ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. № 3875-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) .
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется Минэкономразвития России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минэкономразвития России:
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Алтайского края по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России данные по целевому показателю "Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации", предусмотренному приложением № 1 к индивидуальной программе.
6. Рекомендовать Правительству Алтайского края:
предусматривать в бюджете Алтайского края необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий индивидуальной программы, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить совместно с территориальными органами Казначейства России казначейское сопровождение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальной программы, в том числе доведение средств федерального бюджета до конечного получателя субсидий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 19 декабря 2024 г. № 3875-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-экономического развития Алтайского края
на 2025 - 2030 годы
I. Общие положения
Алтайский край - субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа.
В Алтайском крае проживает 2, 1 млн. человек (22-е место в Российской Федерации и 5-е место в Сибирском федеральном округе) , из них 41, 5 процента - сельское население.
В регионе имеются запасы разнообразных природных ресурсов и уникальные месторождения яшмы, малахита, порфиров, мрамора, гранита, строительных материалов. При этом доля добывающей промышленности по итогам 2022 года составляла 0, 7 процента (по Российской Федерации - 14, 5 процента) .
Экономика Алтайского края диверсифицирована. В структуре валового регионального продукта по итогам 2022 года промышленность занимала 22, 6 процента, сельское хозяйство - 15, 8 процента.
Валовой региональный продукт на душу населения в 2022 году составлял 440, 9 тыс. рублей (69-е место среди субъектов Российской Федерации) .
Основными социально-экономическими показателями Алтайского края за 2020 - 2024 годы являются:
темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, за 2024 год - 111, 6 процента к 2020 году;
темп роста реального среднедушевого денежного дохода населения за 2024 год - 111, 5 процента к 2020 году;
уровень бедности сократился с 17, 6 процента в 2019 году до 13, 6 процента в 2024 году;
уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, не превысил 5, 7 процента.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития Алтайского края
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Алтайском крае в 2023 году составила 13, 3 процента, что в 1, 6 раза превышает значение указанного показателя по Российской Федерации. По уровню номинальной заработной платы по итогам 2023 года регион занимает 75-е место в Российской Федерации, уровень бедности по итогам 2023 года в 1, 5 раза ниже среднероссийского показателя.
В Алтайском крае отмечается естественная убыль населения, которая в 2023 году составила 6, 5 человека на 1 тыс. человек при среднероссийском показателе 3, 3 человека на 1 тыс. человек. Миграционный отток населения за последние 5 лет составил 19, 6 тыс. человек, в том числе трудоспособного населения - 14, 5 тыс. человек.
Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал на душу населения находится на низком уровне (73-е место в Российской Федерации) . Производительность труда в обрабатывающей промышленности в 2 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации, изменение ее уровня с 2017 года незначительно.
В Алтайском крае самая высокая в стране протяженность автомобильных дорог общего пользования (53340 километров) , 52 процента которых не соответствуют нормативным требованиям.
Состояние дорожной сети влияет на рост транспортных издержек, доступность туристских объектов и использование международного транзитного потенциала.
Сдерживающим фактором развития туристского потенциала в Алтайском крае является недостаточно развитая транспортная инфраструктура в регионе и удаленность г. Барнаула от главных туристских объектов.
III. Цели и направления социально-экономического развития Алтайского края
Стратегической целью социально-экономического развития Алтайского края является развитие человеческого капитала путем создания комфортной среды для жизни, творчества и самореализации на базе устойчивого экономического роста.
Целью индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) является создание условий для обеспечения опережающего социально-экономического развития Алтайского края на основе эффективного использования его экономического потенциала, расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Достижению целевых показателей социально-экономического развития Алтайского края согласно приложению № 1 будет содействовать реализация мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению № 2 (далее - мероприятия) . Указанные целевые показатели имеют аналитическое отражение в индивидуальной программе.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Алтайского края, предусмотренными индивидуальной программой, являются:
создание условий для реализации инвестиционных проектов;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
создание условий для развития туризма.
Реализация инвестиционных проектов, снятие инфраструктурных ограничений будут стимулировать создание новых высокопроизводительных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, что будет способствовать росту уровня жизни населения.
IV. Мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Алтайского края
Финансирование мероприятий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета - ответственным исполнителем мероприятий Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Средства федерального бюджета направлены на реализацию мероприятий, исключающих дублирование существующих федеральных мер поддержки в рамках отраслевых направлений.
Докапитализация Фонда развития Алтайского края будет способствовать реализации не менее 6 инвестиционных проектов в сфере промышленности, что приведет к повышению производительности труда, снижению уровня износа основных фондов предприятий региона, обеспечит другие отрасли в регионе и за его пределами востребованной продукцией.
В Алтайском крае отмечается повышенный интерес к реализации новых инвестиционных проектов, при этом в регионе существует дефицит свободных земельных участков, обеспеченных инфраструктурой для их реализации. В связи с этим в индивидуальную программу включено мероприятие, предусматривающее создание производственной площадки, в том числе в форме особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
В целях расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона в индивидуальной программе предусматриваются мероприятия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по развитию туризма.
___________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к индивидуальной программе социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ социально-экономического развития Алтайского края
Целевой показатель | 2020 год (базовый период) | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | |
1. | Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году, процентов | 100 | 116, 9 | 122, 4 | - | - | - | - |
2. | Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году, процентов | 100 | 116, 3 | 119, 6 | - | - | - | - |
3. | Уровень бедности, процентов | 16, 8 | 12, 7 | 12 | - | - | - | - |
4. | Уровень безработицы, процентов | 5, 9 | 3, 8 | 3, 8 | - | - | - | - |
5. | Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, процентов | 12, 4* | > среднего значения по группе субъектов Российской Федерации** |
______________________
* Средний темп роста в 2020 - 2023 годах.
** Субъекты Российской Федерации - получатели дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Фактические данные о средних значениях по группе субъектов Российской Федерации определяются исходя из информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляемой Казначейством России.
___________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к индивидуальной программе социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы
ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы
Наименование мероприятия | Срок реализации | Ответственный исполнитель, финансовое обеспечение (федеральный бюджет (ФБ) , консолидированный бюджет Алтайского края (КРБ) | Целевые показателиэффективности, единица измерения(влияние на мероприятие -прямое или косвенное) | Значения целевых показателей эффективности (нарастающим итогом) | |||||||||
2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | ||||||||
Создание условий для реализации инвестиционных проектов | |||||||||||||
1. | ДокапитализацияФонда развития Алтайского края | 2025 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | ||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 20 | 49 | 80 | 107 | 132 | 177 | ||||
2025 - 2030 2025 2026 2027 2028 2029 2030 | 1515, 14 252, 53 252, 52 252, 52 252, 52 252, 52 252, 53 | 1500 250 250 250 250 250 250 | 15, 14 2, 53 2, 52 2, 52 2, 52 2, 52 2, 53 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций) , млн. рублей (прямое) | 400 | 910, 2 | 1010, 4 | 2103, 8 | 3196, 7 | 5380, 1 | |||
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 108, 1 | 407, 8 | 716, 5 | 911, 5 | 1518, 9 | 1911, 4 | |||||||
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 0, 8 | 1, 5 | 1, 9 | 11, 9 | 20, 9 | 28, 9 | |||||||
2. | Устранение инфраструктурных ограниченийв муниципальных образованиях Алтайского края с целью формирования подготовленныхдля реализации инвестиционных проектов земельных участков | 2025 - 2027 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | ||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 1 | 1 | 4 | 5 | 7 | 8 | |||||
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 0 | 60 | 70 | 230 | 263 | 306 | ||||
2025 - 2027 2025 2026 2027 | 1010, 1 439, 39 368, 69 202, 02 | 1000 435 365 200 | 10, 1 4, 39 3, 69 2, 02 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций) , млн. рублей (прямое) | 100, 1 | 550, 1 | 870 | 1237 | 1914 | 2650 | |||
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 13, 7 | 28, 6 | 54, 7 | 330, 5 | 565, 9 | 868, 4 | |||||||
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 1, 2 | 1, 2 | 2, 1 | 2, 4 | 3, 1 | 3, 3 | |||||||
3. | Создание производственной площадки, в том числев форме особой экономической зоны промышленно-производственного типа, на земельных участках, расположенных в северо-западном направлении от пересечения улицы Просторной и Павловского тракта в г. Барнауле Алтайского краяи переданных акционерному обществу "ДОМ.РФ" для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации, включая проработку вопроса о передаче указанных земельных участков из федеральной собственности в собственность Алтайского края | 2025 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | создание площадки для промышленного производствав форме особой экономической зоны, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |||
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |||||||||||||
4. | Субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства | 2025 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | ||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество получателей поддержки, единиц (прямое) | 57 | 114 | 180 | 208 | 226 | 263 | |||||
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 86 | 172 | 273 | 316 | 345 | 403 | ||||
2025 - 2030 2025 2026 2027 2028 2029 2030 | 1414, 15 303, 03 303, 03 353, 54 151, 52 101, 01 202, 02 | 1400 300 300 350 150 100 200 | 14, 15 3, 03 3, 03 3, 54 1, 52 1, 01 2, 02 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций) , млн. рублей (прямое) | 606 | 1212 | 1919 | 2222 | 2424 | 2800 | |||
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 175 | 350 | 554 | 641 | 699 | 815 | |||||||
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 0, 6 | 1, 2 | 1, 9 | 2, 2 | 2, 4 | 2, 8 | |||||||
Создание условий для развития туризма | |||||||||||||
5. | Строительство автомобильной дороги "Обход г. Бийскав Бийском районе Алтайского края" | 2027 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | ||||||||||
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | акт ввода объекта в эксплуатацию, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |||||
всего | ФБ | КРБ | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||||
2027 - 2030 2027 2028 2029 2030 | 2020, 2 202, 02 606, 06 656, 57 555, 55 | 2000 200 600 650 550 | 20, 2 2, 02 6, 06 6, 57 5, 55 | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 250 | 340 | |||
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций) , млн. рублей (прямое) | 0 | 706, 1 | 1868, 6 | 3100, 4 | 3100, 4 | 3100, 4 | |||||||
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, км (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | |||||||
объем налоговых отчислений в бюджеты всех |