Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов, подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2025 г. № 209
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов, подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов и подведомственных организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов и подведомственных организаций.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 24 февраля 2025 г. № 209
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов и подведомственных организаций
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов и подведомственных организаций.
2. Под объектами (территориями) в настоящих требованиях понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения, помещения) и прилегающая к ним территория, а также части здания (строения, сооружения) , правообладателями которых являются Федеральное агентство по делам национальностей, его территориальные органы и подведомственные организации.
3. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, осуществления контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
г) на объекты (территории) , на которых количество единовременно пребывающих людей составляет не более 20.
4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) возлагается на должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью служащих и работников на объекте (территории) (далее - руководитель объекта) .
II. Категорирование объектов (территорий)
5. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) на основании оценки состояния защищенности объекта (территории) , учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) , при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий) , которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
6. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью (далее - пострадавшие) .
Прогнозный показатель количества пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих на объекте (территории) людей в рабочие дни.
7. Категорирование объекта (территории) проводится созданной решением руководителя объекта комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) :
в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 4 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня ввода объекта (территории) в эксплуатацию.
8. В состав комиссии включаются:
в качестве председателя комиссии - руководитель объекта или уполномоченное им должностное лицо;
в качестве членов комиссии - федеральные государственные гражданские служащие Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов, работники подведомственных организаций, представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) и при необходимости представители организаций, осуществляющих техническую эксплуатацию объекта (территории) .
9. В ходе работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет оценки состояния его антитеррористической защищенности, в том числе проверяет организацию охраны и пропускного режима, наличие и работоспособность инженерно-технических средств охраны;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , организацию его функционирования, принимаемые меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) ;
в) определяет возможные последствия совершения террористического акта на основании оценки состояния защищенности объекта (территории) , учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта;
г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории) и критические элементы объекта (территории) ;
д) устанавливает категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную объекту (территории) категорию;
е) определяет достаточность мер, принимаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) , и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории) .
10. Срок работы комиссии определяется руководителем объекта и составляет не более 30 рабочих дней.
11. В качестве потенциально опасных участков объекта (территории) выделяются участки объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
В качестве критических элементов объекта (территории) , совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта, его повреждению или аварии на объекте, рассматриваются:
зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории) , в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
отделы (участки) секретного делопроизводства.
12. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) (далее - акт обследования и категорирования) , который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) , составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
В случае возникновения разногласий между членами комиссии решение принимается большинством голосов по результатам голосования. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования, при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования.
13. С учетом возможных последствий совершения террористического акта на объектах (территориях) устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории) , на которых максимальное количество пострадавших в результате совершения террористического акта может составлять 150 человек и более;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории) , на которых максимальное количество пострадавших в результате совершения террористического акта может составлять от 21 до 150 человек.
14. Решением руководителя объекта в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности этого объекта (территории) , а также прогнозный объем расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
Срок завершения указанных мероприятий не должен превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования.
15. Служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в акте обследования и категорирования, иных документах и на других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
16. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от присвоенной ему категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) , что достигается посредством:
организации охраны и установления пропускного и (или) внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;
разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории) ;
своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий, направленных на совершение преступлений террористического характера;
оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, поддержания их в исправном состоянии;
контроля за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
своевременного обнаружения фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
организации обеспечения информационной безопасности и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории) ;
б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
постоянного мониторинга обстановки внутри объекта (территории) , в том числе с использованием системы видеонаблюдения;
своевременного выявления нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) ;
принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
организации санкционированного допуска на объекты (территории) лиц и транспортных средств;
периодического осмотра объекта (территории) в целях обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ) ;
контроля за деятельностью сторонних лиц, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории) , а также за пребыванием на объекте (территории) посетителей;
исключения пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) ;
контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объекте (территории) , что достигается посредством:
своевременного выявления нарушения пропускного режима, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) ;
организации санкционированного допуска на объекты (территории) лиц и транспортных средств;
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) ;
организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) (при их наличии) ;
организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;
г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угроз террористических актов на объектах (территориях) , что достигается посредством:
своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;
разработки алгоритмов действий работников (служащих) и иных лиц, находящихся на объекте (территории) , при обнаружении подозрительных лиц или предметов, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) (далее - алгоритмы действий) ;
своевременного информирования органов (организаций) , в ведении которых находятся объекты (территории) , подразделений (организаций) , осуществляющих охрану объектов (территорий) , об угрозе или о совершении террористического акта;
оперативного оповещения и проведения эвакуации работников (служащих) и посетителей объектов (территорий) ;
разработки порядка эвакуации работников (служащих) и посетителей в случае получения информации об угрозе совершения на объекте (территории) террористического акта либо о его совершении;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) , что достигается посредством:
ограничения доступа работников (служащих) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории) , иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, что достигается посредством:
неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) ;
своевременного обнаружения фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории) , в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;
обучения работников (служащих) объекта (территории) способам защиты и действиям в условиях угрозы распространения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;
проведения практических занятий с работниками (служащими) объектов (территорий) по действиям в условиях угрозы проноса на территорию, распространения и (или) распространения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
17. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются:
а) организация охраны объектов (территорий) и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;
б) организация мероприятий по проведению тренировок и учений по алгоритмам действий;
в) назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) , в случае отсутствия штатных сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности;
г) разработка организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
д) оборудование объектов (территорий) тревожной сигнализацией и средствами связи для экстренного вызова сотрудников правоохранительных органов;
е) обеспечение оповещения и при необходимости экстренная эвакуация людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
ж) выполнение мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц к сведениям о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) .
18. На объектах (территориях) , которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 17 настоящих требований, осуществляются:
а) оборудование объектов (территорий) системами видеонаблюдения, электронными системами контроля и управления доступом;
б) оснащение стационарными или ручными металлодетекторами.
19. Объект (территория) независимо от присвоенной ему категории может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны, соответствующими более высокой категории.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) и реагирования на полученную информацию
20. Работники (служащие) объекта (территории) при обнаружении угрозы совершения террористического акта, полу