ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 декабря 2024 г. № 3916-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую программу социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года.
2. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных программой, утвержденной настоящим распоряжением (далее - мероприятия) , осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий:
обеспечить реализацию мероприятий;
обеспечить взаимодействие с Правительством Кемеровской области - Кузбасса по вопросам реализации мероприятий;
представлять ежеквартально, до 25-го числа 1-го месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
4. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий.
5. Рекомендовать Правительству Кемеровской области - Кузбасса:
предусмотреть в бюджете Кемеровской области - Кузбасса бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий;
представлять ежеквартально, до 25-го числа 1-го месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 20 декабря 2024 г. № 3916-р
ПРОГРАММА социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года
I. Общие положения
Кемеровская область - Кузбасс входит в состав Сибирского федерального округа и является одним из крупнейших индустриальных центров Российской Федерации.
В регионе проживает 2547, 7 тыс. человек, из которых 86, 5 процента составляет городское население.
В структуре экономики Кемеровской области - Кузбасса (по данным за 2022 год) наибольшую долю занимает промышленное производство (56, 2 процента) , в том числе добыча угля (41, 8 процента) , обрабатывающие производства (10, 9 процента) . Промышленный комплекс представлен такими отраслями, как добыча угля, производство продукции металлургии и химической продукции, а также отраслями, специализирующимися на производстве конечной продукции (производство машин и оборудования, пищевых продуктов, текстильное и швейное производство) .
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, регион занимает 2-е место по объему отгруженной продукции собственного производства на душу населения и превышает по данному показателю среднероссийский уровень в 1, 5 раза.
В 2023 году индекс промышленного производства составил 93, 4 процента к уровню 2022 года, в том числе индекс обрабатывающих производств - 97 процентов к уровню 2022 года.
Кемеровская область - Кузбасс является экспортно ориентированным регионом, на долю которого приходится около 40 процентов экспорта Сибирского федерального округа. В 2020 году предприятиями региона экспортировано более 80 видов продукции в 107 стран мира, что составило 56 процентов общего объема промышленного производства.
Основная доля экспортных операций приходится на предприятия угольной, нефтеперерабатывающей, металлургической и химической промышленности, что соответствует 97, 5 процента.
К конкурентным преимуществам региона относятся:
развитая сеть железнодорожного сообщения (по территории региона проходят железнодорожные магистрали широтного направления международного значения, имеется прямое железнодорожное сообщение с большинством субъектов Российской Федерации) ;
благоприятный инвестиционный климат (действуют преференции для инвесторов, функционируют 4 территории опережающего развития, а также создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа) ;
наличие 2 крупных городских агломераций (Северо-Кузбасская и Южно-Кузбасская) с центрами в гг. Кемерове и Новокузнецке, которые являются новыми эффективными формами организации социально-экономического пространства;
наличие угольно-химического и биомедицинского кластеров, высокий уровень развития фармацевтической промышленности (в регионе работает один из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке производителей фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств, входящих в число ведущих фармацевтических производителей Российской Федерации) ;
ускоренное развитие туристской индустрии (представлены различные виды туризма - горнолыжный, промышленный, историко-культурный, событийный и экологический) ;
близость к основным центрам потребления продукции (логистическая составляющая - федеральная трасса Р-255 "Сибирь", проходящая через территорию Кемеровской области - Кузбасса и являющаяся частью важного трансконтинентального маршрута) ;
развитая инфраструктура связи (территория региона полностью охвачена всеми видами связи с использованием новейших телекоммуникационных технологий) .
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса
Темпы роста региональной экономики и промышленности в целом определяет динамика объема производства в угледобывающей промышленности.
Сдерживающим фактором для диверсификации экономики региона является наличие инфраструктурных ограничений в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса при реализации новых инвестиционных проектов.
Кемеровская область - Кузбасс испытывает острый дефицит поставок природного газа на все действующие газораспределительные станции.
В регионе наблюдается сложная демографическая ситуация, характеризующаяся ежегодным снижением численности постоянного населения за счет естественной и миграционной убыли. В 2023 году смертность превысила рождаемость в 1, 9 раза.
По уровню среднедушевых денежных доходов населения регион занимает 56-е место среди субъектов Российской Федерации и 6-е место в Сибирском федеральном округе.
Социально-экономическое развитие Кемеровской области - Кузбасса в наибольшей степени подвержено риску снижения конкурентоспособности добычи полезных ископаемых в сравнении с ведущими сырьевыми странами мира на фоне ограничения доступа региональных компаний к финансово-кредитным инструментам и современным мировым технологиям добычи и переработки минерального сырья. На конкурентоспособность региональных угледобывающих предприятий оказывает влияние зависимость от импортного оборудования.
По итогам 2023 года наблюдался высокий уровень кадрового дефицита в регионе (на 43, 1 тыс. вакансий приходилось 7, 4 тыс. соискателей) .
Ввиду снижения численности преподавательского состава в учреждениях профессионального и среднего технического образования прогнозируется нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях, а также инженерных специальностях.
Еще один фактор, представляющий риск для развития экономики Кемеровской области - Кузбасса, обусловлен наличием в регионе большого количества моногородов. В случае кризиса градообразующих предприятий в прогнозный период они могут столкнуться с угрозами роста безработицы и экономического спада.
В структуре региональной промышленности лидирующие позиции сохраняют добыча угля, черная и цветная металлургия, производство удобрений. Угольная отрасль формирует 40 процентов налоговых доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса. В 11 моногородах Кемеровской области - Кузбасса, которые зависят от добычи угля, проживает 32 процента всего населения региона. Существуют также сложности с отправкой продукции региональных производителей железнодорожным транспортом, что является сдерживающим фактором для социально-экономического развития региона.
Стратегической задачей развития угольной отрасли Кемеровской области - Кузбасса является увеличение объемов вывоза угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако увеличение объемов экспорта азиатским потребителям существенно ограничивается нехваткой мощностей Восточного полигона (Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожная магистрали) .
За 9 месяцев 2024 г. вывоз угля из Кемеровской области - Кузбасса снизился на 8, 9 процента к аналогичному периоду прошлого года, прибыль угледобывающих компаний сократилась почти в 4 раза.
III. Цели и направления социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года
Основной целью развития Кемеровской области - Кузбасса является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала, путем создания условий для развития технологического суверенитета и повышения туристской привлекательности, снятия инфраструктурных ограничений, повышения качества жизни населения, развития кадрового потенциала.
Целью программы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года является создание условий для обеспечения опережающего социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на основе эффективного использования ее экономического потенциала, расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Достижению целевых показателей социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса согласно приложению № 1 будет содействовать реализация мероприятий программы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года по перечню согласно приложению № 2.
Направлениями социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса, предусмотренными программой социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года, являются:
развитие технологического суверенитета;
снятие инфраструктурных ограничений;
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие кадрового потенциала;
развитие туризма;
развитие угольной отрасли.
___________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к программе социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса
Целевой показатель | Единица измерения | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | |
1. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 70, 69 | 71, 04 | 73, 75 | 74, 28 | 74, 91 | 75, 73 |
2. | Темп роста (индекс роста) физического объема инвестицийв основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году | процентов | 110, 3 | 113, 9 | 138, 2 | 148, 1 | 159, 2 | 170 |
3. | Темп роста (индекс) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году | процентов | 110, 7 | 114, 5 | 114, 7 | 117, 6 | 120, 5 | 137, 8 |
4. | Уровень бедности | процентов | 9, 9 | 9, 4 | 8, 8 | 8, 3 | 7, 9 | 7, 5 |
5. | Объем жилищного строительства* | млн. кв. м | 0, 927 | 0, 927 | 1, 025 | 1, 168 | 2, 043 | 2, 03 |
6. | Создание новых рабочих мест в неугольных отраслях | единиц | 691 | 1537 | 2 432 | 3 134 | 3 980 | 5 848 |
7. | Привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций | млрд. рублей | 21, 9 | 49, 7 | 83, 4 | 118, 7 | 155, 1 | 250, 3 |
8. | Повышение производительности труда в угольной отрасли(на 1 занятого) | млн. рублей | 16, 3 | 16, 4 | 16, 9 | 17, 3 | 17, 6 | 17, 9 |
________________
* Плановые значения целевого показателя будут актуализированы после утверждения проекта паспорта федерального проекта "Жилье" национального проекта "Инфраструктура для жизни".
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к программе социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбассадо 2030 года
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ программы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2030 года
Наименование мероприятия | Срок реализации | Ответственный исполнитель, финансовое обеспечение (федеральный бюджет (ФБ) , консолидированный бюджет Кемеровской области - Кузбасса (КРБ) , средствав рамках списания 2/3 задолженности субъектам Российской Федерации (списание 2/3) , иные источники национального проекта "Инфраструктура для жизни"1 (иные) | Целевые показатели эффективности, единица измерения | Значения целевых показателей эффективности (нарастающим итогом) | |||||||||||||||
2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | ||||||||||||||
Развитие технологического суверенитета | |||||||||||||||||||
1. Создание производственной инфраструктуры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе строительство2-й очереди Кузбасского технопарка(Квартал инноваций) 2 | 2026 - 2027 годы | Минэкономразвития России, Правительство Кемеровской области - Кузбасса | |||||||||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | ||||||||||||||||||
всего | ФБ | КРБ | списание 2/3 | иные | создание новых рабочих мест в неугольных отраслях, единиц | - | - | - | 30 | 60 | 100 | ||||||||
2026 - 2027 2026 2027 | 1050, 06 315 735, 06 | 500 200 300 | 550, 06 115 435, 06 | - - - | - - - | ||||||||||||||
привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, млн. рублей | - | - | - | 50 | 250 | 500 | |||||||||||||
налоговые отчисленияв консолидированный бюджет Кемеровской области - Кузбасса, млн. рублей | - | - | - | 5, 25 | 16, 28 | 30, 32 | |||||||||||||
налоговые отчисленияв федеральный бюджет, млн. рублей | - | - | - | 9, 75 | 30, 23 | 56, 31 | |||||||||||||
объем выручки, млн. рублей | - | - | - | 100, 17 | 310, 53 | 752, 28 | |||||||||||||
2. Докапитализация Фонда развития промышленности Кузбасса3 | 2026 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Кемеровской области - Кузбасса | |||||||||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | ||||||||||||||||||
всего | ФБ | КРБ | списание 2/3 | иные | создание новых рабочих мест в неугольных отраслях, единиц | - | 59 | 123 | 192 | 238 | 290 | ||||||||
2026 - 2030 2026 2027 2028 2029 2030 | 3375 675 675 675 675 675 | 2500 500 500 500 500 500 | 875 175 175 175 175 175 | - - - - - - | - - - - - - | ||||||||||||||
привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, млн. рублей | - | 699 | 1381, 5 | 1963, 5 | 2376 | 3114 | |||||||||||||
налоговые отчисленияв консолидированный бюджет Кемеровской области - Кузбасса, млн. рублей | - | 84, 5 | 320 | 604 | 907, 5 | 1395 | |||||||||||||
налоговые отчисленияв федеральный бюджет, млн. рублей | - | 197, 5 | 747, 5 | 1408 | 2117, 5 | 3257 | |||||||||||||
Снятие инфраструктурных ограничений | |||||||||||||||||||
3. Софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимых для снятия инфраструктурных ограничений в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса при реализации новых инвестиционных проектов3, 4 | 2026 - 2030 годы | Правительство Кемеровской области - Кузбасса, Минстрой России, Минэкономразвития России | |||||||||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | ||||||||||||||||||
всего | ФБ | КРБ | списание 2/3 | иные | создание новых рабочих мест в неугольных отраслях, единиц | - | - | - | 8 | 303 | 1338 | ||||||||
2026 - 2030 2026 2027 2028 2029 2030 | 22031, 6 3278, 45 5669, 45 5264, 4 5134, 3 2685 | 4400 - 1000 1000 1200 1200 | 1979, 1 234, 05 555, 05 350 420 420 | 15652, 5 3044, 4 4114, 4 3914, 4 3514, 3 1065 | - - - - - - | ||||||||||||||
привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, млн. рублей | - | - | - | 9460 | 23380 | 43980 | |||||||||||||
налоговые отчисленияв консолидированный бюджет Кемеровской области - Кузбасса, млн. рублей | - | - | - | 8 | 52 | 266 | |||||||||||||
налоговые отчисленияв федеральный бюджет, млн. рублей | - | - | - | 54 | 159 | 655 | |||||||||||||
4. Строительство сетей газоснабженияи объектов газификациидля обеспечения перспективных потребителей5 | 2026 - 2030 годы | Правительство Кемеровской области - Кузбасса | привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, млн. рублей | - | 4800 | 14000 | 26300 | 33300 | 42610 | ||||||||||