспечению полетов, техническому обслуживанию воздушных судов и по управлению воздушным движением.
13. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет учет объектов контроля с использованием обеспечивающей его деятельность информационной системы, предназначенной для хранения, сбора и обработки данных при планировании и проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - информационная система) , с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Информация об объектах контроля вносится в информационную систему по результатам проведения расследования авиационных событий, контрольных (надзорных) мероприятий, а также в порядке межведомственного взаимодействия из иных информационных систем, используемых в государственной авиации.
III. Оценка рисков причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора)
14. Риски причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям (далее - охраняемые законом ценности) обусловлены вероятностью столкновений государственных воздушных судов (их элементов) с другими воздушными судами, с земной (водной) поверхностью и препятствиями на них, а также вероятностью гибели (травматизма) авиационного персонала, повреждения или утраты государственных воздушных судов при эксплуатации вследствие нарушений (несоблюдения) контролируемыми лицами обязательных требований.
Уполномоченное должностное лицо федерального государственного контроля (надзора) в целях оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) относит состояние объектов контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (высокий, значительный, средний и низкий) (далее - категории риска) .
IV. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска
15. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска (далее - критерии риска) устанавливаются с учетом оценки тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проведенной на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба) , с учетом сложности преодоления таких последствий.
При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба) , по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба) .
16. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и группы вероятности наступления потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований согласно приложению № 3.
17. Для целей оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида контрольного (надзорного) мероприятия деятельность в области государственной авиации контролируемых лиц разделяется на группы тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований ("А", "Б", "В" и "Г") , предусмотренные приложением № 3 к настоящему Положению.
V. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
18. В зависимости от присвоенной объекту контроля категории риска выделяют виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и их периодичность:
а) категория высокого риска предусматривает проведение инспекционного визита, документарной проверки или выездной