О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1061
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2025 г. № 1479
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1061
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства об архивном деле, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1061 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства об архивном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5437) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 сентября 2025 г. № 1479
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства об архивном деле
1. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Контролируемыми лицами являются архивы, музеи, библиотеки, научные организации, имеющие на постоянном хранении уникальные документы, включенные в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации (далее - контролируемые лица) .
Объектами контроля являются:
деятельность контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований;
уникальные документы, включенные в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся на постоянном хранении у контролируемых лиц.
Перечень объектов контроля ведется посредством размещения сведений в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора) , регионального государственного контроля (надзора) , муниципального контроля и на официальном сайте Федерального архивного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") .
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета должностные лица Федерального архивного агентства используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Централизованный государственный учет уникальных документов, включенных в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на постоянном хранении у контролируемых лиц, являющихся объектами контроля, обеспечивается с помощью Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.".
2. Пункты 11 и 12 изложить в следующей редакции:
"11. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска, а также изменение категории риска, к которой ранее был отнесен объект контроля, осуществляются по решению руководителя (заместителя руководителя) Федерального архивного агентства в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно пунктам 7 - 10 настоящего Положения.
При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска такой объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
12. Контролируемые лица вправе подать в Федеральное архивное агентство заявление об изменении категории риска, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) .".
3. В пункте 14 слова "в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") " заменить словами "в сети "Интернет".
4. Пункты 28 - 31 изложить в следующей редакции:
"28. Профилактический визит проводится должностными лицами Федерального архивного агентства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Должностное лицо Федерального архивного агентства осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе Федерального архивного агентства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица в порядке и объеме, определенных статьями 52 - 522 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) .
Обязательный профилактический визит в рамках контроля проводится в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 1 статьи 521 Федерального закона.
В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 521 Федерального закона, обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к категориям среднего или умеренного риска, с периодичностью, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
29. В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо Федерального архивного агентства при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, экспертизу.
Осмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра, экспертизы осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".
30. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 901 Федерального закона.
31. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 522 Федерального закона.".
5. Пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 33 настоящего Положения, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5, 7 и 9 части 1 статьи 57 Федерального закона.".
6. Пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Документарная проверка проводится в порядке и объеме, определенных статьей 72 Федерального закона, по месту нахождения Федерального архивного агентства.
Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, и документы, используемые при осуществлении деятельности контролируемых лиц и связанные с исполнением контролируемыми лицами обязательных требований и решений Федерального архивного агентства.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Федерального архивного агентства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного контроля в отношении этих контролируемых лиц.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Федерального архивного агентства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Федеральное архивное агентство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования контролируемое лицо обязано направить в Федеральное архивное агентство указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Федерального архивного агентства документах и (или) полученным при осуществлении контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые письменные объяснения. Контролируемое лицо, представляющее в Федеральное архивное агентство письменные объяснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Федерального архивного агентства документах и (или) полученным при осуществлении контроля, вправе дополнительно представить в Федеральное архивное агентство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.".
7. Пункты 40 и 41 изложить в следующей редакции:
"40. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления Федеральным архивным агентством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Федеральное архивное агентство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Федерального архивного агентства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Федерального архивного агентства документах и (или) полученным при осуществлении контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Федеральное архивное агентство исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.
41. Выездная проверка проводится в порядке и объеме, определенных статьей 73 Федерального закона, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления Федеральным архивным агентством копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Осмотр и опрос могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Осмотр осуществляется должностным лицом Федерального архивного агентства в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи.
Фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра, опроса осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
8. В пункте 51:
а) в абзаце первом слова "федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) " заменить словами "единого портала";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя Федерального архивного агентства рассматривается руководителем Федерального архивного агентства.".
9. Пункт 52 изложить в следующей редакции:
"52. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления контроля, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
б) актов и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Федерального архивного агентства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
г) решений об отнесении объектов контроля к соответствующим категориям риска;
д) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
е) иных решений, принимаемых Федеральным архивным агентством по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.".
10. В пункте 56:
а) подпункт "ж" изложить в следующей редакции:
"ж) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия (обязательного профилактического визита) в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 4 статьи 40 Федерального закона.";
б) дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) учетный номер объекта контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора) , регионального государственного контроля (надзора) , муниципального контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска) .".
11. Пункт 58 изложить в следующей редакции:
"58. Жалоба подлежит рассмотрению Федеральным архивным агентством в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Жалоба на решение об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска подлежит рассмотрению Федеральным архивным агентством в срок не более 5 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".".
___________