О внесении изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" и статьи 1 и 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" и статьи 1 и 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Принят Государственной Думой 17 декабря 2024 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2024 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3609; 2002, № 26, ст. 2516; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 638; 2011, № 29, ст. 4291; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; 2016, № 15, ст. 2066; 2020, № 50, ст. 8074; 2021, № 24, ст. 4188; 2023, № 29, ст. 5315) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац восьмой признать утратившим силу;
б) в абзаце десятом слова "информация о фактических и прогнозируемых" заменить словами "информация о текущих и прогнозируемых";
в) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"информация общего назначения - информация о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям бесплатно;";
г) абзац четырнадцатый после слов "выполняемые по заказам" дополнить словом "граждан, ";
2) в части 2 статьи 2 слова "информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" заменить словами "сведений (данных) , полученных в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее - информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении) , ";
3) в абзаце шестом статьи 4 слова "информации о фактическом и прогнозируемом" заменить словами "информации о текущем и прогнозируемом";
4) абзац третий статьи 5 изложить в следующей редакции:
"обеспечение федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения информацией о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией;";
5) статью 6 дополнить словами ", а также обеспечивает федеральные органы исполнительные власти, в том числе федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население информацией о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией";
6) в статье 12:
а) наименование после слов "Российской Федерации" дополнить словами "и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
б) после слов "Вооруженных Сил Российской Федерации" дополнить словами "и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
7) статью 14 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Состав информации общего назначения, порядок и периодичность ее предоставления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 30, ст. 4220; 2019, № 30, ст. 4097; 2021, № 24, ст. 4188; 2023, № 25, ст. 4444; 2024, № 33, ст. 4928) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацами двадцать шестым - двадцать восьмым следующего содержания:
"прогноз неблагоприятных метеорологических условий - информация о формировании метеорологических условий, способствующих накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий - прогноз неблагоприятных метеорологических условий на территориях городских и сельских поселений;
специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий - прогноз неблагоприятных метеорологических условий, подготовленный в отношении отдельных стационарных источников и (или) их совокупности.";
2) статью 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях
1. В городских и сельских поселениях исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют проведение мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи мероприятий определяется исполнительными органами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) , в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
3. Общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий относится к информации общего назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
4. Общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий предоставляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, территориальным органам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) , исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) , федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
5. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) , при поступлении общего прогноза неблагоприятных метеорологических условий обеспечивает информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. Специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий относится к специализированной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
7. Предоставление специализированного прогноза неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется за плату федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Одновременно с предоставлением специализированного прогноза неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям такой прогноз предоставляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, бесплатно территориальным органам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) , исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) , федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, обязаны иметь специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий, который они получают в соответствии с законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях с учетом требований настоящей статьи.
9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 8 настоящей статьи, обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные планом мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, при поступлении специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
10. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные планом мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, при поступлении общих прогнозов неблагоприятных метеорологических условий или специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
11. Планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и до утверждения подлежат согласованию с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) .
12. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, устанавливаются:
1) требования к мероприятиям по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и их проведению при поступлении общих прогнозов неблагоприятных метеорологических условий или специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий;
2) требования к содержанию, составу, форме, порядку разработки, согласования и утверждения плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
3) порядок предоставления общего прогноза неблагоприятных метеорологических условий органам исполнительной власти, указанным в пункте 4 настоящей статьи;
4) порядок предоставления специализированного прогноза неблагоприятных метеорологических условий, требования к составу и содержанию такого прогноза, размер и порядок взимания платы за подготовку и предоставление такого прогноза.
13. В случае изменения состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
28 декабря 2024 года
№ 548-ФЗ