О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2024 г. № 1805
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2159; 2019, № 15, ст. 1743; 2021, № 47, ст. 7836; 2022, № 23, ст. 3840; № 45, ст. 7729; 2023, № 52, ст. 9669) .
2. Признать утратившими силу:
абзацы сорок первый, сорок седьмой - пятьдесят третий, шестьдесят второй и сто восьмой изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 1922 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 47, ст. 7836) ;
подпункт "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1016 "О внесении изменений в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 23, ст. 3840) ;
абзацы шестой и восьмой - тринадцатый пункта 2 изменений, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2022 г. № 1949 "О внесении изменений в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 45, ст. 7729) ;
пункт 2 изменений, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. № 2241 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 52, ст. 9669) .
3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 декабря 2024 г. № 1805
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"
1. Подраздел "Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" изложить в следующей редакции:
"Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасль.
Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасли. Продолжается работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи, обеспечению информационной безопасности, поддержке импортозамещения, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления, медиаотрасли, а также по кадровому обеспечению ключевых отраслей, в особенности отрасли информационных технологий.
По результатам анализа, проведенного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" на основе официальной статистической информации, с 2019 по 2023 год ИТ-отрасль находится на первом месте по темпам роста среди крупных отраслей экономики. Произошло увеличение всех основных показателей - вклада в валовый внутренний продукт, объема реализации продукции и услуг собственной разработки, численности сотрудников и инвестиций в основной капитал. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провело масштабное исследование ИТ-отрасли.
Объем реализации продуктов собственной разработки и ИТ-услуг увеличился с 2019 по 2023 год в 2, 5 раза и составил 3, 1 трлн. рублей. Среднегодовой темп роста показателя за этот период составил 26 процентов (в текущих ценах) . Для сравнения, в целом по экономике объем реализованной продукции вырос в 1, 6 раза за 4 года.
Средняя зарплата в ИТ-отрасли в 2 раза выше средней по экономике. В 2023 году она составляла 155, 9 тыс. рублей, что в 1, 7 раза больше, чем в 2019 году.
Численность работников ИТ-отрасли стабильно растет и за 4 года увеличилась в 1, 5 раза, а к концу 2023 года составила 857 тыс. человек. Для сравнения, в целом по экономике количество сотрудников за этот же период почти не изменилось.
Инвестиции в основной капитал ИТ-компаний составили почти 500 млрд. рублей. Это в 4, 4 раза больше, чем в 2019 году, и почти на 50 процентов выше, чем в 2022 году (в текущих ценах) . Экономика в целом выросла по этому показателю в 1, 8 раза.
С 2019 года по динамике валовой добавленной стоимости ИТ-отрасль опережала другие крупные секторы экономики. Среднегодовой темп ее прироста в реальном выражении за 2019 - 2023 годы превысил 10 процентов. В результате вклад в валовый внутренний продукт вырос в 1, 5 раза за 4 года и составил почти 2 процента.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2023 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1, 96 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 5, 2 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики) . В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 46 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2023 году оценивается в 652, 1 млрд. рублей, из них 77, 1 процента (502, 6 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2023 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86, 4 процента.
В 2025 - 2027 годах операторы связи планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, сохранение качества предоставляемых услуг связи для потребителей, в том числе обеспечение надежного высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", а также развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг" и возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В условиях санкционной политики актуальны угрозы деактивации недружественными государствами зарубежных средств защиты информации, включая штатные (встроенные) механизмы безопасности зарубежных информационных технологий, а также прекращение предоставления по инициативе недружественных государств сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) зарубежными организациями, что может привести к ограничению доступности информационных ресурсов государства, нарушению конфиденциальности и целостности информации, передаваемой при электронном взаимодействии государства, граждан и бизнеса.
Для парирования указанных угроз необходимо обеспечить массовое применение отечественных средств защиты информации, включая сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации, а также использование сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) российскими организациями.
Большинство технологий, в которых необходимо достичь технологического суверенитета, относятся к умным технологиям, которые построены на вычислительных алгоритмах и на обмене данными через сеть "Интернет". Как следствие, повышается уязвимость всех ключевых отраслей экономики и социальных сфер от киберугроз. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, сегодня от киберпреступлений экономика теряет около 156 млрд. рублей ежегодно.
С каждым годом уровень ущерба и количество атак растут - по данным исследования общества с ограниченной ответственностью "СОЛАР СЕКЬЮРИТИ", в I квартале 2024 г. количество атак достигло 119 тысяч - это вдвое больше значения I квартала 2023 г., а самыми атакуемыми отраслями стали государственный сектор, финансовая отрасль и сфера ИТ. Атаки нового поколения уже выполняются злоумышленниками с применением технологий искусственного интеллекта, которые постоянно совершенствуются, в том числе в части быстрого поиска уязвимостей в отечественных цифровых платформах.
Устойчивость критической информационной инфраструктуры во многом определяется ее защищенностью от DDoS-атак, количество и мощность которых растут с каждым годом, - федеральным государственным унитарным предприятием "Главный радиочастотный центр" в 2023 году отражено 185 крупных DDoS-атак, а в I квартале 2024 г. - уже 512. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций создана национальная система противодействия DDoS-атакам, которая обеспечивает дополнительную защиту ключевых и социально значимых ресурсов российского сегмента сети "Интернет" с использованием возможностей технических средств противодействия угрозам.
В последние несколько лет наблюдается значительное увеличение действий злоумышленников, направленных на получение конфиденциальных сведений за счет введения пользователя в заблуждение (фишинг) , в то время как количество сайтов в сети "Интернет", направленных на распространение вредоносных программ, уменьшается. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, имитируют службы известных организаций, их сайты в сети "Интернет" и учетные записи людей и организаций, которые пользуются доверием среди их потенциальных жертв. В результате фишинговых атак обманутые пользователи сами предоставляют злоумышленникам свои персональные данные и другую информацию ограниченного доступа. Поиск эффективных методов борьбы с фишингом представляется особенно актуальным в настоящее время. Сложность противодействия фишингу обусловлена многообразием типов фишинга и используемых злоумышленниками методов и программных средств, в том числе самых современных информационных технологий. Поэтому государству, обществу и специалистам в области защиты данных необходимо постоянно совершенствовать средства и способы выявления, защиты и устранения последствий фишинговых атак. Так, противодействие атакам с использованием фишинговых сайтов может быть осуществлено посредством различных техник - применения черных и белых списков, машинного обучения и нейронных сетей и т.д.
За 2023 год в рамках функционирования информационной системы мониторинга фишинговых сайтов и утечки персональных данных обнаружено для последующей блокировки около 335 тыс. интернет-ресурсов, среди которых:
ресурсы, применяемые для фишинга;
материалы, направленные на распространение недостоверной общественно значимой информации в сети "Интернет" (деструктивный контент) ;
ресурсы, в материалах которых могут содержаться признаки других нарушений законодательства Российской Федерации, - изготовления и оборота поддельных документов, незаконного сбыта наркотических веществ и др. (запрещенный контент) ;
ресурсы, на которых размещены материалы, которые могут нарушать законодательство Российской Федерации в области персональных данных (продажа персональных или конфиденциальных данных, в том числе получение их при помощи взлома ресурсов) .
Интенсивное развитие перспективных технологий, в том числе генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей, является не только революционным прорывом для повышения эффективности деятельности организаций, улучшения качества жизни граждан, но и несет следующие скрытые угрозы и риски:
позволяет быстро и практически бесплатно создавать дипфейки и контент, пропагандирующий нетрадиционные ценности (если ранее для подготовки медиаматериалов требовались несколько дней и десятки человек в команде, то сейчас такие материалы генерируются искусственным интеллектом за считанные минуты) ;
при помощи простых алгоритмов и генеративного искусственного интеллекта можно автоматизировать создание информационных атак, транслирующих деструктивную идеологию и направленных против российского общества.
Активное проникновение цифровых сервисов в жизнь граждан привело к тому, что большие объемы данных о гражданах накапливаются у владельцев сервисов и ресурсов, через которые передается информация о гражданах, что влечет возникновение рисков неконтролируемого накопления и оборота персональных данных. Так, развитие рекомендательных сервисов привело к тому, что информация в сети "Интернет" перестала быть одинаково общедоступной, каждому человеку предлагается персонализированный контент, включая рекламный, и на данный момент нет объективных автоматизированных способов проверить этот контент на отсутствие запрещенной, деструктивной или иной вредной информации. Кроме того, взрывное развитие технологий эмоционального хакинга и цифрового мошенничества и создание эффективного манипулятивного контента с применением искусственного интеллекта влекут то, что рекомендательный, в том числе рекламный, сервис в ближайшем будущем при помощи технологий искусственного интеллекта сможет определять уязвимости каждого конкретного человека и выдавать целевую информацию в определенной последовательности для изменения убеждений человека.
В целях обеспечения устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности требуется создание доверенной среды разработки информационно-коммуникационных технологий, которая объединит отечественных разработчиков и производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе в области информационной безопасности, и позволит использовать уникальную инфраструктуру (доверенную среду) для совместного проектирования, тестирования и внедрения гарантированно защищенных информационно-коммуникационных технологий на основе инновационных методов, обеспечивающих высокую динамику разработки, а также развития российской элементной и аппаратной базы с учетом вопросов обеспечения информационной безопасности. Продолжится работа по созданию эффективной системы защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности, созданию системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения, обеспечения сетевого суверенитета и информационной безопасности в сети "Интернет".
Одними из ключевых факторов развития информационного общества в Российской Федерации являются доступность и качество контента в современном информационном пространстве.
В 2023 году значение показателя "Уровень доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства", характеризующего достижение цели государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (далее - Программа) "Обеспечена возможность получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства на уровне 100 процентов до 2030 года", достигло 138, 8 процента, при плановом значении 100 процентов.
Актуальными трендами и проблемами медиаотрасли на сегодняшний день являются:
смещение интереса аудитории в сторону социальных сетей, что является одним из серьезных вызовов для профессиональных средств массовой информации;
повышенное внимание медийной аудитории к новостному контенту, учитывая реалии мировой геополитики;
введение рядом стран санкционных мер в отношении новостных источников, представляющих официальную позицию Российской Федерации по ключевым вопросам политической и общественной жизни в стране.
Вместе с тем российскими вещателями и информационными агентствами обеспечивается предоставление информации, способствующей формированию объективного образа Российской Федерации за рубежом и развитию свободы массовой информации. В целях минимизации последствий внешнего санкционного давления предприняты дополнительные меры по поддержке средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.
Потенциал развития сферы медиа обширен в силу постоянно растущего объема информационного контента. Одним из драйверов развития медиаотрасли является применение технологий искусственного интеллекта, которые уже сегодня позволяют упростить многие рутинные процессы. Однако, несмотря на высокую прикладную значимость таких инноваций, творческий индивидуальный подход к освещению актуальных тем и авторское видение по-прежнему остаются широко востребованными медийной аудиторией.".
2. В подразделе "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере":
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О н