О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 322
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2025 г. № 1465
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 322
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2168; 2017, № 15, ст. 2215; 2018, № 15, ст. 2140; 2019, № 14, ст. 1537; № 50, ст. 7381; 2020, № 14, ст. 2131; 2021, № 16, ст. 2762; № 52, ст. 9187; 2024, № 45, ст. 6795; № 49, ст. 7597; № 52, ст. 8355) .
2. Признать утратившим силу пункт 3 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 г. № 1440 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 322" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 45, ст. 6795) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 сентября 2025 г. № 1465
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
1. В разделе "Оценка текущего состояния минерально-сырьевой базы и водных ресурсов":
а) абзацы первый - одиннадцатый заменить текстом следующего содержания:
"Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам газа, золота, железных руд, 2-е место - по запасам цинка, серебра, ванадия, 3-е место - по запасам угля, меди, 6-е место - по запасам нефти. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, уголь, железные руды, бокситы, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли в стоимостном выражении обеспечивает более 10 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Россия занимает 1-е место в мире по запасам пресной воды (20 процентов мировых запасов) . Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового объема внутренних возобновляемых ресурсов пресной воды (2-е место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4, 3 тыс. куб. километров в год.
Российская минерально-сырьевая база - фундамент национальной экономики, многообразие и масштаб которой служат основой национальной безопасности государства, являются инструментом достижения стратегических интересов страны, естественным конкурентным преимуществом на долгосрочную перспективу.
Перечень основных видов стратегического минерального сырья, к которым относятся нефть, природный газ, гелий, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цинк, кобальт, сурьма, редкие металлы (литий, рубидий, цезий, бериллий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций) , индий, галлий, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, рений) , золото, серебро, платиноиды (рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) , алмазы, особо чистое кварцевое сырье, графит, фосфаты (апатитовые руды) , соли калийные, шпат плавиковый, воды подземные, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 2473-р.
Помимо стратегических видов минерального сырья, значимыми для экономики России являются такие полезные ископаемые, как газовый конденсат, уголь, железные руды, цементное сырье, для отдельных отраслей промышленности - каолин, бентонитовые глины, мусковит, йод, бром. Остальные полезные ископаемые (более 150 видов) используются в незначительных объемах либо расположены на участках недр местного значения.
По степени обеспеченности потребностей национальной экономики и необходимого экспорта запасами минерального сырья все значимые полезные ископаемые подразделяются на 3 группы.
К 1-й группе относятся полезные ископаемые, добываемые в настоящее время, запасы которых при любых сценариях развития национальной экономики удовлетворяют ее необходимые потребности до 2035 года. К этой группе относятся природный газ, гелий, медь, никель, кобальт, платиноиды, железные руды, апатитовые руды, калийные соли, уголь, цементное сырье, бром, олово, отдельные редкие металлы (ванадий, германий, рубидий, цезий, скандий, индий, галлий, гафний) .
Ко 2-й группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами на период до 2035 года. К этой группе относятся нефть и газовый конденсат, свинец, цинк, сурьма, золото, серебро, алмазы, особо чистое кварцевое сырье.
К 3-й группе относятся импортозависимые дефицитные виды полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в существенной степени обеспечивается импортом. К этой группе относятся дефицитные виды стратегического минерального сырья - уран, марганец, хром, титан, бокситы, молибден, вольфрам, литий, бериллий, цирконий, ниобий, тантал, рений, редкоземельные металлы, графит, плавиковый шпат, прочие дефицитные виды полезных ископаемых - бентонитовые глины, каолин, йод, мусковит.
Перечень дефицитных видов твердых полезных ископаемых и перечень продукции с высокой долей добавленной стоимости, производимой с использованием добытых дефицитных видов твердых полезных ископаемых, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. № 939-р.
Преодоление зависимости от импорта требует инвентаризации неиспользуемого фонда недр дефицитных видов сырья с его геолого-экономической оценкой, анализом и обновлением геолого-разведочных данных, разработкой новых технологий обогащения и глубокой переработки минерального сырья по всей цепочке получения конечных промышленных изделий.
Геолого-разведочные работы для обнаружения новых месторождений дефицитных видов сырья должны быть нацелены на выявление экономически эффективных месторождений перспективных геолого-промышленных типов, обеспечивающих востребованность получаемой сырьевой продукции отечественными промышленными потребителями. Важным фактором повышения эффективности геолого-разведочных работ является подготовка перспективных площадей, обеспеченных опережающими работами геофизического и геохимического содержания и подготовленных к ведению поисковых работ.
Отдельным видом полезных ископаемых являются подземные воды. В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации потребность в подземных водах в России и мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьируются, но в целом по стране положение с запасами подземных вод удовлетворительное. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей в урбанизированных районах, но еще важнее защитить имеющиеся запасы от деградации в результате интенсивной хозяйственной деятельности.";
б) предложение первое абзаца семнадцатого изложить в следующей редакции:
"Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации ежегодно составляет около 6, 8 куб. километра.";
в) абзацы двадцатый - двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В поверхностные водные объекты Российской Федерации сбрасываются порядка 37, 5 куб. километра в год сточных вод, из которых около 14, 4 куб. километра сточных вод подлежат очистке.
66 процентов сточных вод, подлежащих очистке (около 9, 5 куб. километра) , сбрасываются недостаточно очищенными, около 10 процентов (около 1, 4 куб. километра) - загрязненными без очистки и только 24 процента (около 3, 5 куб. километра) - очищенными до установленных нормативов.
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступают около 16 млн. тонн загрязняющих веществ.
Свыше 65 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.
Более 18 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходятся на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.".
2. В разделе "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов":
а) абзацы первый - десятый заменить текстом следующего содержания:
"Приоритетами государственной политики в сфере государственного геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 1838-р, являются:
повышение уровня геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в сфере геологического изучения и освоения недр, в том числе в Арктике, Антарктике и на архипелаге Шпицберген;
выполнение обязательств по международным контрактам, заключенным Российской Федерацией с Международным органом по морскому дну на разведку твердых полезных ископаемых;
развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы как основы для создания новых минерально-сырьевых центров, поиски месторождений в новых перспективных районах;
выполнение геолого-разведочных работ на виды сырья, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и экономической безопасности Российской Федерации, дефицитные виды стратегического минерального сырья;
выявление месторождений нетрадиционных для Российской Федерации геолого-промышленных типов и видов полезных ископаемых, а также глубоко залегающих (не выходящих на поверхность) ;
обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы, в том числе за счет вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов и неразрабатываемых месторождений полезных ископаемых, а также вовлечения в переработку отходов недропользования для извлечения дополнительных объемов полезных ископаемых и ценных компонентов и полезное использование вскрышных и вмещающих горных пород;
государственный мониторинг состояния недр, включая оценку и прогнозирование изменений состояния подземных вод, опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, работы специального геологического назначения;
воспроизводство подземных вод;
снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
повышение инвестиционной привлекательности недропользования и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геолого-разведочные работы;
информационное обеспечение управления развитием минерально-сырьевой базы в составе федеральных государственных информационных систем "Единый фонд геологической информации о недрах" и "Автоматизированная система лицензирования недропользования".
Указанные приоритеты направлены на создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания необходимого уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.";
б) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"Реализация государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) влияет на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Экологическое благополучие", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".".
3. Раздел "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения
в сфере реализации Программы
Задачами государственного управления в области развития минерально-сырьевой базы, направленными на укрепление национальной безопасности Российской Федерации в рамках достижения цели "Обеспечение экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводство запасов полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года", являются:
выявление ресурсов и перспективных площадей на твердые полезные ископаемые (решается за счет проведения региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, прироста прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых) ;
выявление локализованных ресурсов углеводородного сырья категории Дл для последующего лицензирования участков недр и постановки поисковых работ (решается за счет проведения региональных геолого-геофизических исследований и параметрического бурения на углеводородное сырье в перспективных зонах нефтегазоносных провинций России) ;
изучение параметров глубинного геологического строения территорий Российской Федерации и ее континентального шельфа;
воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых (решается посредством проведения поисковых и оценочных работ, направленных на прирост запасов твердых полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 1838-р) ;
обеспечение прироста запасов подземных вод для целей питьевого водоснабжения в объеме, необходимом и достаточном для устойчивого социально-экономического развития регионов России (решается посредством проведения геолого-разведочных работ на подземные воды) ;
совершенствование государственного управления фондом недр (решается посредством улучшения системы информационного обеспечения органов государственной власти и недропользователей, перевода государственных услуг и управления фондом недр на основе цифровых данных, обеспечения геополитических интересов в сфере геологии) ;
создание условий для расширения минерально-сырьевой базы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, обеспечение геополитических интересов России в части геологического изучения дна Мирового океана для долгосрочного интенсивного развития экономики страны к концу 2030 года (решается посредством реализации федерального проекта "Геология: возрождение легенды", в том числе подготовки перспективных площадей на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов для воспроизводства запасов полезных ископаемых, создания поискового задела для будущих поколений и снижения зависимости от импортируемого сырья, обновления основных средств организаций геологической отрасли, расширения вычислительных мощностей для приема, хранения, анализа и обработки геологической информации, обеспечения международных обязательств и геополитических интересов Российской Федерации) ;
снижение негативного воздействия недропользования на окружающую среду (решается за счет ежегодного проведения государственного мониторинга состояния недр, включая мониторинг подземных вод) .
В результате реализации Программы ежегодно воспроизводство запасов полезных ископаемых по группам будет осуществляться на уровне не ниже 50 процентов для 1-й группы, 100 процентов - для 2-й группы и 75 процентов - для 3-й группы полезных ископаемых.
К концу 2030 года уровень региональной геологической изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики составит 71, 4 процента.
В области использования водных объектов в рамках достижения цели "Обеспечение защищенности к концу 2030 года более 0, 8 млн. человек, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод" планируется выполнение задач по строительству и реконструкции сооружений инженерной защиты, выполнению превентивных противопаводковых мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности русел рек, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений региональной и муниципальной форм собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
По итогам 2030 года планируется обеспечить безопасное техническое состояние более 500 гидротехнических сооружений, ввести в эксплуатацию свыше 400 километров сооружений инженерной защиты, реализовать противопаводковые мероприятия превентивного характера на водных объектах протяженностью более 700 километров, что позволит защитить более 0, 8 млн. человек, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод.
В рамках достижения цели "Экологическое оздоровление водных объектов в целях обеспечения комфортными условиями для жизни вблизи водных объектов более 23 млн. человек к концу 2030 года" планируется выполнение следующих задач - строительство и реконструкция гидротехнических сооружений в целях создания гарантированных источников водоснабжения населения и обеспечения обводнения территорий, восстановление и улучшение экологического состояния озер и водохранилищ, улучшение экологического состояния гидрографической сети, вовлечение населения в мероприятия по очистке берегов водных объектов.
К концу 2030 года планируется построить и реконструировать более 80 объектов в целях создания гарантированных источников водоснабжения населения и обеспечения обводнения территорий, расчистить водные объекты протяженностью более 1 тыс. километров и восстановить водные объекты площадью 36 тыс. гектаров. Также планируются формирование комплексных планов по оздоровлению водных объектов и ежегодное проведение не менее 20 тыс. мероприятий просветительского характера, в том числе по очистке берегов водных объектов.
Выполнение задач, направленных на достижение цели "Экологическое оздоровление водных объектов в целях обеспечения комфортными условиями для жизни вблизи водных объектов более 23 млн. человек к концу 2030 года", окажет положительное влияние на сокращение проблем по обеспечению нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях субъектов Российской Федерации.".
4. Раздел "Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации" изложить в следующей редакции:
"Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", значительная роль принадлежит использованию природных ресурсов, развитию минерально-сырьевого и водного потенциалов. Наиболее весомый вклад природных ресурсов отмечается при решении задач в рамках национальных целей развития Российской Федерации "Экологическое б