ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2024 г. № 3030-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года (далее - Концепция) .
2. Минстрою России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
в 3-месячный срок разработать план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции и представить его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке;
обеспечить исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 28 октября 2024 г. № 3030-р
КОНЦЕПЦИЯ подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года
I. Общие положения
Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года (далее - Концепция) разработана в целях совершенствования формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и решения задач Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р (далее - Стратегия) , и Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Концепция учитывает предложения, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г.
Концепция определяет цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
Концепция является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
Строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство формируют среду для реализации бытовых, эстетических, культурных и социальных потребностей граждан.
Анализ развития мировой экономики позволяет сформулировать новый комплексный подход к развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства как к деятельности по формированию среды жизнедеятельности общества на основе принципов комфортности, безопасности, природосбережения и непрерывной интеграции инновационных технологий, в том числе цифровых.
В настоящее время строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство испытывают серьезную нехватку кадров всех уровней, специальностей и направлений подготовки. За последнее десятилетие, по данным отраслевых ассоциаций, союзов и объединений, обеспеченность отраслевых компаний специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, снижается, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно сократилась доля персонала в экономически активной возрастной категории - произошло старение рабочей силы.
В целях совершенствования методов формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей в условиях введения ограничительных мер, приводящих к прекращению взаимодействия с рядом стран и иностранных организаций, требуется новый вектор стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции специалистов строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
Система подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 2023 год включает профильные образовательные организации высшего образования (8 федеральных и одну региональную) , а также более 270 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования и программам профессионального обучения.
По специальностям и направлениям подготовки, связанным с архитектурой, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, общая численность выпускников, окончивших образовательные организации высшего образования, в 2021 году составила свыше 36 тыс. человек, в 2022 году - свыше 34 тыс. человек, в 2023 году - свыше 35 тыс. человек. Указанные данные о количестве выпускников, окончивших образовательные организации высшего образования, приведены по 17 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, включая жилищное хозяйство и коммунальную инфраструктуру, ландшафтную архитектуру, строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и строительство, эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей.
Количество выпускников по профессиям сферы архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, окончивших профессиональные образовательные организации, в 2021 году составило свыше 113 тыс. человек, в 2022 году - свыше 115 тыс. человек, в 2023 году - свыше 122 тыс. человек. Указанные данные о количестве выпускников, окончивших профессиональные образовательные организации, приведены по выборочным профессиям и специальностям из 12 укрупненных групп профессий, специальностей, включая электронику, радиотехнику и системы связи, электро- и теплоэнергетику, машиностроение, химические технологии, прикладную геологию, горное дело, нефтегазовое дело и геодезию, технологии материалов, технику и технологии наземного транспорта, управление в технических системах, сервис и туризм, изобразительное и прикладные виды искусств.
Фактическая и прогнозная численность абитуриентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации, по данным Росстата, за последнее десятилетие показывает значительные колебания из года в год, при этом среднее значение остается в положительной динамике (+0, 5 процента) . Прирост абитуриентов в период с 2023 по 2033 год (со средним значением прироста +2, 65 процента) предоставит возможность сконцентрировать ресурсы государства, образовательных и научных организаций, а также бизнеса на передовых направлениях научно-технологического развития строительного комплекса.
В Стратегии определена прогнозная численность занятых в строительной отрасли при базовом сценарии реализации Стратегии: в 2024 году - 6, 5 млн. человек, в 2030 году - 6, 8 млн. человек, в 2035 году - 7, 3 млн. человек.
С учетом прогноза кадровой потребности в 2030 году по отношению к 2024 году численность занятых в строительстве вырастет на 313 тыс. человек, при необходимости замещения лиц, выходящих на пенсию (по данным официальной статистики, в строительной отрасли трудятся около 8 процентов (более 500 тыс. человек) лиц старше 55 лет) , в отрасль в ближайшие 6 лет необходимо привлечь более 850 тыс. молодых специалистов различной квалификации.
Одними из ключевых компонентов планирования и формирования кадрового резерва для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства являются мониторинг и анализ текущей ситуации на рынке труда, а также учет демографического положения в Российской Федерации в краткосрочной (1 - 3 года) , среднесрочной (3 - 5 лет) и долгосрочной (5 - 10 лет) перспективе.
Прогноз потребности в профессиональных кадрах для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства формируется на 5-летний период с ежегодной актуализацией и учитывается при распределении контрольных цифр приема на обучение.
Прогнозные значения потребности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в специалистах должны учитываться образовательными организациями для актуализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительных профессиональных программ в целях адаптации учебных планов не только к изменениям в техниках и технологиях, но и к требованиям рынка труда.
В целях координации совместных действий и консолидации интеллектуальных, инфраструктурных и информационных ресурсов для научного, технологического и кадрового обеспечения строительной отрасли, реализации проектов, направленных на научно-технологическое развитие Российской Федерации, повышения конкурентоспособности системы образования при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" в 2021 году создан Отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", объединяющий для взаимовыгодного сотрудничества в указанных целях все профильные образовательные организации высшего образования, научные организации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия архитектуры и строительных наук", отраслевые и межотраслевые объединения и союзы и других заинтересованных участников.
Отраслевая система подготовки квалифицированных кадров, объединяющая среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование, является организационной основой, обеспечивающей независимое от внешних факторов функционирование строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Такая система должна быть ориентирована на привлечение и развитие талантов, подготовку высококвалифицированных кадров, развитие культуры производства, генерацию знаний, разработку и применение инновационных решений на практике.
Образовательные организации должны обеспечивать квалифицированными кадрами не только компании строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но также исследовательские и инновационные структуры, отвечающие за научно-технологическое развитие строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Технологическая трансформация строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и мировой экономики в целом, цифровизация, критические изменения в научно-технологической сфере, структуре рынка труда, основанные в том числе на IT-решениях, кардинальных сдвигах в подходах к учебной и воспитательной деятельности и новых образовательных технологиях, - все это требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, переформатирования образовательной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной и экспертно-аналитической деятельности и проведения работ по привлечению и развитию талантов, а также внедрения новых цифровых моделей управления образовательными процессами, в том числе на базе искусственного интеллекта.
Необходимо модернизировать принципы организации системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в целях обучения специалиста, сочетающего в себе знания и навыки в области передовых строительных технологий и в области социального инжиниринга, в сфере искусства, истории и культуры, направленные на всестороннее и гармоничное развитие личности, способной реализовывать свой интеллектуальный потенциал в профессиональной деятельности.
II. Ключевые направления развития системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Ключевыми направлениями, определяющими развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, являются:
ориентация на ликвидацию разрыва между требованиями к результатам обучения по образовательным программам и потребностями строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, актуальными запросами общества и государства;
разработка и внедрение образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих навыками применения принципов бережливого производства и инструментов, повышающих производительность труда;
увеличение доли практических занятий, ориентированных на решение задач реального сектора экономики, в целях выработки у обучающихся навыков применения полученных знаний в процессе трудовой деятельности;
акцент на интерактивные методы обучения и реализация возможностей проектной работы в междисциплинарных командах;
расширение использования инструментов виртуальной и дополненной реальности, а также технологий с применением искусственного интеллекта;
развитие сетевой формы реализации образовательных программ с использованием материально-технического и кадрового потенциала нескольких образовательных организаций и организаций реального сектора экономики по профилю образовательных программ;
управление жизненным циклом образовательной программы во взаимодействии с заказчиками - организациями реального сектора экономики;
массовое внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения как вспомогательного инструментария;
внедрение модели "Цифровой университет" ("Цифровой колледж") , обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с применением платформенных решений;
формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики) ;
участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ, в том числе на основе развития целевого обучения, оценке результатов подготовки студентов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, а также участие в формировании возможных профессиональных траекторий по выбранной специальности или направлению подготовки;
международное трансграничное образование с учетом региональной специфики и интересов Российской Федерации в продвижении своего экономического влияния.
III. Развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
1. Модернизация системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Концепция исходит из необходимости модернизации и совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, соответствия этой системы национальным целям и современным направлениям научно-технологического развития.
В результате реализации Концепции образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, должны во взаимодействии с представителями реального сектора экономики стать не только устойчивой и современной площадкой кадрового и научно-технологического обеспечения строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но и генераторами новых идей и технологий, национальными и международными центрами компетенций в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Основными задачами модернизации системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2035 года являются:
разработка, реализация и актуализация в соответствии с запросами строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства образовательных программ, направленных на развитие кадрового потенциала, обеспечение квалифицированным персоналом для стабильного функционирования и комплексного развития;
актуализация образовательных программ в части формирования компетенций по управлению и эксплуатации объектами строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на основе цифровых моделей и больших данных, с учетом необходимости повышения производительности труда;
вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ;
модернизация и цифровизация образовательной деятельности, а также других ключевых процессов, приведение образовательных программ в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей (организаций реального сектора экономики) , профессиональными стандартами, реализация новых образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих навыками применения принципов бережливого производства и инструментов, повышающих производительность труда;
формирование цифровых компетенций, в частности навыков применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта, на всех уровнях образования;
расширение участия высокотехнологичных компаний строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в образовательном процессе, привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков;
совершенствование организационной структуры профильных образовательных организаций и системы управления ими, в том числе через внедрение технологий стратегического менеджмента и проектного управления, формирование современной цифровой и информационной корпоративной культуры;
инфраструктурное развитие, укрепление материально-технической базы профильных образовательных организаций;
разработка и внедрение системы мер и эффективных моделей по выявлению, отбору, привлечению и сопровождению обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, ориентированных на строительные профессии, для обучения в профильных образовательных организациях, включая реализацию программ предпрофессионального развития и профориентационных мероприятий;
формирование системы развития кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства (активный кадровый резерв) ;
развитие аспирантуры и докторантуры для подготовки большего числа высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;
всесторонняя поддержка научно-педагогических и инженерно-технических работников, а также передовых инженерных школ и технопарков;
развитие института наставничества и обучения на рабочем месте;
модернизация научной (в том числе научно-технической) и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества;
активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы в рамках современных требований к интеграции образовательной деятельности и воспитательного процесса, развитие движения студенческих строительных отрядов как инструмента, объединяющего профессиональное образование и патриотическое воспитание;
повышение престижности среди молодежи профессий строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;
развитие международного сотрудничества, в том числе формирование эффективных механизмов двусторонней международной мобильности, продвижение российских образовательных продуктов за рубежом;
вхождение российских образовательных организаций в национальные и (или) международные предметные (отраслевые) рейтинги.
Решение этих задач требует системного подхода, обеспечивающего единство образовательного и научного пространства, гарантирующего высокий уровень образования и науки в разных субъектах Российской Федерации, а также взаимодействия с организациями реального сектора экономики.
Основными принципами модернизации системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства станут:
ориентированность на достижение национальных целей