Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2025 г. № 79
МОСКВА
Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 738)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" и статьей 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам.
2. Установить, что ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, представляемых в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, несет должностное лицо субъекта Российской Федерации, уполномоченное на представление соответствующих документов.
3. Пункт 121 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2016 г. № 451 "О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3227; 2020, № 9, ст. 1199; 2022, № 7, ст. 957; № 51, ст. 9229; 2023, № 1, ст. 311; № 14, ст. 2464; № 18, ст. 3301; № 43, ст. 7700) , дополнить подпунктом "л" следующего содержания:
"л) принятие решений о согласовании информации о намерениях высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по направлению средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, в соответствии с Правилами списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 г. № 79 "Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам".".
4. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 февраля 2025 г. № 79
ПРАВИЛА списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 738)
1. Настоящие Правила определяют порядок списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, указанным в абзаце втором настоящего пункта (далее - списание) , и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания.
Списанию подлежат две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 г., по бюджетным кредитам, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее соответственно - бюджетные кредиты, задолженность по бюджетным кредитам) , в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии целевого направления субъектом Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания, в соответствии с частями 7 - 10 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) вправе до 1 марта 2025 г. обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением о заключении единого дополнительного соглашения к действующим соглашениям о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключаемого Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации, предусматривающего изменение графика погашения задолженности по бюджетным кредитам, принятие субъектом Российской Федерации дополнительных обязательств, установленных в пункте 10 настоящих Правил, а также установление мер ответственности за их неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение (далее соответственно - обращение, действующее соглашение, дополнительное соглашение, должник) .
Дополнительное соглашение заключается в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") в соответствии с формой, определяемой Министерством финансов Российской Федерации и содержащей обязательства, установленные настоящими Правилами.
К заявлению, предусмотренному абзацем первым настоящего пункта, прилагается информация о намерениях высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по направлению средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате списания в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (далее - высвобождаемые средства) , на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках поддержки инвестиций и реализации инфраструктурных проектов (далее - мероприятия) по сферам, предусмотренным абзацами третьим - десятым пункта 6 и пунктами 7 и 8 настоящих Правил (далее - информация о намерениях) .
3. Информация о намерениях заполняется по форме, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.
4. Дополнительным соглашением устанавливается график погашения должником задолженности по бюджетным кредитам исходя из:
погашения должником одной трети задолженности по бюджетным кредитам в соответствии с графиками погашения задолженности по бюджетным кредитам, действовавшим на 1 марта 2024 г., установленными действующими соглашениями, с 2025 по 2036 год включительно (далее - графики погашения задолженности по бюджетным кредитам, установленные действующими соглашениями) с возможностью ее досрочного погашения;
переноса погашения двух третей задолженности по бюджетным кредитам, подлежащим погашению в соответствии с графиками погашения задолженности по бюджетным кредитам, установленными действующими соглашениями, на период с 2030 по 2039 год включительно ежегодно равными долями.
Две трети задолженности по бюджетным кредитам учитывают в том числе задолженность по бюджетным кредитам, перенесенную с 2024 года на 2025 год в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
При этом в объеме задолженности по бюджетным кредитам, указанной в абзацах втором и третьем настоящего пункта, не учитывается задолженность по бюджетным кредитам, погашенная должником до представления в Министерство финансов Российской Федерации обращения.
Уплата процентов за рассрочку, начисляемых в 2025 - 2029 годах на две трети задолженности по бюджетным кредитам, переносится на 2030 год. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 738)
5. В целях заключения дополнительного соглашения на основании обращения задолженность по бюджетным кредитам консолидируется по основному долгу.
6. Высвобождаемыми средствами, подлежащими направлению на сферы, предусмотренные абзацами третьим - десятым настоящего пункта и пунктами 7 и 8 настоящих Правил, являются две трети задолженности по бюджетным кредитам, подлежащей погашению в соответствии с графиками погашения задолженности по бюджетным кредитам, установленными действующими соглашениями.
Высвобождаемые средства подлежат направлению субъектом Российской Федерации до 2029 года в формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, на реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках федеральных проектов, входящих в национальные проекты, по следующим сферам:
реализация инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая проекты, направленные на замену лифтового оборудования в многоквартирных домах) ;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
реализация инфраструктурных проектов, направленных на обновление подвижного состава общественного транспорта общего пользования;
новые инвестиционные проекты, под которыми понимается ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых или на реконструкцию существующих объектов основных средств стоимостью не менее 50 млн. рублей, которые вводятся в эксплуатацию после 1 марта 2024 г., в сферах сельского и лесного хозяйства, рыбоводства, добычи полезных ископаемых (за исключением добычи и (или) первичной переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата) , туристской, логистической деятельности, обрабатывающего производства, за исключением производства подакцизных товаров (кроме производства автомобильного бензина 5-го класса, дизельного топлива 5-го класса, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, авиационного керосина, продуктов нефте- и газохимии, являющихся подакцизными товарами, легковых автомобилей, мотоциклов, стали жидкой, фармацевтических субстанций спирта этилового, лекарственных средств и сахаросодержащих напитков) , разработки компьютерных технологий, создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок, строительства или реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений) , реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, дорожного хозяйства с применением механизма государственно-частного партнерства. В целях реализации новых инвестиционных проектов высвобождаемые средства подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территорий опережающего развития, инновационных научно-технологических центров, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального и некапитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
компенсация снижения доходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов (далее - недопоступающие доходы от инвестиционного налогового вычета) ;
оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим управление территориями с преференциальными налоговыми режимами, в части расходов, направленных на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты;
финансовое обеспечение докапитализации фондов развития промышленности субъектов Российской Федерации, гарантийных и микрофинансовых организаций в целях реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов;
реализация инфраструктурных проектов по развитию опорных населенных пунктов.
При этом субъект Российской Федерации не менее половины высвобождаемых средств обязан направить на финансовое обеспечение реализации мероприятий в рамках сферы, предусмотренной абзацем третьим настоящего пункта.
В отношении мероприятий, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил, реализация проектов допустима в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта и социального обеспечения населения.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет высвобождаемых средств в целях реализации субъектом Российской Федерации мероприятий в сферах, указанных в абзацах восьмом и девятом настоящего пункта, могут осуществляться в формах, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. Субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого в 2024 году до выравнивания не превышает 0, 65, рассчитываемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе без соблюдения ограничений, установленных пунктом 6 настоящих Правил, направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию национальных проектов, утвержденных на основании и для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - национальные проекты) , а также в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 738)
В дополнение к сферам, предусмотренным абзацами третьим - десятым пункта 6 настоящих Правил, субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого в 2024 году до выравнивания составляет от 0, 65 до 0, 85, рассчитываемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе направить средства, высвобождаемые до 2029 года, в виде расходов инвестиционного характера на реализацию национальных проектов, а также в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 738)
8. Субъект Российской Федерации, в отношении которого Правительством Российской Федерации утверждены мастер-планы городов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, вправе направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию мероприятий, предусмотренных указанными документами Правительства Российской Федерации, без соблюдения ограничений, установленных абзацем одиннадцатым пункта 6 настоящих Правил.
9. Министерство финансов Российской Федерации направляет информацию о намерениях в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, к чьей компетенции относится реализация мероприятий, для подтверждения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти отнесения мероприятий к сферам, предусмотренным абзацами третьим - десятым пункта 6 и пунктами 7 и 8 настоящих Правил, а также наличия мероприятий в государственных программах субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках федеральных проектов, входящих в национальные проекты.
Министерство финансов Российской Федерации одновременно с направлением в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти информации о намерениях направляет информацию о соответствии объема высвобождаемых средств, предусмотренного информацией о намерениях, дополнительному соглашению.
Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ответственными за подтверждение информации о намерениях, являются:
в отношении мероприятий, предусмотренных абзацами третьим - пятым и абзацем десятым пункта 6 настоящих Правил, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в части расходов на обновление подвижного состава общественного транспорта - совместно с Министерством транспорта Российской Федерации) ;
в отношении мероприятий, предусмотренных абзацами шестым - девятым пункта 6 и пунктом 7 настоящих Правил, - Министерство экономического развития Российской Федерации (в части расходов на финансовое обеспечение докапитализации фондов развития промышленности субъектов Российской Федерации - совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) ;
в отношении мероприятий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
В случае несоответствия мероприятия сферам, предусмотренным абзацами третьим - десятым пункта 6 и пунктами 7 и 8 настоящих Правил, заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, к чьей компетенции относится реализация мероприятий, информирует об этом субъект Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации в течение 10 рабочих дней устраняет замечания и повторно направляет информацию о намерениях в заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, направивший замечания, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в течение 15 рабочих дней подтверждают в письменной форме информацию, предусмотренную абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, и направляют ее в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подтверждает направление субъектами Российской Федерации не менее половины высвобождаемых средств на финансовое обеспечение реализации мероприятий в рамках сферы, предусмотренной абзацем третьим пункта 6 настоящих Правил, за исключением субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней представляет информацию о намерениях, согласованную заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, для согласования в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) вправе не более одного раза в год, до 1 октября года, следующего за отчетным, направить в Министерство финансов Российской Федерации уточненную информацию о намерениях для последующего рассмотрения в соответствии с настоящим пунктом. В 20