О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2025 г. № 918
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2164; 2016, № 41, ст. 5839; 2017, № 15, ст. 2229; 2018, № 15, ст. 2137; 2019, № 14, ст. 1540; 2020, № 15, ст. 2261; 2021, № 15, ст. 2578; № 43, ст. 7267) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 18 июня 2025 г. № 918
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
1. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства Российской Федерации
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
По итогам 2024 года в сфере лесного хозяйства отмечаются:
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 157, 91 процента в связи с увеличением в 2024 году объемов лесовосстановления и лесоразведения до 1501, 9 тыс. гектаров и отсутствием роста площадей рубки и погибших лесных насаждений в 2021 году. В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по сохранению значения этого показателя на уровне не ниже 100 процентов;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до уровня 26, 8 процента в связи с достижением фактического объема заготовки древесины 193, 5 млн. куб. метров, а также принятыми мерами государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса;
снижение на 1, 7 млн. гектаров от установленного планового значения площади лесных пожаров на землях лесного фонда (8255576, 9 гектара) благодаря увеличению финансирования на охрану лесов от пожаров, что позволило увеличить кратность наземного и авиационного патрулирования, привлекаемые силы и средства, в том числе воздушные силы, территорию покрытия системами видеонаблюдения, осуществить закупку новой лесопожарной техники;
снижение ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров до 10, 6 млрд. рублей за счет выполнения профилактических противопожарных мероприятий, а также своевременного обнаружения лесных пожаров и их тушения на малых площадях;
обеспечение поглощения лесами углерода до уровня 1144, 8 млн. тонн благодаря реализации комплекса мер, предусмотренных интенсивным сценарием Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р;
снижение площади погибших лесных насаждений по сравнению с 2023 годом до уровня 65, 18 тыс. гектаров в связи с сокращением площадей верховых пожаров, являющихся основной причиной гибели лесных насаждений.
В 2024 году достигнуты следующие результаты:
обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (комплексов мониторинга с беспилотными летательными аппаратами) , а также технологии тушения лесных пожаров (выполнение взрывных работ, осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков) ;
увеличена доля площади, на которой проведены мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, к площади очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, до уровня 33, 9 процента;
обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 109063, 7 тыс. гектаров (план - 109000 тыс. гектаров) ;
увеличена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства до уровня 48, 5 процента (план - 36, 4 процента) ;
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории;
осуществлен контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (в рамках государственного задания) . Проведены в установленные сроки проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, рассмотрены и согласованы сводные планы тушения лесных пожаров;
обеспечено выполнение мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях локализации и ликвидации лесного пожара (в рамках государственного задания) ;
снижено количество нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам и находящимся в них природным объектам, до 16, 7 тыс. единиц (план - 28, 5 тыс. единиц) ;
увеличен объем семян с улучшенными наследственными свойствами до 9, 23 тонны (план - 3, 72 тонны) ;
выращен посадочный материал в количестве 886, 8 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 229, 5 млн. штук;
актуализированы данные по фонду лесовосстановления с использованием результатов дешифровки материалов дистанционного зондирования Земли;
осуществлены мероприятия, предусмотренные в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны;
обеспечено отношение количества высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году к количеству таких мест в 2011 году на уровне 121, 7 процента.
Наиболее значимыми факторами недостижения показателей настоящей Программы в 2024 году являются:
вовлечение в обслуживаемую зону все больше труднодоступных и удаленных территорий, которое позволит организовать оперативную доставку достаточных сил и средств пожаротушения авиационными методами для тушения лесных пожаров в первые сутки на данных участках;
лесорастительные и географические условия (сложный рельеф местности (крутизна склона горы) , высота над уровнем моря) не позволяют оперативно ликвидировать возгорания в первые сутки;
аномальные погодные условия, почвенно-климатические факторы (засуха, наводнения) .".
2. Разделы 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена национальная цель "Экологическое благополучие", для достижения которой установлен показатель "Сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках".
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Российской Федерации и биологического разнообразия;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, жизнь и деятельность которых связаны с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации.
5. Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий Российской Федерации
К приоритетным территориям Российской Федерации относятся Арктическая зона Российской Федерации, Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Донецкая Народная Республика, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Запорожская область, Калининградская область, Херсонская область и г. Севастополь.
На территориях субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным территориям Российской Федерации, осуществляется реализация основных мероприятий настоящей Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
Указанные мероприятия направлены на решение задач реализации настоящей Программы, а также на достижение показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным территориям Российской Федерации, и включают в себя:
повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов;
проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) ;
осуществление федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними;
осуществление лесной охраны;
создание новых и развитие действующих объектов лесного семеноводства;
создание новых и модернизация существующих питомнических хозяйств;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов;
проведение мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики;
проведение мероприятий по увеличению площади лесовосстановления;
проведение мероприятий по формированию запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации специализированной техникой и оборудованием.".
___________