ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 января 2024 г. № 190-р
МОСКВА
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" на 2021 - 2035 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 716-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 13, ст. 2301) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 31 января 2024 г. № 190-р
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" на 2021 - 2035 годы
1. В абзаце восьмом раздела V слова "(I этап - 2021 - 2024 годы, II этап - 2025 - 2030 годы, III этап - 2031 - 2035 годы) " заменить словами "(I этап - 2021 - 2023 годы, II этап - 2024 - 2026 годы, III этап - 2027 - 2035 годы) ".
2. В разделе VI:
а) слова "(2021 - 2024 годы) " заменить словами "(2021 - 2023 годы) ";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Общий объем финансового обеспечения II этапа Программы развития университета (2024 - 2026 годы) составляет 1575 млн. рублей, в том числе за счет приносящей доходы деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет федерального бюджета - 1275 млн. рублей.".
3. Приложения № 1 и 2 к указанной программе изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова"на 2021 - 2035 годы(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 31 января 2024 г. № 190-р)
ПЛАН реализации мероприятий программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" на 2021 - 2035 годы
Наименование мероприятия | Основной результат | Срок | |
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики | |||
1. | Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию | создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального образовательного центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе профессионально ориентированного сопровождения, что позволит увеличить численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях, проводимых федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова"(далее - университет) , в 2024 году до 15000 человек, в 2030 году - 25000 человек, в 2035 году - 35000 человек(в 2019 году - 6526 человек) | 2024 - 2035 годы |
2. | Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях | развитие системы непрерывного образования, интеграция образовательных организаций, профессиональных сообществ, предпринимателей и экспертов в целях формирования эффективной экосистемы подготовки востребованных кадров для высокопроизводительных и кроссдисциплинарных отраслей промышленности, для инновационного развития Арктической зоныРоссийской Федерации (далее - Арктическая зона) , что позволит: увеличить долю образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, к 2030 году до 17 процентов, к 2035 году до 30 процентов (в 2019 году - 4, 7 процента) ; увеличить долю обучающихся по образовательным программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объемене менее 10 процентов от общей трудоемкости образовательной программык 2030 году до 100 процентов, к 2035 году до 100 процентов(в 2019 году - 12 процентов) ; увеличить долю обучающихся по сетевым образовательным программам высшего образования по очной форме, к общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме, к 2030 году до 25 процентов, к 2035 году до 34 процентов(в 2019 году - 3, 2 процента) ; увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов(в 2019 году - 18, 2 процента) ; увеличить количество студентов и слушателей, прошедших обучениепо образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования университета, к 2030 году до 550 человек, к 2035 году до 830 человек (в 2019 году - 158 человек) ; увеличить долю обучающихся по программам высшего образованияс оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорамо целевом обучении в общем числе обучающихся по образовательным программам высшего образования (очная форма) к 2030 году до 27 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 13, 5 процента) | 2024 - 2035 годы |
3. | Поддержка и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов на приоритетные образовательные программы для Арктической зоны и популяризации Арктической зоны как места для жизни и работы | проведение международного летнего и зимнего университета в Арктической зоне, онлайн-курсов, международных олимпиад, что позволит: увеличить долю иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численностистудентов к 2035 году до 15 процентов (в 2019 году - 8, 46 процента) ; увеличить долю обучающихся по образовательным программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам к 2030 году до 75 процентов, к 2035 году до 85 процентов (в 2019 году - 52 процента) | 2024 - 2035 годы |
4. | Подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны | реализация проектов научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" в целях подготовки специализированных кадров для цифровой экономики Арктики (телемедицина, робототехникаи мехатроника, искусственный интеллект, гидрометеорология) , развитие цифровых компетенций населения Арктики, формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательстваи цифровых решений для государственного и муниципального секторов, что позволит: увеличить долю обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся к 2030 году до 38 процентов, к 2035 году до 70 процентов (в 2019 году - 13 процентов) ; увеличить количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики, к 2030 году до 19000 человек, к 2035 году до 29000 человек (в 2019 году - 1100 человек) | 2024 - 2035 годы |
5. | Разработка и реализация конкурентоспособных международных образовательных продуктов | разработка и реализация образовательных программ с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны позволят увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ двойных дипломов, программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию) , не менее 15 программ к 2035 году (в 2019 году - 4 программы) . Расширение международной академической мобильности обучающихся, выездной мобильности сотрудников в целях ведения научно-преподавательской деятельности и повышения квалификации, развития трансграничного гуманитарного сотрудничества, что позволит увеличить количество участников программ мобильностик 2035 году до 4800 человек (в 2019 году - 400 человек) | 2024 - 2035 годы |
6. | Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктики | разработка и реализация программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по приоритетам научно-технологического развития, в том числе по приоритетным направлениям в рамкахнаучно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования". Реализация мероприятия будет способствовать увеличению количества обучающихся (нарастающим итогом) , прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках указанного центра, к 2030 году до 300 человек, к 2035 году до 500 человек(в 2019 году обучение по соответствующим программам не велось) | 2024 - 2035 годы |
7. | Воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике | повышение социальной активности обучающихся путем реализации ежегодной программы обмена студентами между университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета. Увеличение числа студентов, вовлеченных в программы патриотического воспитания, через участие в работе патриотических клубов и центров поисковой работыи профилактики асоциальных явлений с 2024 года до 2000 человек(в 2019 году - 800 человек) | 2024 - 2035 годы |
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности | |||
8. | Обеспечение привлекательности работы в Арктической зоне для российских и иностранных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей | развитие, модернизация имеющихся и создание на базе университета новых исследовательских центров превосходства и лабораторий под руководством ведущих ученых по направлениям: ресурсы Севера и Арктики; арктические экосистемы; материалы и технологии арктического применения; жизнедеятельность человека в Арктике; увеличение числа функционирующих на базе университета исследовательских центров и лабораторий с привлечением ведущих ученых к 2030 году - 8 единиц, к 2035 году - 12 единиц (в 2019 году - 1) ; увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей к 2024 году до 45 процентов (в 2019 году - 30 процентов) ; увеличение количества опубликованных статей в журналах, входящихв международные базы данных научного цитирования, к 2035 году до 5 штукна одного исследователя (в 2019 году - 0, 5 штуки на одного исследователя) | 2024 - 2035 годы |
9. | Развитие комплексных международных экспедиционных исследований университета в Арктике. Проведение международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет" | проведение регулярных международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет". Экспедиции будут способствовать развитию международногосотрудничества в сфере изучения и освоения Арктики, а также обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки по научнымспециальностям, связанным с Арктикой, и популяризацию научных исследований Арктики | 2024 - 2035 годы |
10. | Создание на базе университета Института стратегического развития Арктики как международного научного и экспертно-аналитического центра по вопросам развития Арктической зоны | создание на базе университета Института стратегического развития Арктики, осуществляющего научное сопровождение реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", а также подготовку региональныхи муниципальных управленческих команд. Институт стратегического развития Арктики будет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны, в том числе по заказу федеральных органов исполнительной властии исполнительных органов субъектов Российской Федерации, входящихв Арктическую зону. Деятельность Института стратегического развития Арктики будет способствовать эффективной реализации указанной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, а также развитию кадрового потенциала органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации. Определение университета оператором всех научно-исследовательских работ, направленных на изучение и развитие Арктической зоны | 2024 - 2035 годы |
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов | |||
11. | Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов | разработка и реализация образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализация мероприятий и проектов, направленных на устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей, повышение качества общего и профессионального образования, развитие предпринимательских компетенций, персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных, формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов, целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны позволят к 2030 году увеличить количество образовательных программ в университете для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ - до 20 программ, к 2035 году - не менее 35 программ (в 2019 году - 2 программы) | 2024 - 2035 годы |
12. | Формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне | реализация исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне, с учетом опыта иностранных государств. Экспертиза законодательных инициатив и законопроектов в области этнонациональной и культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выявление специфики правоприменительной и судебной практики в области этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне, а также проблем реализации этнонациональной и культурной политики Российской Федерации в Арктической зоне с предложением вариантов их решения, подготовка предложений по перспективным институциональным и правовым механизмам совершенствования этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне | 2024 - 2035 годы |
IV. Развитие кадрового потенциала университета | |||
13. | Формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников | реализация проектов по переходу к 4 направлениям (исследовательскому, практико-ориентированному, предпринимательскому и образовательно-методическому) профессионального развития педагогических работников, для которых должны быть разработаны и внедрены особые механизмы отбора, обучения, стимулирования и оценивания. Требуется совершенствование системы оценки и стимулирования педагогических работников, внедряющих инновационные методики преподавания и успешно ведущих научные исследования по приоритетным для университета направлениям развития. Развитие кадрового потенциала предполагается на основе цифрового профиля и портфолио работника. Реализация проектов позволит ежегодно повышать квалификацию не менее 30 процентов педагогических работников на основе анализа цифрового следа и портфолио | 2024 - 2035 годы |
14. | Модернизация системы непрерывного профессионального развития педагогических работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля | формирование базового стандарта профессиональных компетенций педагогических работников университета, который будет включать цифровые и мягкие навыки, профессиональные навыки, гибкие модульные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе сетевые, программы академической мобильности. Реализация проектов позволит увеличить долю педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио, к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов | 2024 - 2035 годы |
15. | Привлечение и развитие талантливых иностранных исследователейи преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны | формирование конкурентоспособного на международном уровне коллектива университета, обеспечивающего научно-исследовательское и инновационное сопровождение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны, за счет установления институционального взаимодействия с образовательными и научными организациями, с международными кадровыми агентствами и реализации эффективной кадровой политики (поддержка иностранных специалистов, создание улучшенных социальных и бытовых условий) . Эффективная кадровая политика в целом будет способствовать росту числа иностранных исследователей и преподавателей, трудоустроенных в университете | 2024 - 2035 годы |
16. | Развитие административно-управленческого и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности | цифровизация административных процессов, оптимизация бизнес-процессов, формирование механизмов оценки деятельности и мотивации станут основой си |