ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 ноября 2024 г. № 3333-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемый комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года (далее - план) .
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий плана:
осуществлять реализацию мероприятий плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России информацию о ходе реализации мероприятий плана.
3. Минпросвещения России ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.
4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию мероприятий плана и руководствоваться планом при разработке региональных планов мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 19 ноября 2024 г. № 3333-р
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года
1. Задачи комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года
Задачами комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года (далее - комплексный план) являются:
повышение качества преподавания математики и естественно-научных предметов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях;
повышение качества подготовки учителей математики и естественно-научных предметов;
устранение дефицита учителей математики и естественно-научных предметов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.
2. Показатели реализации комплексного плана
Наименование показателя | Срок исполнения | Ответственные исполнители | |
1. | Увеличено не менее чем на 10 процентов ежегодно количество обучающихсяпо образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне | 2024 год, далее - ежегодно | Минпросвещения России |
2. | Обеспечено повышение квалификации на базе ведущих классических, инженерно-технических образовательных организаций высшего образования и научных организаций, в том числе в форме стажировок, работающих в системе общего и среднего профессионального образования не менее 10000 учителей (преподавателей) математики, физики, химии и биологии по преподаваемому учебному предмету | 2025 год, далее - ежегодно | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Образовательный Фонд "Талант и успех", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) ", исполнительные органы субъектовРоссийской Федерации |
3. | Обеспечено повышение квалификациив соответствующей предметной областине менее 1000 преподавателей математическихи естественно-научных дисциплин образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в области образования и педагогики, ежегодно | 2025 год, далее - ежегодно | Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) " |
4. | Введено обязательное вступительное испытание по физике при приеме на все инженерные направления подготовки (специальности) высшего образования | 2026 год | Минобрнауки России |
5. | Введены обязательные вступительные испытания по профилям педагогической подготовки, в том числе по математике, физике, химии и биологии, при приеме на направления подготовки (специальности) высшего образования в области образования и педагогики | 2027 год | Минобрнауки России, Минпросвещения России |
6. | Создано в каждом федеральном округе на базе передовых общеобразовательных организаций не менее 1 стажировочной площадки для практической подготовки студентов и дополнительного профессионального образования учителей математики, физики, химии и биологии | 2025 год | Минпросвещения России, Образовательный Фонд "Талант и успех", Минобрнауки России, исполнительные органы субъектовРоссийской Федерации |
7. | Обеспечена возможность получить бесплатно дополнительную педагогическую квалификацию всем студентам, обучающимсяпо образовательным программам высшего образования в области математики, естественных и инженерно-технических наук | 2025 год | Минобрнауки России, Минпросвещения России, образовательные организации высшего образования |
8. | Увеличена до 35 процентов доля выбравших единый государственный экзамен по профильной математике и естественно-научным предметам (химии, физике, информатике и биологии) (по сравнению с 2023 годом) | 2030 год | Минпросвещения России, Рособрнадзор, исполнительные органы субъектовРоссийской Федерации |
9. | Увеличена до 30 процентов доля учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет (по сравнению с 2023 годом) | 2030 год | исполнительные органы субъектовРоссийской Федерации |
10. | Увеличено к 2030 году количество договоров о целевом обучении, заключенных выпускниками профильных психолого-педагогических классов (групп) , поступившими на обучение по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования в области образования, не менее чем в 3 раза по сравнению с 2024 годом | 2024 год2030 год | исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России |
3. Мероприятия комплексного плана
Наименование показателя | Срок исполнения | Ответственный исполнительи соисполнители | |
I. Модернизация содержания учебных предметов | |||
1. | Обновление федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программв части учебных предметов "Окружающий мир", "Математика", "Физика", "Химия" и "Биология" | 2026 год | Минпросвещения России, Рособрнадзор, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования" |
2. | Обновление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования в части задач и содержания образовательной области"Познавательное развитие" | 2027 год | Минпросвещения России |
3. | Создание и наполнение национального открытого банка учебно-методических материалов, сборников задач, дидактических материалов и книг по преподаванию математики, физики, химии и биологии, в том числепо подготовке к государственной итоговой аттестации, разработанных ведущими образовательными и научными организациями | 2024 год, далее - ежегодно | Минобрнауки России, Минпросвещения России, Образовательный Фонд"Талант и успех", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) " |
4. | Создание новых учебников и учебно-методических пособий по математике, физике, химии и биологии | 2027 год | Минпросвещения России, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования" |
II. Повышение качества подготовки учителей математики и естественно-научных предметов и устранение дефицита таких учителей в общеобразовательных организациях | |||
5. | Обновление федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, относящихся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", и единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров с учетом изменений в системе педагогического образования ("Ядро высшего педагогического образования", "Ядро среднего профессионального педагогического образования") , а также разработка и внедрение единых подходовк реализации практической подготовки в рамках программ педагогического образования | 2026 год | Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования" |
6. | Обеспечение создания на базеОбразовательного Фонда "Талант и успех"и передовых общеобразовательных организаций стажировочных площадок для практической подготовки студентов и дополнительного профессионального образования учителей математики, физики, химии и биологии | 2025 год | Минпросвещения России, Образовательный Фонд "Талант и успех", Минобрнауки России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
7. | Разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогических работников дошкольного образования (воспитатели, педагоги-психологи и другие педагогические работники) , начального общего образования и педагогов дополнительного образованиядля формирования компетенцийпо эффективному преподаванию математики, развитию познавательной активности, экспериментированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста, активизации их исследовательского опытаестественно-научной направленности | 2025 год, далее - ежегодно | Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
8. | Разработка и реализация на базе классическихи инженерно-технических образовательных организаций высшего образования программ повышения квалификации для учителей математики, физики, химии и биологии, педагогов дополнительного образования, работающих в классах и группах с углубленным изучением химии, физики и биологии, в том числе на основе сетевого взаимодействия с педагогическими образовательными организациями высшего образованияи общеобразовательными организациями | 2025 год, далее - ежегодно | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Образовательный Фонд"Талант и успех", исполнительные органы субъектов Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) " |
9. | Разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогических работников, преподающих математические и естественно-научные дисциплины в образовательных организациях высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в области образованияи педагогики, на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций | 2025 год, далее - ежегодно | Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) ", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования" |
10. | Организация работы по заключению договоров о целевом обучении по педагогическим специальностям и направлениям подготовки выпускниками профильных психолого-педагогических классов (групп) , поступающими в образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направленийподготовки 44.00.00 "Образованиеи педагогические науки" | 2030 год | исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России |
11. | Обеспечение подготовки студентов - будущих учителей математики, физики, химии и биологии на базе классических и инженерно-технических образовательных организаций высшего образования, в том числе на основе сетевого взаимодействия с педагогическими образовательными организациями высшего образования | 2025 год, далее - ежегодно | Минобрнауки России, Минпросвещения России, Образовательный Фонд "Талант и успех" |
12. | Разработка методических рекомендаций, предусматривающих единый механизм формирования прогноза региональнойи квалификационно-отраслевойпотребности в педагогических кадрах для системы общего образования | 2025 год | Минпросвещения России, Минтруд России, Минобрнауки России, Образовательный Фонд"Талант и успех", исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
13. | Разработка (актуализация) и внедрение модуля, направленного на формирование готовности к осуществлению педагогической деятельностии получение дополнительной педагогической квалификации студентами, обучающимисяпо образовательным программам высшего образования в области математики, естественных и инженерно-технических наук | 2025 год | Минобрнауки России, Минпросвещения России, образовательные организации высшего образования |
14. | Подготовка предложений по формированию единой федеральной системы обратной связис работодателями по итогам трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" (до 5 лет после окончания образовательной организации) | 2026 год | Минпросвещения России, Минтруд России, Минобрнауки России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
15. | Формирование перечня научно-практических конференций и других аналогичных мероприятий, посвященных актуальным темам преподавания математики и естественно-научных предметов, информирование широкого круга педагогических работников о проведении таких мероприятий | 2026 год, далее - ежегодно | Минпросвещения России, Минобрнауки России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Образовательный Фонд"Талант и успех", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) " |
16. | Принятие дополнительных мер содействия в трудоустройстве в общеобразовательные организации выпускников образовательных организаций высшего образования, имеющих педагогическую квалификацию, в первый год после окончания образовательной организации высшего образования, а также обеспечение координации органов служб занятости населения, общеобразовательных организаций и структурных подразделений образовательных организаций высшего образования, ответственных за трудоустройство выпускников | 2026 год,далее - ежегодно | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруд России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
17. | Проведение съездов учителей математики, физики, химии и биологии | 2024 год, далее - ежегодно | Минобрнауки России, Минпросвещения России, Образовательный Фонд "Талант и успех", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) " |
III. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся | |||
18. | Расширение сети профильных классов и классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии | 2025 год,далее - ежегодно | Минпросвещения России, Образовательный Фонд "Талант и успех", исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
19. | Подготовка методических рекомендацийпо организации взаимодействия образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, и предприятий | 2025 год | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Образовательный Фонд"Талант и успех", исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
20. | Совершенствование системы олимпиад школьников | 2025 год,далее - ежегодно | Минобрнауки России, Минпросвещения России, Образовательный Фонд "Талант и успех", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имениМ.В.Ломоносова", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) ", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" |
21. | Организация и проведение специализированных профильных смен научной направленностив организациях отдыха детейи их оздоровления для обучающихся общеобразовательных организаций | 2025 год, далее - ежегодно | исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" |