Об утверждении критериев наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядка определения наличия указанной технической возможности, а также обязательного минимального состава оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2024 г. № 1712
МОСКВА
Об утверждении критериев наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядка определения наличия указанной технической возможности, а также обязательного минимального состава оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
В соответствии со статьями 151 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядок определения наличия указанной технической возможности;
обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 4 декабря 2024 г. № 1712
КРИТЕРИИ наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядок определения наличия указанной технической возможности
I. Общие положения
1. Настоящий документ определяет критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров системного оператора электроэнергетических систем России (далее соответственно - системный оператор, диспетчерский центр) и порядок определения наличия указанной технической возможности в отношении следующих видов дистанционного управления:
а) дистанционное управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования и устройствами (функциями устройств) релейной защиты и автоматики;
б) дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования ветровых и солнечных электростанций;
в) дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования гидравлических электростанций установленной генерирующей мощностью 50 мегаватт и менее каждая, автоматизированные системы управления которых обеспечивают работу таких электростанций в автоматическом режиме без вмешательства оперативного персонала с обеспечением изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния оборудования и устройств с использованием средств дистанционного управления, обеспечением управления водным режимом и выполнением установленных ограничений работы основного и вспомогательного оборудования, а также безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений (далее - малые гидроэлектростанции) ;
г) дистанционное управление активной мощностью гидравлических, гидроаккумулирующих и тепловых электростанций путем доведения до автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем группового регулирования активной мощности или систем управления активной мощностью таких электростанций (далее - системы управления активной мощностью) или доведения до систем управления активной мощностью и реализации плановых диспетчерских графиков и команд на изменение заданий плановой мощности.
2. Настоящий документ распространяется на объекты электроэнергетики, соответствующие критериям, установленным пунктом 1 статьи 151 Федерального закона "Об электроэнергетике", в случае, если такие объекты электроэнергетики или входящие в их состав оборудование и (или) устройства относятся к объектам диспетчеризации диспетчерских центров.
II. Критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров
3. Техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования из диспетчерского центра имеется при одновременном выполнении в отношении объекта электроэнергетики следующих критериев:
а) объект электроэнергетики оснащен автоматизированной системой управления технологическими процессами объекта электроэнергетики (для электростанций - электростанция оснащена общестанционной автоматизированной системой управления технологическими процессами или автоматизированной системой управления технологическими процессами электротехнического оборудования, входящего в состав распределительного устройства напряжением 110 киловольт и выше) ;
б) управление всеми коммутационными аппаратами и заземляющими разъединителями первичной схемы электрических соединений распределительного устройства объекта электроэнергетики осуществляется дистанционно с автоматизированных рабочих мест оперативного персонала и терминалов присоединений объекта электроэнергетики;
в) в контроллерах (серверах) автоматизированной системы управления технологическими процессами объекта электроэнергетики (распределительного устройства) или контроллерах (серверах) системы обмена технологической информацией объекта электроэнергетики с автоматизированной системой системного оператора, системы сбора и передачи информации объекта электроэнергетики (далее - система обмена технологической информацией) , используемых для передачи в диспетчерские центры телеметрической информации, отсутствуют ограничения на аппаратном уровне для выделения дополнительных портов Ethernet для целей дистанционного управления из диспетчерских центров либо ограничения, препятствующие выделению трафика команд дистанционного управления из трафика иной технологической информации;
г) в автоматизированной системе управления технологическими процессами объекта электроэнергетики (распределительного устройства) возможна реализация:
программных (логических) блокировок в целях предотвращения ошибочных операций с коммутационными аппаратами и заземляющими разъединителями при проведении переключений в электроустановках;
логических блокировок, исключающих возможность одновременного управления оборудованием объекта электроэнергетики из нескольких источников управления;
д) в автоматизированной системе управления технологическими процессами объекта электроэнергетики (распределительного устройства) отсутствуют ограничения для внесения в программное обеспечение, происходящее из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации) (далее - программное обеспечение, происходящее из иностранных государств) , изменений, направленных на реализацию функций дистанционного управления;
е) между объектом электроэнергетики и диспетчерским центром организованы два независимых цифровых канала связи, соответствующие техническим требованиям по организации обмена с диспетчерскими центрами системного оператора информацией, необходимой для управления электроэнергетическим режимом работы электроэнергетической системы, установленным системным оператором в соответствии с пунктом 50 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и пунктом 24 или 40 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - технические требования по организации обмена информацией с диспетчерскими центрами системного оператора) .
4. Техническая возможность реализации дистанционного управления устройствами (функциями устройств) релейной защиты и автоматики из диспетчерского центра имеется при одновременном выполнении в отношении объекта электроэнергетики следующих критериев:
а) наличие технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования из диспетчерского центра в соответствии с критериями, предусмотренными пунктом 3 настоящего документа;
б) устройство релейной защиты и автоматики соответствует функциональным требованиям, предусмотренным разделом 7 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 59948-2021 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Дистанционное управление. Требования к управлению электросетевым оборудованием и устройствами релейной защиты и автоматики".
5. Техническая возможность реализации дистанционного управления активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования ветровой (солнечной) электростанции, малой гидроэлектростанции из диспетчерского центра имеется при одновременном выполнении в отношении объекта электроэнергетики следующих критериев:
а) объект электроэнергетики оснащен автоматизированной системой управления технологическими процессами;
б) в автоматизированной системе управления технологическими процессами объекта электроэнергетики реализован следующий функционал:
регулирование активной мощности электростанции путем воздействия на системы управления и регулирования вырабатываемой активной мощности электростанции либо путем ступенчатого отключения ее генерирующего (электросетевого) оборудования;
регулирование реактивной мощности электростанции;
в) в контроллерах (серверах) автоматизированной системы управления технологическими процессами объекта электроэнергетики (системы обмена технологической информацией) , используемых для передачи в диспетчерский центр телеметрической информации, отсутствуют ограничения на аппаратном уровне для выделения дополнительных портов Ethernet для целей дистанционного управления из диспетчерского центра либо ограничения, препятствующие выделению трафика команд дистанционного управления из трафика иной технологической информации;
г) в автоматизированной системе управления технологическими процессами объекта электроэнергетики возможна реализация логических блокировок, исключающих возможность одновременного управления оборудованием объекта электроэнергетики из нескольких источников управления;
д) в автоматизированной системе управления технологическими процессами объекта электроэнергетики отсутствуют ограничения для внесения в программное обеспечение, происходящее из иностранных государств, изменений, направленных на реализацию функций дистанционного управления;
е) между электростанцией и диспетчерским центром организованы 2 независимых цифровых канала связи, соответствующие техническим требованиям по организации обмена информацией с диспетчерскими центрами системного оператора.
6. Техническая возможность реализации дистанционного управления активной мощностью гидравлической, гидроаккумулирующей или тепловой электростанции из диспетчерского центра путем доведения до системы управления активной мощностью плановых диспетчерских графиков и команд на изменение заданий плановой мощности имеется при одновременном выполнении в отношении объекта электроэнергетики следующих критериев:
а) электростанция оснащена автоматизированной системой управления технологическими процессами, системой группового регулирования активной мощности или системой управления активной мощностью;
б) в контроллерах (серверах) автоматизированной системы управления технологическими процессами объекта электроэнергетики (системы обмена технологической информацией) , используемых для передачи в диспетчерский центр телеметрической информации, отсутствуют ограничения на аппаратном уровне для выделения дополнительных портов Ethernet для целей дистанционного управления из диспетчерского центра либо ограничения, препятствующие выделению трафика команд дистанционного управления из трафика иной технологической информации;
в) в системе управления активной мощностью возможна реализация логических блокировок, исключающих возможность одновременного управления оборудованием объекта электроэнергетики из нескольких источников управления;
г) в автоматизированной системе управления технологическими процессами объекта электроэнергетики или системе управления активной мощностью отсутствуют ограничения для внесения в программное обеспечение, происходящее из иностранных государств, изменений, направленных на реализацию функций дистанционного управления;
д) отсутствуют технические ограничения для передачи данных от контроллера (сервера) , обеспечивающего информационный обмен с диспетчерским центром, в информационные системы, обеспечивающие отображение диспетчерских графиков на автоматизированном рабочем месте начальника смены станции или автоматизированных рабочих местах оперативного персонала блочных щитов управления.
7. Техническая возможность реализации дистанционного управления активной мощностью гидравлической, гидроаккумулирующей или тепловой электростанции из диспетчерского центра путем доведения до систем управления активной мощностью и реализации плановых диспетчерских графиков и команд на изменение заданий плановой мощности имеется при одновременном выполнении в отношении объекта электроэнергетики следующих критериев:
а) наличие технической возможности реализации дистанционного управления в соответствии с критериями, предусмотренными пунктом 6 настоящего документа;
б) в составе технических систем электростанции имеется групповой регулятор активной мощности, система управления частоты и мощности или система управления активной мощностью энергоблоков, позволяющие осуществлять автоматическое распределение задания активной мощности между генерирующим оборудованием электростанции в соответствии с текущим плановым диспетчерским графиком.
III. Порядок определения наличия технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров
8. Оценка наличия технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров осуществляется в отношении объектов электроэнергетики, соответствующих критериям, указанным в пункте 1 статьи 151 Федерального закона "Об электроэнергетике", в случае, если такие объекты электроэнергетики или входящие в их состав оборудование и (или) устройства релейной защиты и автоматики относятся к объектам диспетчеризации диспетчерских центров, за исключением объектов электроэнергетики, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
Оценка наличия технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров не осуществляется:
в отношении объектов электроэнергетики, на которых по состоянию на 1 января 2025 г. организовано и осуществляется дистанционное управление из диспетчерского центра, что подтверждено протоколом проверки готовности к осуществлению дистанционного управления, совместно утвержденным собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики (далее - владелец объекта электроэнергетики) и диспетчерским центром, - в части того вида дистанционного управления, который организован и осуществляется, и того оборудования и тех устройств объекта электроэнергетики, в отношении которых реализован данный вид дистанционного управления;
в отношении объектов электроэнергетики, по которым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (далее - уполномоченный орган) , до 1 января 2027 г. в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации" (далее - Правила вывода объектов электроэнергетики) , приняты решения о согласовании вывода из эксплуатации таких объектов электроэнергетики в целом (всего входящего в состав объектов электроэнергетики генерирующего и электросетевого оборудования) .
В случае если действие решения уполномоченного органа о согласовании вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики (входящего в его состав генерирующего и электросетевого оборудования) прекращено в соответствии с пунктом 1611 Правил вывода объектов электроэнергетики или уполномоченным органом в соответствии с пунктом 150 или 158 Правил вывода объектов электроэнергетики принято решение о приостановлении вывода объекта электроэнергетики (входящего в его состав генерирующего и электросетевого оборудования) из эксплуатации, в отношении такого объекта электроэнергетики осуществляется оценка наличия технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров.
9. Оценка наличия технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров должна быть выполнена в следующие сроки:
а) в отношении объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию до 1 января 2025 г. (за исключением объектов электроэнергетики, указанных в абзаце пятом пункта 8 настоящего документа) , - в течение 6 месяцев с даты вступления настоящего документа в силу;
б) в отношении новых (реконструированных, модернизированных, технически перевооруженных) объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение) которых создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров не предусмотрено, - в течение 6 месяцев с даты ввода таких объектов электроэнергетики (входящего в их состав нового, модернизированного оборудования) в работу в составе энергосистемы после завершения их строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) ;
в) в отношении объектов электроэнергетики, указанных в абзаце пятом пункта 8 настоящего документа, - в течение 6 месяцев с даты прекращения действия решения уполномоченного органа о согласовании вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики (входящего в его состав генерирующего и электросетевого оборудования) или даты принятия уполномоченным органом решения о приостановлении выв