Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2024 г. № 641
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве.
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству экономического развития Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 мая 2024 г. № 641
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно" и "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"акты общего регулирования", "инициатор", "общее регулирование", "претендент", "специальное регулирование" и "экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значении, определенном Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".
В настоящей Программе также используются следующие понятия:
"интеллектуальная платформа "Система управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем" (далее - интеллектуальная платформа) - платформа для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности оператора опытного района;
"наблюдение за воздушным пространством" - сбор, обработка и представление информации о воздушном пространстве на основе информации от наземных систем наблюдения;
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, внедрение и эксплуатацию интеллектуальной платформы, допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "в" пункта 37 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, осуществляющее экономический мониторинг опытного района и формирующее отчеты о текущих экономических показателях опытного района;
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве (далее - экспериментальный правовой режим) ;
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению функциональных сервисов в рамках экспериментального правового режима;
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки (за исключением коммерческих воздушных перевозок) и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие и (или) использующие на законных основаниях беспилотную авиационную систему;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.
3. В настоящее время воздушная перевозка грузов и авиационные работы с применением беспилотных авиационных систем не осуществляются по следующим причинам:
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;
отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем;
отсутствие алгоритмов принятия решений по использованию системы радиоэлектронной борьбы, что может повлечь за собой ошибочное принятие решений по подавлению беспилотных авиационных систем, совершающих полеты на законных основаниях.
4. Установление экспериментального правового режима позволит исключить негативные факторы, по которым перевозка грузов и авиационные работы с применением беспилотных авиационных систем не осуществляются, путем:
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением применения беспилотных авиационных систем для выполнения воздушной перевозки грузов и авиационных работ;
введения в эксплуатацию интеллектуальной платформы в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.
5. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:
а) воздушная перевозка грузов массой от 0, 1 до 100 килограммов, за исключением коммерческих воздушных перевозок;
б) выполнение авиационных работ, в том числе:
воздушные съемки (аэросъемочные, аэрофотосъемочные, телевизионные и киносъемочные работы) ;
аэровизуальные полеты (воздушное наблюдение района проведения массовых мероприятий) ;
воздушное патрулирование линий электропередач;
сопровождение объектов (сопровождение движущихся объектов) .
6. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима, является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем и в информационных цифровых системах, обеспечивающих безопасное применение беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.
Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета, сформированный план полета, а также который загружается в автопилот беспилотного воздушного судна. Кроме того, данные о планируемом маршруте полета отражаются в представлении на установление местного режима и плане полета, загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна и в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. № 13, направляются в органы обслуживания воздушного движения. В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. В ходе эксплуатации беспилотной авиационной системы могут осуществляться подготовка беспилотного воздушного судна к полету, программирование полетного плана посредством использования станции внешнего пилота, направление плана полета в органы обслуживания воздушного движения в установленном порядке, а также управление беспилотным воздушным судном в ходе выполнения полета и корректировка полетного задания при возникновении неисправностей, при невозможности выполнения полета в соответствии с планом полета, при непредвиденных изменениях воздушной обстановки или других нештатных ситуациях. Интеллектуальная платформа предоставляет функционал для обеспечения информационного взаимодействия при эксплуатации беспилотных авиационных систем в городской агломерации.
7. Создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов и позволит сделать коммерчески привлекательной доставку такого типа.
Выполнение авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем может стать крайне востребованным сервисом. Преимуществом является оперативность и высокая точность получаемых данных. Использование беспилотных авиационных систем расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Выполнение функциональных сервисов будет доступно сразу после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации и специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.
8. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности в опытном районе, будет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы.
Целями внедрения интеллектуальной платформы являются:
организация полетов беспилотных авиационных систем (планирование и согласование полетов) ;
сбор, консолидация, обработка и отображение данных наблюдения за воздушным пространством от различных источников в границах опытного района и прилегающих территориях;
получение оперативной информации о техническом состоянии оборудования, используемого в опытном районе с целью наблюдения за воздушным пространством;
интеграция с оборудованием наблюдения и радиоэлектронной борьбы, установленными в опытном районе для изменения его режимов работы.
9. В состав интеллектуальной платформы войдут следующие цифровые сервисы:
сервис по контролю за техническим состоянием объектов наземной инфраструктуры, который будет включать в себя:
визуальное задание характеристик экспериментального правового режима (границы опытного района, места установки оборудования и зоны его действия) , а также близлежащих государственных и коммерческих инфраструктурных объектов;
получение информации о техническом состоянии различного типа оборудования экспериментального правового режима и ее консолидация для отображения на рабочем месте выбранного специалиста;
формирование управляющих команд в адрес оборудования экспериментального правового режима, в том числе для отслеживания и пресечения несанкционированных полетов беспилотных авиационных систем;
сервис по наблюдению за воздушным пространством, который включает в себя:
интеграцию с наземными системами наблюдения, которые обеспечат сбор оперативной информации о воздушном пространстве (автоматическое зависимое наблюдение - вещание, спутниковая навигация и другие) ;
визуальное представление воздушного пространства в режиме реального времени с использованием картографической подложки;
идентификацию беспилотных авиационных систем и выявление нарушений условий полетов;
визуальное представление детальной информации о воздушном объекте, обнаруженном средствами наблюдения, с привязкой его траектории полета к согласованному плану полета;
сервис планирования полетов беспилотных авиационных систем, который включает в себя:
загрузку актуальной аэронавигационной и справочной информации для дальнейшего отображения в виде информационных слоев на картографической подложке;
отображение контактных данных Правительства Москвы, оператора опытного района и администрации посадочной площадки в опытном районе;
планирование полетов беспилотных авиационных систем через визуальный интерфейс;
автоматическое определение согласующих инстанций для полетов (центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, Правительство Москвы) ;
согласование полетов беспилотных авиационных систем с Единой системой организации воздушного движения Российской Федерации;
согласование полетов беспилотных авиационных систем в опытном районе (заявки на полеты) для формирования суточных планов полетов;
обеспечение оперативной связи с эксплуатантами беспилотных авиационных систем для повышения безопасности проведения полетов в опытном районе и предотвращения опасных сближений и аварийных ситуаций;
визуальное представление согласованных в рамках экспериментального правового режима планов полетов на будущие периоды;
оформление страховых полисов, требуемых для осуществления полетов беспилотных авиационных систем.
В состав интеллектуальной платформы войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в рамках экспериментального правового режима.
Интеллектуальная платформа обладает возможностями для интеграции с другими информационными системами.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение для эффективного и целостного взаимодействия. Интеллектуальная платформа позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всем пути - от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за выполнением соответствующих мероприятий.
Интеграция указанных в настоящем пункте сервисов в рамках интеллектуальной платформы обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
Внедрение интеллектуальной платформы будет осуществляться оператором опытного района. Расширение функционала будет осуществляться поэтапно.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
10. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технологии работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственные технологии в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами, систем автоматизации управления;
г) технологии беспроводной связи в области защищенной телекоммуникации.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
11. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) повышение эффективности государственного или муниципального управления;
г) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
д) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
12. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
13. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
14. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территории г. Москвы, ограниченной координатами: 55°43'23"N, 037°56'20"E; 55°43'22"N, 037°54'49"E; 55°43'35"N, 037°54'49"E; 55°43'42"N, 037°55'01"E; 55°43'50"N, 037°55'06"E; 55°43'51"N, 037°55'29"E; 55°43'49"N, 037°55'31"E; 55°43'35"N, 037°56'14"E.
Зона экспериментального правового режима ограничивается высотой 800 метров над уровнем земли.
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима, с указанием реквизитов и структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих такие положения
15. Не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима следующие положения отдельных актов общего регулирования:
а) в части допуска к эксплуатации беспилотных авиационных систем и оформления акт