О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о сотрудничестве по обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2024 г. № 1309
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о сотрудничестве по обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством юстиции Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации и предварительно проработанный с государствами - участниками Содружества Независимых Государств проект Соглашения о сотрудничестве по обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц (прилагается) .
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Проект
СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве по обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц
Государства - участники настоящего Соглашения, далее именуемые Сторонами,
придавая важное значение углублению сотрудничества в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов государственных и других органов и организаций при исполнении судебных актов, актов уполномоченных органов и должностных лиц,
принимая во внимание необходимость совершенствования деятельности органов, на которые законодательством Сторон возложено осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов уполномоченных органов и должностных лиц государств - участников Содружества Независимых Государств,
исходя из стремления Сторон развивать сотрудничество по направлениям, представляющим взаимный интерес,
приветствуя информационный обмен в сфере принудительного исполнения,
согласились о нижеследующем:
Статья 1Термины и их определения
Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:
"запрашивающая Сторона" - Сторона, обратившаяся с запросом об обмене информацией (далее - запрос) при осуществлении процедур принудительного исполнения исполнительных документов;
"запрашиваемая Сторона" - Сторона, к которой обращается запрашивающая Сторона с запросом при осуществлении процедур принудительного исполнения исполнительных документов;
"исполнительный документ" - выданный судом, уполномоченным органом или должностным лицом, а также нотариально заверенный документ, который в соответствии с законодательством Стороны подлежит исполнению органом принудительного исполнения;
"исполнительное производство" - совокупность действий и мер, осуществляемых органом принудительного исполнения по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Сторон, в целях исполнения исполнительных документов;
"орган принудительного исполнения Стороны" - орган или лицо, на которые законодательством Стороны возложено осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов уполномоченных органов и должностных лиц;
"стороны исполнительного производства":
взыскатель - лицо, в пользу и (или) в интересах которого выдан исполнительный документ;
должник - лицо, обязанное по исполнительному документу совершить определенные действия в пользу взыскателя или воздержаться от их совершения.
Статья 2Предмет Соглашения
Настоящее Соглашение определяет основные направления сотрудничества органов принудительного исполнения Сторон по обмену информацией при осуществлении процедур принудительного исполнения исполнительных документов.
Целями обмена информацией в рамках настоящего Соглашения являются обеспечение принудительного исполнения исполнительных документов, а также повышение эффективности использования механизмов правовой помощи при их исполнении.
Статья 3Объем предоставляемой информации
1. Органы принудительного исполнения Сторон при осуществлении процедур принудительного исполнения обмениваются:
а) информацией:
об исполнительных производствах;
об имущественном положении должника;
о месте работы должника, а также об официальных источниках и размере его доходов;
о местонахождении должника или его имущества;
б) сведениями, справками и документами, полученными от сторон исполнительного производства, других лиц и государственных органов.
2. Органы принудительного исполнения Сторон могут обмениваться и другой информацией, необходимой для обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов.
Статья 4Обмен информацией об исполнительных производствах
Информация об исполнительных производствах включает в себя сведения:
а) о находящемся (находившемся) на исполнении в органе принудительного исполнения запрашиваемой Стороны исполнительном документе, выданном в отношении лица, являющегося должником по исполнительному производству на территории запрашивающей Стороны;
б) о дате возбуждения исполнительного производства и (или) дате принятия исполнительного документа к исполнению, наименовании и номере исполнительного документа, содержании требования исполнительного документа и стадии его исполнения;
в) о сумме взысканной задолженности, арестованного имущества, имущества, представленного к реализации, и иных указанных в запросе результатах исполнения исполнительных документов, необходимых для избежания двойного исполнения по исполнительным документам.
Статья 5Получение сведений, справок и документов от сторон исполнительного производства, других лиц и государственных органов
По запросу запрашивающей Стороны орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны обеспечивает получение от сторон исполнительного производства, иных физических и юридических лиц, находящихся на территории запрашиваемой Стороны, а также от государственных органов и должностных лиц запрашиваемой Стороны сведений, справок, документов либо заверенных в установленном порядке их копий.
Исполнение запроса для получения разъяснения от сторон исполнительного производства осуществляется исходя из вопросов, поставленных в запросе.
Выписки из государственных реестров, иных реестров и баз данных, иные документы, подтверждающие имущественные и неимущественные права сторон исполнительного производства, пересылаются друг другу без перевода и на безвозмездной основе.
Статья 6Получение информации об имущественном положении должника
1. Стороны по запросу запрашивающей Стороны предоставляют информацию о находящихся на территории запрашиваемой Стороны денежных средствах и имуществе лица, являющегося должником по исполнительному производству на территории запрашивающей Стороны, а именно информацию:
а) о наличии денежных средств должника на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях на территории запрашиваемой Стороны;
б) о недвижимом имуществе, в том числе о земельных участках, принадлежащих должнику на праве собственности или иных вещных правах;
в) о транспортных средствах;
г) о долях (паях, вкладах) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, зарегистрированных на территории запрашиваемой Стороны;
д) об иных видах имущества, информация о которых доступна органу принудительного исполнения согласно законодательству запрашиваемой Стороны.
2. Стороны при исполнении запроса могут предоставлять информацию об ином имуществе, не предусмотренном настоящей статьей.
Орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны предоставляет информацию об имуществе должника и иную информацию, предусмотренную настоящим Соглашением, в том объеме, в котором она доступна ему для раскрытия.
Статья 7Установление места работы должника, а также получение информации об источниках и размере его доходов
1. Стороны по запросу запрашивающей Стороны устанавливают и предоставляют информацию:
а) о месте работы (деятельности) должника, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя;
б) об официальных источниках и размере доходов, получаемых из официальных источников на территориях Сторон.
2. Информация об официальных источниках и размере доходов должника устанавливается и предоставляется за период, указанный в запросе, но не более чем за 3 года.
Статья 8Установление местонахождения должника или его имущества
1. Стороны по запросу запрашивающей Стороны устанавливают:
а) адрес проживания должника - физического лица на территории запрашиваемой Стороны в соответствии с местом его регистрации, а также при наличии сведений о его фактическом проживании, если он не проживает по месту регистрации;
б) местонахождение должника - юридического лица на территории запрашиваемой Стороны в соответствии с данными государственного реестра;
в) местонахождение имущества должника на территории запрашиваемой Стороны.
2. При этом в запросе для установления местонахождения имущества должника запрашивающая Сторона указывает конкретное имущество, местонахождение которого требуется установить, включая необходимые данные, позволяющие идентифицировать данное имущество.
Статья 9Защита и использование информации
1. Органы принудительного исполнения Сторон запрашивают, обрабатывают и используют информацию, предоставляемую на основании настоящего Соглашения, исключительно в целях, предусмотренных настоящим Соглашением и запросом, и в той мере, в которой это необходимо для достижения этих целей.
2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи орган принудительного исполнения Стороны, получивший информацию на основании настоящего Соглашения, может раскрыть ее сторонам исполнительного производства, а третьим лицам - только с согласия Стороны, которая предоставила эту информацию.
3. Информация, полученная на основании настоящего Соглашения, раскрывается взыскателю по исполнительному документу, послужившему основанием запроса, в той мере, в которой это необходимо для реализации права взыскателя на обращение в суд Стороны, предоставившей информацию, для признания и приведения в исполнение на ее территории судебного решения или акта иного должностного лица, на основании которого выдан такой исполнительный документ.
Если законодательство запрашиваемой Стороны предусматривает специальный порядок раскрытия такой информации третьим лицам, орган принудительного исполнения этой Стороны в ответе на запрос разъясняет порядок, в котором взыскатель может получить такую информацию, с указанием конкретного органа, в который взыскателю необходимо обратиться для ее получения.
4. Каждая Сторона принимает все предусмотренные ее законодательством меры по защите персональных данных, полученных на основании настоящего Соглашения, от случайной потери, незаконного использования, записи, уничтожения, преобразования, блокирования, копирования и иных незаконных вмешательств.
5. Стороны по запросу предоставляют друг другу дополнительные сведения о мерах, принимаемых для защиты информации, переданной в соответствии с настоящим Соглашением, а также о сроках ее хранения.
6. Полученная информация хранится в течение сроков, определенных законодательством запрашивающей Стороны.
Полученная информация хранится в исполнительном производстве до ее уничтожения в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны.
Статья 10Передача запроса и информации
Обмен информацией при соблюдении положений статьи 18 настоящего Соглашения осуществляется доступными средствами связи, в том числе факсимильной и электронной, с последующим направлением оригинала почтой в разумный срок. При обмене информацией Стороны соблюдают требования информационной безопасности.
Направление запроса может быть инициировано только органом принудительного исполнения, в производстве которого находится исполнительное производство в отношении должника.
Организация взаимодействия органов принудительного исполнения при обмене информацией может осуществляться в электронном виде машиночитаемыми документами с использованием защищенных каналов связи.
Статья 11Содержание запроса
1. В запросе органа принудительного исполнения запрашивающей Стороны должны быть указаны:
а) наименования органов принудительного исполнения запрашивающей и запрашиваемой Сторон;
б) номер и дата исполнительного документа, наименование органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ, по которому запрашивается информация;
в) сведения о должнике и взыскателе, включая:
для физических лиц - фамилию, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника - также дату и место рождения, место работы или место учебы (если они известны) и иные идентифицирующие данные;
для юридических лиц - наименование и местонахождение (адрес регистрации) , а для должника - также учетный номер плательщика, идентификационный номер налогоплательщика или иной идентифицирующий номер;
г) резолютивная часть судебного акта, акта уполномоченного органа или должностного лица, содержащаяся в исполнительном документе;
д) содержание запроса, а также описание фактических обстоятельств, послуживших основанием для обращения с запросом;
е) другие сведения, необходимые для надлежащего исполнения запроса.
2. Запрос для получения разъяснения от сторон исполнительного производства должен также содержать перечень вопросов, которые должны быть заданы стороне исполнительного производства.
3. Запрос, а также документ, подготовленный органом принудительного исполнения в связи с исполнением запроса, составляются в письменной форме, подписываются уполномоченным лицом в пределах его компетенции и скрепляются официальной печатью.
Статья 12Срок исполнения запроса
Срок исполнения запроса составляет 30 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса органом принудительного исполнения запрашиваемой Стороны.
Орган принудительного исполнения запрашивающей Стороны может просить об исполнении запроса в более короткие сроки.
В случае если органу принудительного исполнения запрашиваемой Стороны не представляется возможным исполнить запрос в установленный настоящей статьей срок, он уведомляет в возможно короткий срок об этом орган принудительного исполнения запрашивающей Стороны.
Статья 13Отказ в исполнении запроса
В исполнении запроса может быть отказано, если его исполнение может нанести ущерб суверенитету, безопасности либо противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой Стороны либо если запрос направлен на основании исполнительного документа, в отношении которого запрашивающая Сторона или запрашиваемая Сторона заявила о неприменении настоящего Соглашения в соответствии со статьей 25 настоящего Соглашения.
В случае если запрос не может быть исполнен, одновременно с возвратом документов орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению запроса.
До решения вопроса об отказе в исполнении запроса орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны при необходимости проводит консультации с органом принудительного исполнения запрашивающей Стороны.
Статья 14Дополнительная информация
Орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для надлежащего исполнения запроса.
Статья 15Исполнение запроса на определенных условиях
В случае если орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны полагает, что исполнение запроса помешает исполнительному производству, осуществляемому в его государстве, он может отложить исполнение запроса до устранения обстоятельств, препятствующих его исполнению, или определить для органа принудительного исполнения запрашивающей Стороны условия, необходимые для его дальнейшего исполнения, после консультаций с органом принудительного исполнения запрашивающей Стороны.
В случае если орган принудительного исполнения запрашивающей Стороны согласен с оказанием содействия на предложенных условиях, Стороны обеспечивают соблюдение этих условий.
Статья 16Конфиденциальность запроса
Орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны по просьбе органа принудительного исполнения запрашивающей Стороны обеспечивает конфиденциальность запроса.
В случае невозможности исполнения запроса без сохранения конфиденциальности орган принудительного исполнения запрашиваемой Стороны информирует об этом орган принудительного исполнения запрашивающей Стороны, который решает, следует ли исполнять запрос на таких условиях.
Статья 17Расходы
Расходы, которые могут возникнуть в ходе исполнения настоящего Соглашения, несут органы принудительного исполнения той Стороны, на территории которой возникли расходы.
Статья 18Порядок взаимодействия
Стороны назначают центральные органы, ответственные за реализацию настоящего Соглашения и уполномоченные на непосредственное взаимодействие по его реализации.
Стороны могут дополнительно назначить территориальные и иные органы, уполномоченные на непосредственное взаимодействие по реализации настоящего Соглашения.
Стороны передают депозитарию сведения о своих центральных органах и при их наличии перечень территориальных и иных органов при сдаче на хранение уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
Сторона уведомляет депозитария по дипломатическим каналам в возможно короткие сроки об изменении своих центральных, территориальных и иных органов, уполномоченных на непосредственное взаимодействие по реализации настоящего Соглашения.
Статья 19Язык
Стороны при осуществлении сотрудничества в рамках настоящего Соглашения используют русский язык.
Статья 20Внесение изменений
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующим протоколом, вступающим в силу в порядке, определенном для вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 21Разрешение спорных вопросов
Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем проведения консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 22Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих уведомлений.
Статья 23Порядок присоединения
Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства путем передачи депозитарию документа о присоединении.
Для государства - участника Содружества Независимых Государств настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.
Для государства, не являющегося участником Содружества Независим