О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 г. № 1549
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Юстиция", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2158; 2021, № 43, ст. 7263) .
2. Министерству юстиции Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Юстиция" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 14 ноября 2024 г. № 1549
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Юстиция"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Юстиция" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 312 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 14 ноября 2024 г. № 1549)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"ЮСТИЦИЯ"
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Юстиция"
Конституцией Российской Федерации установлен демократический правовой характер Российского государства, что обусловливает особую роль сферы юстиции, обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы человека, относящиеся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, а также их укрепление в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", наряду с развитием безопасного информационного пространства, укреплением законности и правовых основ международных отношений определены национальными интересами Российской Федерации на современном этапе. Вопросы правовой помощи и правового просвещения, цифровизации сферы юстиции, судебно-экспертной деятельности, развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система) и повышения эффективности деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации имеют особую значимость.
Цифровая трансформация и обеспечение управления правовым пространством на основе информационных технологий являются стратегическими приоритетами развития государства и соответствуют цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и стратегическому направлению в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. № 637-р.
Основными направлениями деятельности в области цифровизации сферы юстиции, реализуемыми Министерством юстиции Российской Федерации в рамках настоящей Программы, являются:
создание широкого спектра цифровых правовых сервисов и ресурсов, развитие и цифровизация государственных услуг и функций, ориентация на развитие и широкое применение информационных технологий и внедрение искусственного интеллекта;
участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В настоящее время органы публичной власти всех уровней, граждане и организации в своей повседневной деятельности руководствуются официальной информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации, содержащейся на официальных порталах правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) обеспечивает официальное опубликование правовых актов в формате pdf. Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru) обеспечивает предоставление более 16, 1 млн. нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в машиночитаемом формате на основе системы федеральных регистров и государственных реестров Министерства юстиции Российской Федерации. Неофициальная правовая информация предоставляется посредством различных справочно-правовых систем коммерческих организаций. Официальный статус имеют только тексты правовых актов, размещенные на государственных правовых ресурсах, тогда как необходимые для повседневной деятельности сведения о контрольном состоянии правовых актов в справочно-правовых системах официально не верифицированы.
В этих условиях целями государственной политики в сфере юстиции являются модернизация федеральных государственных информационных систем "Подсистема "Нормативные правовые акты Российской Федерации" Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации" и "Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов", создание и развитие федеральной государственной системы "Право" на основе современных цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта в интересах обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, верховенства Конституции Российской Федерации и систематизации правовых актов.
Одним из приоритетных направлений также является обеспечение доступности государственных услуг, оказываемых Министерством юстиции Российской Федерации в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) , что соответствует достижению национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", в рамках которой установлены следующие целевые показатели:
увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронном виде в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы;
увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также в их аффилированных юридических лицах.
Внедрение новых механизмов предоставления государственных услуг в деятельность Министерства юстиции Российской Федерации, в первую очередь наиболее массовых и социально значимых, с использованием единого портала позволит оптимизировать процессы приема заявлений о предоставлении государственных услуг и выдаче результатов предоставления таких услуг, а также процессы настройки, управления и обработки заявлений, анализа и оценки возможности предоставления государственных услуг в электронном виде.
Улучшение доступности и качества предоставляемых Министерством юстиции Российской Федерации государственных услуг в электронном виде с использованием единого портала нацелено на обеспечение заявителей унифицированными формами документов и образцами их заполнения, а также на снижение издержек как заявителей, так и должностных лиц Министерства в процессе оказания государственных услуг. Это позволит оптимизировать процесс получения конечного результата предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с учетом сокращения регламентных сроков оказания государственных услуг.
В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации на едином портале размещены 6 интерактивных форм для предоставления государственных услуг.
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы предоставляют одну из массовых и социально значимых государственных услуг - государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, внесении в их учредительные документы изменений, при внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях (далее - государственная регистрация некоммерческих организаций) .
В 2023 году отмечен ежемесячный прирост заявлений о государственной регистрации некоммерческих организаций, поданных с использованием единого портала. На конец 2023 года доля государственных услуг по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, предоставленных в электронном виде, составила 46 процентов.
Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2022 г. введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система по реализации полномочий и функций Министерства.
Указанная система предназначена для автоматизации процессов деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, в частности в сфере некоммерческих организаций, связанных с ведением реестров и предоставлением государственных услуг, в том числе в электронном виде, а также с осуществлением иных полномочий и функций Министерства в указанной сфере.
Кроме того, Министерством юстиции Российской Федерации ежегодно осуществляется анализ требующих разрешения вопросов и направляются в территориальные органы Министерства методические письма о порядке электронного взаимодействия с органами Федеральной налоговой службы. Территориальные органы Министерства получают консультации по вопросам, возникающим при предоставлении государственных услуг в электронном виде.
Территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации ведется постоянная разъяснительная работа с представителями некоммерческих организаций о плюсах получения государственных услуг в электронном виде.
Государственная регистрация актов гражданского состояния обеспечивает соблюдение государственных и общественных интересов, а также охрану личных и имущественных прав граждан. Принятые меры нормативного правового регулирования и уровень цифровой трансформации органов записи актов гражданского состояния, который достигнут сегодня благодаря созданию Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, позволяют получать государственные услуги по регистрации актов гражданского состояния экстерриториально в любом органе записи актов гражданского состояния, а также предоставлять юридически значимые сведения заинтересованным органам власти.
Основными направлениями деятельности, реализуемыми Министерством юстиции Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, являются развитие и совершенствование порядка предоставления государственных услуг, в том числе путем перехода на реестровую модель, упрощение их получения гражданами, поддержание высокого качества работы органов записи актов гражданского состояния, а также преодоление тенденции оттока квалифицированных кадров, в том числе путем обеспечения надлежащего уровня финансирования, выделяемого из бюджета Российской Федерации. Указанные направления деятельности должны обеспечить переход на качественно новый уровень организации предоставления услуг органами записи актов гражданского состояния.
Одной из социально ориентированных функций, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации, является развитие системы квалифицированной юридической помощи, право на получение которой гарантируется статьей 48 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
По данным мониторинга системы бесплатной юридической помощи, проводимого Министерством юстиции Российской Федерации, более 33, 4 млн. человек входят в категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
Главными направлениями развития системы бесплатной юридической помощи, отражающими современную цель государственной политики, являются совершенствование законодательства Российской Федерации в этой сфере, создание государственных юридических бюро во всех регионах, а также цифровизация процесса оказания бесплатной юридической помощи.
Из 89 субъектов Российской Федерации в 34 регионах основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, в 7 регионах - только государственные юридические бюро, в 44 регионах задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты (смешанная модель) , в 3 регионах (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика и Херсонская область) региональные законы содержат положения, предусматривающие создание смешанной модели системы оказания бесплатной юридической помощи, однако еще не приняты нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на реализацию таких положений. В Запорожской области государственная система бесплатной юридической помощи находится в стадии формирования.
Результатами работы Министерства юстиции Российской Федерации с регионами по вопросу создания государственных юридических бюро стало увеличение их количества с 26 до 51 бюро за период с 2021 по 2024 год.
В 2023 году бесплатная юридическая помощь оказана гражданам участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в 483489 случаях, что на 20 процентов превышает объем такой помощи, оказанной в 2022 году (403514 случаев) .
Цифровая трансформация системы правовой помощи в Российской Федерации осуществляется на основе эксплуатации информационной системы "Правовая помощь", что способствует выполнению целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также достижению к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
Оказание бесплатной юридической помощи посредством информационной системы "Правовая помощь" обеспечивает минимизацию случаев оказания некачественной юридической помощи, способствует повышению доступности бесплатной юридической помощи, а также предоставлению единого цифрового пространства гражданам и всем участникам государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи для правового информирования, правового просвещения и получения населением равного доступа к квалифицированной бесплатной юридической помощи.
Одним из основных гарантов реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту является институт адвокатуры, который обеспечивает доступ граждан и юридических лиц к правосудию и непосредственно связан с публично-правовыми функциями, прежде всего через судебное представительство.
В связи с этим развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре являются основой для повышения качества оказываемой квалифицированной юридической помощи, позволят создать условия для консолидации юридической профессии и профессионализации судебного представительства.
Целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц служит институт нотариата, гарантируя доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. В настоящее время происходит комплексное изменение законодательства Российской Федерации о нотариате и нотариальной деятельности путем принятия нового федерального закона, отвечающего современным условиям существования института нотариата и вызовам, стоящим перед ним, а также перед обществом и государством.
В целях повышения уровня доступности правовых услуг, в частности квалифицированной бесплатной юридической помощи гражданам и организациям, осуществления принципа "все виды юридической помощи - в шаговой доступности" и предоставления гражданам возможности получения государственных услуг в режиме "одного окна", создания площадки позитивного взаимодействия граждан и государства, значительного сокращения сроков отправления правосудия, отказа от арендуемых служебных помещений, создания инфраструктуры для судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - судебно-экспертные учреждения) , дальнейшего развития и наращивания экспертного потенциала и развития инфраструктуры Министерства реализуются пилотные проекты создания "кварталов юстиции". Так в 2022 - 2023 годах на первом этапе успешно реализованы "кварталы юстиции" в гг. Кемерово и Казани.
В высокой степени готовности находятся проекты, предлагаемые для реализации на втором этапе в 17 субъектах Российской Федерации. До 2030 года предполагается осуществить проектирование, строительство и реконструкцию, а также приобретение административных зданий и сооружений в 29 субъектах Российской Федерации.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере юстиции является развитие института судебных экспертиз. Доказательственная база, сформированная с учетом результатов производства судебных экспертиз, в большинстве случаев является основой для осуществления уголовного, гражданского и административного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также для принятия обоснованных независимых решений как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел.
В систему судебно-экспертных учреждений входят 64 федеральных бюджетных учреждения, в том числе федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы имени профессора А.Р.Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации - головное судебно-экспертное учреждение по научно-методическому обеспечению судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях, 9 региональных центров судебной экспертизы, а также 54 лаборатории судебной экспертизы в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день судебно-экспертные учреждения представлены на территориях всех 89 субъектов Российской Федерации, в том числе в 64 субъектах - в качестве самостоятельных учреждений и в 25 субъектах - в качестве филиалов.
В судебно-экспертных учреждениях в настоящее время организовано производство 67 видов судебных экспертиз по 34 их родам. Основными заказчиками судебных экспертиз как основной формы использования специальных знаний в судопроизводстве являются судебные и следственные органы. Ежегодно в судебно-экспертных учреждениях выполняется свыше 135 тыс. судебных экспертиз и экспертных исследований.
Вместе с тем актуальное состояние судебно-экспертн