О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2025 г. № 1468
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 3, ст. 546; 2022, № 2, ст. 523; 2023, № 7, ст. 1136; № 32, ст. 6347; 2024, № 1, ст. 174, 213; № 28, ст. 4037; № 50, ст. 7745; № 51, ст. 8022; 2025, № 25, ст. 3406) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 24 сентября 2025 г. № 1468
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере изложить в следующей редакции:
"Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере
I. Оценка текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы
Наличие собственного жилья всегда являлось одной из основных потребностей человека, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию демографического развития.
Общий совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в 2011 - 2024 годах составил 1180, 9 млн. кв. метров.
По итогам 2024 года введено в эксплуатацию 107, 8 млн. кв. метров жилья (1358, 9 тыс. квартир) .
Ведущее место в жилищном строительстве на протяжении последних лет занимает индивидуальное жилищное строительство, доля которого в 2024 году достигла 57, 8 процента (62, 3 млн. кв. метров) . Средняя обеспеченность населения площадью жилья составила 29, 4 кв. метра общей площади жилых помещений на человека.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования.
В 2024 году было предоставлено 1, 3 млн. ипотечных жилищных кредитов на сумму 4, 9 трлн. рублей. Больше половины (50, 5 процента) общего объема ипотечных жилищных кредитов в 2024 году было получено гражданами по льготным ипотечным программам, таким как "Семейная ипотека", "Льготная ипотека", "ИТ-ипотека", "Сельская ипотека" и "Льготная ипотека на территориях новых субъектов Российской Федерации".
Многодетным семьям предоставлены выплаты в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки.
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, осуществляет деятельность публично-правовая компания "Фонд развития территорий", которой по состоянию на 1 января 2025 г. приняты обязательства по восстановлению прав более 121, 5 тыс. граждан, вложивших денежные средства в строительство 1532 объектов.
При этом на начало 2025 года в едином реестре проблемных объектов числилось 107 объектов площадью более 1 млн. кв. метров.
Для полного исключения возможности появления новых обманутых граждан - участников долевого строительства начиная с 2019 года проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
На начало 2025 года 97, 6 процента строительства жилья, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", производилось с использованием счетов эскроу.
Одной из наиболее острых социальных проблем остается обеспечение жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2024 году был решен жилищный вопрос 22418 семей (предоставлено из федерального бюджета 38, 869 млрд. рублей) .
По состоянию на 1 января 2025 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоит 526441 семья, в том числе 13335 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По данным государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, составляет 180428 человек.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является сокращение объемов накопленного аварийного жилищного фонда.
В ходе реализации мероприятий федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в 2019 - 2024 годах включительно было расселено 14, 02 млн. кв. метров аварийного жилья, переселено 829, 18 тыс. человек, проживающих в таком жилье.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (ежегодно признаются аварийными порядка 2, 7 млн. кв. метров) .
В целях реализации прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем формирования новых подходов к переселению граждан в рамках новой программы расселения аварийного жилья.
Недопущению преждевременного старения жилищного фонда способствует своевременное проведение его капитального ремонта. В рамках созданной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов ежегодно более чем в 40 тыс. многоквартирных домов выполняются работы, финансируемые преимущественно из средств взносов собственников помещений в таких домах.
Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение их доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды для проживания и жизнедеятельности населения.
Масштабная работа по благоустройству территорий началась с 2017 года в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" основного направления стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда", с 2019 года работа продолжалась в составе федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
По итогам 2024 года индекс качества городской среды в целом по Российской Федерации вырос на 51 пункт по сравнению с 2019 годом и составил 220 баллов. Доля городов с благоприятной городской средой в общем количестве городов в Российской Федерации по итогам 2024 года выросла по сравнению с 2019 годом в 3 раза и составила 82, 4 процента.
Всего в 2017 - 2024 годах в рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие порядка 3 тыс. муниципальных образований, благоустроены 119142 территории, в том числе 38802 общественные территории и 80340 дворовых территорий.
По итогам 2024 года удельный вес общей площади жилищного фонда Российской Федерации, оборудованной системами водоснабжения, составил 87 процентов, канализацией - 83 процента, отоплением и горячим водоснабжением - 89 и 77 процентов соответственно.
Одновременно жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации продолжает характеризоваться достаточно высокой степенью износа коммунальных объектов и инженерных коммуникаций, что не обеспечивает возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым жилищным строительством и строительством новых объектов социальной инфраструктуры.
По состоянию на 1 января 2025 г. общая протяженность сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения составляет 957 тыс. километров, из них 396 тыс. километров сетей (41, 4 процента) нуждаются в замене, в том числе 46 процентов сетей водоотведения, 43 процента сетей водоснабжения и 30, 1 процента сетей теплоснабжения.
Накопленный износ коммунальной инфраструктуры является основной причиной растущей аварийности и сохраняющегося высокого уровня потерь.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере
Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - соответственно национальные цели, Указ от 7 мая 2024 г. № 309) , Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р, и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р.
Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан и соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Приоритет в жилищной сфере - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:
формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
обеспечение земельных участков, предназначенных для массового жилищного строительства, социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе посредством реализации публичным акционерным обществом "ДОМ.РФ" своих функций;
развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;
содействие комплексному развитию территорий;
стимулирование малоэтажной застройки;
применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, использование средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
совершенствование деятельности единого института развития в жилищной сфере в части обеспечения повышения доступности жилья;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан;
развитие рынка арендного жилья (коммерческого и некоммерческого использования) .
Приоритет в жилищно-коммунальной сфере - обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе:
создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе сокращение в среднесрочной перспективе накопленного объема аварийного жилья;
содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;
модернизация жилищно-коммунальной сферы и совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа) :
улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году;
улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации за счет повышения обеспеченности жильем общей площадью не менее 33 кв. метров на человека к 2030 году, обновления к 2030 году жилищного фонда на 20 процентов по сравнению с 2019 годом, повышения доступности жилья на первичном рынке, а также сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
благоустройство не менее чем 30 тыс. общественных территорий и реализация в малых городах и исторических поселениях не менее чем 1600 проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды к 2030 году;
реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн. человек к 2030 году;
строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки к 2030 году;
обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве, в том числе за счет снижения сроков строительства на 300 дней к 2030 году, внедрения новых технологий, бережливого строительства и цифровизации.
Указанные цели Программы соответствуют целевым показателям национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной пунктом 4 Указа от 7 мая 2024 г. № 309.
Достижение национальных целей осуществляется посредством реализации мероприятий в рамках:
федеральных проектов "Ипотека", "Новый ритм строительства", "Развитие инфраструктуры в населенных пунктах", "Жилье", "Модернизация коммунальной инфраструктуры" и "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Инфраструктура для жизни";
федеральных проектов "Поддержка семьи" и "Многодетная семья" национального проекта "Семья";
федеральных проектов "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", "Содействие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) ".
Реализация указанных федеральных проектов окажет положительное влияние также на целевые показатели национальных целей "Экологическое благополучие", "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности", "Устойчивая и динамичная экономика" и "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
Решение задач указанных федеральных проектов и достижение целей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Мероприятия Программы, реализуемые совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) , в том числе в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию жилищной и жилищно-коммунальной сферы, а также путем предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" для предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
III. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Достижение национальных целей осуществляется путем решения следующих задач:
обеспечение инфраструктурой (социальной, коммунальной, инженерной, транспортной) проектов жилищного строительства в субъектах Российской Федерации, в том числе с учетом их региональных особенностей;
развитие индивидуального жилищного строительства;
оказание государственной поддержки в обеспечении жильем семей отдельных категорий граждан;
цифровая и технологическая трансформация строительной отрасли, направленная на рост энергетической и ресурсной эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, за счет снижения сроков строительства и использования инновационных технологий;
обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов, а также территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
дальнейшее благоустройство общественных территорий, комплексное развитие городов и других населенных пунктов;
совершенствование механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации;
обеспечение опережающего инфраструктурного развития субъектов Российской Федерации;
проведение реконструкции (модернизации) , капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры на территории Российской Федерации в соответствии с комплексными планами модернизации систем коммунальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации;
проведение строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.
IV. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в жилищной и жилищно-коммунальной сфере
Задачами государственного управления в рамках выполняемых комплексов процессных мероприятий Программы являются:
оказание государственной поддержки в обеспечении жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации;
выполнение функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в жилищной и жилищно-коммунальной сфере, осуществление комплекса мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем, достижение целей и решение задач Программы;
развитие кадрового потенциала в строительной отрасли.
Учебными заведениями ежегодно выпускается порядка 150 тыс. специалистов строительных профессий. Вместе с тем наблюдается низкий процент трудоустройства по специальности этих выпускников. В связи с этим реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по повышению престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством, а также по внесению изменений в образовательные программы по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства, обеспечивающих ускоренное вовлечение обучающихся в производственные процессы. Совместно с молодежной общер