Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2024 г. № 185
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан)
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан) .
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан) .
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству экономического развития Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 февраля 2024 г. № 185
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан)
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационная безопасность", "авиационные работы", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно" и "пилотируемое воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
"руководство по летной эксплуатации", "руководство по производству полетов" - в значениях, определенных в Федеральных авиационных правилах "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128.
Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:
"дронопорт" - специальное техническое устройство, позволяющее в автоматизированном режиме выполнять операции взлета и посадки, подготовки к полету и послеполетного обслуживания беспилотного воздушного судна;
"линия С2" - радиолиния контроля и управления беспилотным воздушным судном, связывающая беспилотное воздушное судно с пультом дистанционного управления (внешним пилотом) ;
"линия С3" - радиолиния связи, контроля и управления, связывающая беспилотное воздушное судно с пультом дистанционного управления (внешним пилотом) , эксплуатантом экспериментального правового режима и органами обслуживания воздушного движения;
"оператор экспериментального правового режима" - юридическое лицо, обеспечивающее в ходе реализации настоящей Программы координацию создания и эксплуатации инфраструктуры района экспериментального правового режима, внедрение и эксплуатацию цифровой платформы полетно-информационных сервисов беспилотных воздушных судов, допуск эксплуатантов беспилотных авиационных систем, указанных в подпункте "б" пункта 28 настоящей Программы, к полетам в районе экспериментального правового режима;
"район экспериментального правового режима" - территория, в рамках которой в соответствии с разделом VII настоящей Программы, устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан) (далее - экспериментальный правовой режим) ;
"реестр эксплуатантов экспериментального правового режима" - перечень эксплуатантов экспериментального правового режима, допущенных к выполнению предусмотренных настоящей Программой авиационных работ и воздушной перевозки грузов в рамках экспериментального правового режима;
"сертификат эксплуатанта беспилотных авиационных систем для экспериментального правового режима в г. Иннополисе (Республика Татарстан) " - документ, подтверждающий соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям настоящей Программы, выдаваемый оператором экспериментального правового режима с учетом положений специального регулирования, подлежащих обязательному применению в рамках экспериментального правового режима, установленных разделом IX настоящей Программы;
"система управления безопасностью полетов" - обеспечиваемая оператором экспериментального правового режима система, предназначенная для сбора и анализа данных о факторах опасности, оценки степени риска, хранения этих данных, формирования рекомендаций по улучшению безопасности полетов беспилотных воздушных судов на основании анализа собранных данных;
"экспертная организация" - юридическое лицо, осуществляющее техническое освидетельствование беспилотной авиационной системы на предмет наличия и функционирования оборудования наблюдения, идентификации и связи, обязательного для применения в районе экспериментального правового режима, в соответствии с требованиями согласно приложению № 1, контроль наличия учетного номера, нанесенного в установленном порядке на борт беспилотного воздушного судна, а также оценку годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации и выдачу акта допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в районе экспериментального правового режима (далее - акт допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации) по форме согласно приложению № 2;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях беспилотной авиационной системой;
"эксплуатант экспериментального правового режима" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов экспериментального правового режима.
3. В настоящее время авиационные работы и коммерческие воздушные перевозки грузов с применением беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее с использованием дронопортов, не осуществляются по следующим причинам:
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима (далее - цифровая инновация) ;
отсутствие нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в сфере применения дронопортов, а именно требований, указанных в подпункте "з" пункта 21 настоящей Программы.
4. Цифровая платформа полетно-информационных сервисов (далее - цифровая платформа) представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, интегрированных при наличии возможности с системой предоставления планов полетов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и телефонной сети связи общего пользования, внедренной федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", содержащий набор интерфейсов для ведения реестра эксплуатантов экспериментального правового режима, формирования перечней субъектов экспериментального правового режима, их беспилотных авиационных систем, заявок на выполнение полетов и фактически выполненных полетов, осуществления анализа планируемых и совершенных полетов, фиксации операций с беспилотными воздушными судами и возможностью использования электронной подписи. Цифровая платформа осуществляет информационное обеспечение и координацию полетов беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве с помощью следующих сервисов:
сервис информирования об эксплуатации беспилотных авиационных систем;
картографический сервис;
сервис обеспечения безопасности перемещения беспилотных воздушных судов;
сервис маршрутной информации;
метеорологический сервис;
подсистема симуляции полетов и предиктивной отработки сценариев полетов;
аэронавигационное обслуживание.
5. В рамках настоящей Программы субъектами экспериментального правового режима в районе экспериментального правового режима применяются беспилотные авиационные системы в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее для выполнения авиационных работ и воздушной перевозки грузов в интересах органа местного самоуправления - Мэрии города Иннополиса Республики Татарстан (далее - Мэрия г. Иннополиса) , иных заказчиков на территории г. Иннополиса (Республика Татарстан) (далее - г. Иннополис) .
6. Цифровой инновацией является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в наземных системах управления в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.
Для создания цифровой инновации планируется:
организация сети распределенных дронопортов;
управление одним внешним пилотом группой беспилотных воздушных судов, выполняющих взлет и посадку на распределенные дронопорты и другие оборудованные площадки;
организация полетов беспилотных воздушных судов между распределенными дронопортами и другими оборудованными площадками, а также одиночных полетов с применением цифровой платформы;
интеграция информации, получаемой от бортовых систем беспилотных воздушных судов и пульта дистанционного управления беспилотных авиационных систем, в цифровую платформу для создания цифрового двойника беспилотных воздушных судов с целью разработки средств анализа и повышения безопасности;
удаленная идентификация беспилотных воздушных судов и пульта дистанционного управления, определение их местоположения в ходе выполнения полета, организация взаимодействия уполномоченных органов, Мэрии г. Иннополиса с внешним пилотом с использованием цифровой платформы для согласования и мониторинга заявок на использование воздушного пространства и полетов;
создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем и распределенной сети дронопортов, который дополнит существующую схему выполнения авиационных работ и доставки грузов.
7. Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, расширит возможности по предоставлению указанных работ за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Целевое состояние сервисов с применением беспилотных авиационных систем и распределенной сети дронопортов позволит сделать коммерчески привлекательным осуществление авиационных работ и воздушную перевозку грузов.
Выполнение указанных сервисов будет доступно непосредственно сразу после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску к эксплуатации беспилотных авиационных систем.
8. Применение цифровой инновации в рамках настоящей Программы осуществляется согласно следующему сценарию:
а) для выполнения авиационных работ и воздушных перевозок грузов с применением дронопортов эксплуатантом экспериментального правового режима размещается соответствующее стационарное оборудование на территории г. Иннополиса;
б) в цифровой платформе обществом с ограниченной ответственностью "РУСДРОНОПОРТ" отмечаются все точки базирования дронопортов, а также место (места) расположения центрального пульта дистанционного управления для управления сетью дронопортов;
в) основными задачами внешнего пилота являются дистанционная диагностика систем и агрегатов беспилотного воздушного судна, оценка его готовности к полету и выполнению конкретного вида авиационной работы с применением соответствующей полезной нагрузки, контроль за выполнением полета и корректировка полетного задания при изменениях воздушной обстановки или в особых случаях. Полетное задание для каждого беспилотного воздушного судна, базирующегося на дронопорте, формируется внешним пилотом с использованием программно-аппаратных средств пульта дистанционного управления. Внешним пилотом также вводится информация о предварительно сформированном полетном задании на цифровую платформу;
г) цифровая платформа в автоматическом или автоматизированном режиме обеспечивает процедуру получения разрешения Мэрии г. Иннополиса на выполнение полета беспилотного воздушного судна, авиационных работ и воздушных перевозок грузов над населенным пунктом в соответствии с требованиями пункта 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", а также процедуру получения разрешения на выполнение полетов от органов обслуживания воздушного движения. Цифровая платформа фиксирует и сохраняет результаты процедуры получения указанных разрешений и выдает их на пульт дистанционного управления по запросу внешнего пилота;
д) полетное задание, необходимые разрешения на выполнение которого получены, передается средствами беспроводной связи от пульта дистанционного управления на соответствующий дронопорт для его загрузки в беспилотное воздушное судно и на цифровую платформу;
е) в процессе выполнения полетного задания информация, поступающая от бортовых систем беспилотных воздушных судов и пульта дистанционного управления, передается на цифровую платформу, которая обеспечивает создание цифровых двойников беспилотных воздушных судов с целью выполнения предиктивного анализа конфликтов полетных заданий беспилотных воздушных судов, а также обеспечивает идентификацию беспилотных воздушных судов в полете в интересах Мэрии г. Иннополиса, уполномоченных органов. При необходимости организации взаимодействия Мэрии г. Иннополиса и уполномоченных органов с внешним пилотом такое взаимодействие также обеспечивается через цифровую платформу в виде уведомлений в личном кабинете внешнего пилота или уведомлений по электронной почте.
9. Внедрение указанной цифровой инновации позволит оптимизировать операции с применением беспилотных авиационных систем в городской среде, повысить безопасность полетов, сделать коммерчески привлекательными сервисные услуги по выполнению авиационных работ, связанных с обследованием инфраструктурных объектов, и воздушных перевозок грузов за счет повышения автономности и эффективности подготовки к полетам и обслуживания беспилотных воздушных судов, оптимизации планирования полетов, сокращения сроков получения необходимых разрешений.
Заказчики авиационных работ и воздушных перевозок грузов получат необходимое информационное обеспечение, позволяющее при необходимости осуществлять мониторинг хода выполнения операций.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
10. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технологии работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственные технологии в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами, систем автоматизации управления;
г) технология беспроводной связи в области защищенной телекоммуникации.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
11. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) обеспечение развития науки и социальной сферы;
г) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
д) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
12. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
13. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
14. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территории г. Иннополиса в соответствии с координатами, указанными в пункте 15 настоящей Программы.
15. Координатами района экспериментального правового режима является точка с широтой - 55°45'27"С, долготой - 48°44'30"В и радиусом 2 километра с центром в указанной точке.
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима, с указанием реквизитов и структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих такие положения
16. В рамках экспериментального правового режима не подлежат приме