ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 февраля 2025 г. № 394-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Стратегию представления на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности положениями Стратегии в ходе представления и продвижения на ключевых международных мероприятиях достижений и успехов Российской Федерации в различных областях экономики и культуры.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии в ходе представления и продвижения на ключевых международных мероприятиях достижений и успехов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. МИДу России ежегодно, до 1 февраля, представлять в Правительство Российской Федерации сводный доклад о ходе реализации Стратегии.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 21 февраля 2025 г. № 394-р
СТРАТЕГИЯ представления на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры
I. Общие положения
Стратегия представления на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры (далее - Стратегия) направлена на содействие при участии Национального центра "Россия", созданного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 июля 2024 г. № 199-рп "О создании Национального центра "Россия", более широкому ознакомлению международной общественности с достижениями Российской Федерации на ключевых международных мероприятиях, в том числе в рамках двусторонних связей Российской Федерации с иностранными государствами, а также на продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Стратегией определяются основные цели, задачи и инструменты продвижения на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 г. № 2501-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р, Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2023 г. № 2461-р.
При формировании Стратегии учитывались в том числе положения Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом", и Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации".
Для реализации Стратегии необходимы консолидация и согласованность усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, общественных организаций, институтов развития и фондов, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ по представлению на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры.
В реализации Стратегии и разработке идей в рамках формулирования подходов к представлению достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры, согласовании и сопряжении планов проведения конгрессно-выставочных мероприятий, а также в обеспечении согласованности и скоординированности действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, общественных организаций, институтов развития и фондов, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ могут участвовать временные рабочие группы, создаваемые Организационным комитетом Национального центра "Россия", образованным Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2024 г. № 754 "Об Организационном комитете Национального центра "Россия".
II. Цели и задачи Стратегии
Стратегическими целями и задачами Стратегии являются:
демонстрация цивилизационной роли Российской Федерации в мировой истории и содействие пониманию иностранными гражданами исторического пути, роли и места Российской Федерации в развитии человечества, расширение контактов между народами;
популяризация на международном уровне Российской Федерации как уникальной страны-цивилизации, а также ценностей нового мироустройства, построенного на справедливости, равенстве и взаимном уважении всех стран и народов;
демонстрация мировой общественности позитивной роли Российской Федерации в мире, способствующей формированию более справедливого мироустройства;
представление на примере культурного разнообразия Российской Федерации уникального опыта сосуществования различных народов и этносов и сохранения их самобытности на территории единого государства;
формирование привлекательного образа Российской Федерации как страны, предоставляющей большие возможности для реализации человека, имеющей значительный природно-ресурсный, экономический и культурный потенциал, доступной для мировой общественности и открытой к международному сотрудничеству в различных областях экономики и культуры;
повышение международной осведомленности об истории развития и достижениях регионов Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры;
демонстрация результатов развития многосторонних отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
взаимообогащение культур народов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе повышение доступности российского культурного достояния;
продвижение русского языка;
создание условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в области экономики и культуры;
демонстрация богатейшего природно-ресурсного потенциала Российской Федерации, являющейся в том числе мировым лидером по площади территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью человека;
популяризация туристского продукта и повышение привлекательности страны в области туризма, а также развитие экотуризма;
формирование положительного имиджа Российской Федерации и ее регионов в мире как привлекательного центра для проведения крупных международных экономических, деловых, культурных, научных, спортивных мероприятий, а также мероприятий в области туризма;
популяризация российских товаров и услуг, повышение уровня их узнаваемости;
популяризация опыта Международной выставки-форума "Россия", Фонда "Росконгресс", акционерного общества "Российский экспортный центр", Ассоциации "Национальное конгресс-бюро", Российского союза выставок и ярмарок, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, а также других участников конгрессно-выставочного рынка для представления на ключевых международных мероприятиях достижений и успехов Российской Федерации в различных областях экономики и культуры.
III. Инструменты продвижения достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры
Инструментами продвижения достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры являются:
объединение усилий и обеспечение согласованности действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций государственных компаний, публично-правовых компаний, общественных организаций, институтов развития и фондов, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ по представлению на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры;
обеспечение участия Российской Федерации в ключевых международных выставочных и диалоговых мероприятиях, задачей которых является демонстрация достижений стран мира, в том числе в мероприятиях Международного бюро выставок, Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI, Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО" и других крупнейших международных выставок и профильных форумов в целях формирования представления о Российской Федерации как об уникальной стране-цивилизации;
применение опыта Международной выставки-форума "Россия" и иных лучших национальных практик демонстрации на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации и положительного опыта развития субъектов Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры;
привлечение экспертов при выработке подхода к сбору и подготовке материалов, наглядно демонстрирующих достижения Российской Федерации и положительный опыт развития субъектов Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры, и формулировании идеологической концепции их представления на ключевых международных мероприятиях;
координация и согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, общественных организаций, институтов развития и фондов, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ при выработке подходов к представлению на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации и положительного опыта развития субъектов Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры;
участие в организации "перекрестных" годов Российской Федерации с иностранными государствами в рамках двусторонних связей Российской Федерации с иностранными государствами;
использование федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компаниями, неправительственными и некоммерческими организациями, учреждениями науки и культуры материалов, подготовленных в целях демонстрации успехов внутри страны, для представления на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в различных областях экономики и культуры;
использование экспертов при аккумулировании материалов по достижениям Российской Федерации и положительному опыту развития субъектов Российской Федерации в различных отраслях экономики и культуры, их отборе и утверждении для дальнейшего представления на ключевых международных мероприятиях;
внедрение инструментов популяризации национальных и региональных брендов, в частности через программу "Сделано в России";
составление и утверждение единого событийного календаря ключевых международных конгрессно-выставочных мероприятий, имеющих целью демонстрацию достижений стран в различных отраслях экономики и культуры;
выдвижение инициатив проведения ключевых международных конгрессно-выставочных мероприятий, имеющих целью демонстрацию достижений стран в различных отраслях экономики и культуры, на ведущих площадках Российской Федерации;
расширение сети городов-побратимов в целях углубления экономических связей и культурного обмена;
расширение практики организации цифровых выставочных павильонов, создание мобильных приложений и мультимедийных гидов для навигации по различным экспозициям;
организация выставочной деятельности и следующих мероприятий:
форумы, симпозиумы, конференции, круглые столы и прочие мероприятия различного характера;
мероприятия для молодежи (слеты, турниры, конференции, фестивали, кинофестивали) ;
выставки и презентации;
мероприятия для детей, проводимые в целях ознакомления молодого поколения иностранных государств с российской историей и культурой;
научно-технические мероприятия для детей и молодежи, совместные международные проекты;
популяризация опыта Международной выставки-форума "Россия", отражающего достижения страны в различных областях экономики и культуры, на ключевых международных мероприятиях, а также в рамках двусторонних связей Российской Федерации с иностранными государствами;
проведение дней бизнеса за рубежом (с привлечением национальных бизнес-ассоциаций) ;
организация двусторонних и многосторонних проектов, в том числе с иностранными государствами, по обмену опытом, образовательному, культурному, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, направленных на молодежную аудиторию;
государственная поддержка деятельности российских неправительственных и некоммерческих организаций за рубежом и обеспечение их согласованного взаимодействия;
обеспечение полноформатного информационного сопровождения проводимых в рамках Стратегии мероприятий, в том числе с опорой на медийные (включая цифровые) ресурсы организаторов и участвующих российских ведомств, компаний и некоммерческих организаций, а также на российские и зарубежные средства массовой информации, включая средства массовой информации соотечественников, а также блогерское сообщество;
использование информационных возможностей органов власти различных уровней, посольств Российской Федерации за рубежом, торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, общественных организаций, межрегиональных и отраслевых объединений предпринимателей для продвижения приоритетных конгрессно-выставочных мероприятий.
IV. Региональные направления
Важную роль в продвижении российских ценностей играет укрепление связей с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, имеющими общую историю с Российской Федерацией. Популяризация российских ценностей в ближнем зарубежье будет способствовать реализации Стратегии во взаимодействии с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Целесообразно содействовать проведению совместных и индивидуальных российских мероприятий на площадках Содружества Независимых Государств, а также в рамках двусторонних связей Российской Федерации с государствами региона.
Повышенное внимание в реализации Стратегии уделяется Азиатско-Тихоокеанскому региону, Африке и Ближнему Востоку, Латинской Америке и странам Карибского бассейна.
Важное значение имеет проведение крупных совместных и индивидуальных мероприятий на площадках БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.
Особое внимание также следует уделять развитию культурного сотрудничества Российской Федерации с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) , Организацией исламского сотрудничества, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Африканским союзом, а также с дружественными объединениями Латинской Америки.
V. Приоритетные направления реализации Стратегии
Приоритетными направлениями реализации Стратегии являются:
демонстрация на ключевых международных мероприятиях экономических и культурных достижений Российской Федерации и положительного опыта развития субъектов Российской Федерации, формирование положительного образа Российской Федерации за рубежом как страны, обладающей богатой культурой, имеющей значительный экономический потенциал, сохраняющей традиционные духовно-нравственные ценности, доступной для мировой общественности и открытой к международному сотрудничеству в различных областях экономики и культуры;
представление материалов, подготовленных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, общественными организациями, институтами развития и фондами, отраслевыми ассоциациями, союзами, научными и предпринимательскими сообществами для Международной выставки-форума "Россия", а также представление на ключевых международных мероприятиях новых экспозиций для демонстрации достижений в различных областях экономики и культуры.
Приоритетными направлениями реализации Стратегии в области экономики являются:
формирование образа Российской Федерации как самодостаточного государства, располагающего богатыми и разнообразными природными ресурсами, диверсифицированной промышленной и технологической базой и способного обеспечить собственную экономическую безопасность несмотря на беспрецедентное внешнее давление, посредством демонстрации масштабных инфраструктурных проектов в различных промышленных отраслях;
представление на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в области промышленности, включая машиностроение, электронику, агропромышленный комплекс и фармацевтику, для демонстрации конкурентоспособности российской промышленной продукции;
приглашение государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний к взаимодействию по вопросам представления на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в области совершенствования технологий производства энергии;
популяризация на ключевых международных мероприятиях туристского продукта для демонстрации высокого потенциала различных видов туризма и действующих "центров притяжения" туристов в целях продвижения Российской Федерации как привлекательного направления для въездного туризма;
содействие участию российских компаний в международных конференциях и форумах для презентации российского опыта импортозамещения для представления зарубежной аудитории возможностей современной российской экономики и повышения ее инвестиционной привлекательности;
представление на ключевых международных мероприятиях достижений Российской Федерации в области искусственного интеллекта и демонстрация практики его внедрения в процессы управления и производства.
Приоритетными направлениями реализации Стратегии в области культуры являются:
участие Российской Федерации в реализации совместных культурных мероприятий с иностранными государствами, в том числе системных, включая обменные культурные события, дни и фестивали национальной культуры и недели кино;
взаимный обмен Российской Федерации с иностранными государствами информацией о реализуемых международных мероприятиях в целях обеспечения участия в них деятелей культуры стран-партнеров;
разработка концептуального подхода к представлению на ключевых межд