Об утверждении Правил предоставления в 2023 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях финансирования затрат, связанных с реализацией программы гарантий (поручительств) на льготных условиях производителям станкоинструментальной продукции
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2023 г. № 2201
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления в 2023 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях финансирования затрат, связанных с реализацией программы гарантий (поручительств) на льготных условиях производителям станкоинструментальной продукции
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2023 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях финансирования затрат, связанных с реализацией программы гарантий (поручительств) на льготных условиях производителям станкоинструментальной продукции.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 21 декабря 2023 г. № 2201
ПРАВИЛА предоставления в 2023 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях финансирования затрат, связанных с реализацией программы гарантий (поручительств) на льготных условиях производителям станкоинструментальной продукции
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2023 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях финансирования затрат, связанных с реализацией программы гарантий (поручительств) на льготных условиях производителям станкоинструментальной продукции (далее соответственно - субсидии, ВЭБ.РФ) .
Субсидия предоставляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в целях оказания государственной поддержки в сложных экономических условиях предприятиям станкоинструментальной промышленности.
Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в настоящем пункте.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"анкета" - документ, форма которого утверждается ВЭБ.РФ, предоставление которого предусматривается условиями рамочного соглашения о предоставлении поручительства, содержащий в том числе сведения в соответствии с подпунктом "е" пункта 12 настоящих Правил;
"гарантия (поручительство) " - гарантия (контргарантия) или поручительство ВЭБ.РФ, выданные в целях обеспечения обязательств производителей станкоинструментальной продукции, указанных в пункте 4 настоящих Правил;
"договор поставки" - договор, в том числе государственный контракт, на поставку товаров для государственных нужд, заключенный по результатам закупки или по результатам торгов, либо договор, заключенный в соответствии с гражданским законодательством, по которому производитель станкоинструментальной продукции обязуется передать в обусловленный срок или сроки произведенную им станкоинструментальную продукцию заказчику и (или) осуществлять (при необходимости) связанные с этим работы и (или) услуги;
"инвестиционный проект" - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов по созданию, развитию и модернизации производственных мощностей (в том числе по созданию предприятия как имущественного комплекса) и (или) объектов промышленной инфраструктуры, созданию и (или) внедрению технологий, расширению созданных производственных мощностей, направленный на производство станкоинструментальной продукции;
"кредитная организация" - российская кредитная организация, определенная в качестве системно значимой кредитной организации в соответствии с методикой определения системно значимых кредитных организаций, установленной указанием Центрального банка Российской Федерации в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", и (или) российская кредитная организация по решению Правительства Российской Федерации, соответствующая требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
"МСФО-9" - Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
"программа предоставления гарантий (поручительств) на льготных условиях предприятиям станкоинструментальной промышленности" - документ, принятый наблюдательным советом ВЭБ.РФ, содержащий в том числе основные условия предоставления ВЭБ.РФ гарантий (поручительств) в соответствии с настоящими Правилами и общий объем участия ВЭБ.РФ;
"производитель станкоинструментальной продукции" - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее производство и поставку станкоинструментальной продукции, а также выполнение (при необходимости) связанных с этим работ и (или) оказание услуг;
"рамочное соглашение о предоставлении поручительства" - заключаемое между финансирующей организацией и ВЭБ.РФ соглашение о предоставлении поручительства, которым в том числе устанавливаются общий лимит поручительств, выдаваемых ВЭБ.РФ финансирующей организации, основные условия предоставления поручительств, требования к документам, предоставляемым для получения поручительства, требования к экспертизе, проводимой финансирующей организацией для получения поручительства, условия осуществления платежа по поручительству;
"соглашение о предоставлении субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" - соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов, заключенное между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и производителем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. № 1649 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
"станкоинструментальная продукция" - продукция, соответствующая пункту 6 настоящих Правил и имеющая заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или производимая в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
"финансирующая организация" - кредитная организация, федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", предоставляющие кредиты (займы) производителям станкоинструментальной продукции для финансирования капитальных затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, и (или) операционных расходов в целях производства и поставки станкоинструментальной продукции.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в том значении, в котором они используются в других нормативных правовых актах Российской Федерации.
3. Результатом предоставления субсидии является объем выданных гарантий (поручительств) на льготных условиях, указанный в соглашении о предоставлении субсидии.
Показателем результата предоставления субсидии является реализация ВЭБ.РФ программы предоставления гарантий (поручительств) на льготных условиях предприятиям станкоинструментальной промышленности.
4. Гарантии (поручительства) выдаются в 2023 - 2025 годах в целях обеспечения одного из следующих обязательств производителей станкоинструментальной продукции:
обеспечение заявок на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закупки) либо заявок производителей станкоинструментальной продукции для участия в торгах, проводимых заказчиками в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее соответственно - торги, гарантии в обеспечение заявок) ;
обеспечение обязательств производителей станкоинструментальной продукции по договорам поставки, заключенным по результатам закупки либо торгов, в том числе обеспечение возврата аванса заказчику в случае нарушения производителем станкоинструментальной продукции своих обязательств по договору поставки (далее - гарантии в обеспечение обязательств по договорам поставки) ;
обеспечение обязательств по кредитам (займам) финансирующих организаций, предоставляемым производителям станкоинструментальной продукции для финансирования капитальных затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, и (или) операционных расходов в целях производства и поставки станкоинструментальной продукции (далее - кредитные поручительства) .
5. Кредитная организация должна соответствовать следующим требованиям:
а) кредитная организация не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - офшорные компании) , а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов.
При расчете доли участия офшорных компаний в капитале юридических лиц не учитываются прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании) , акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;
б) кредитная организация и (или) акционеры (участники) кредитной организации не являются иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, входящими в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства) , или не находятся под контролем указанных иностранных лиц независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Данное требование не применяется к публичным акционерным обществам (в том числе со статусом международной компании) , акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации;
в) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе кредитной организации, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) кредитной организации.
6. Право на получение гарантии (поручительства) имеет производитель станкоинструментальной продукции, осуществляющий производство следующей промышленной продукции:
а) оборудование металлообрабатывающее (классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) кодами 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3) ;
б) части и принадлежности станков для обработки металлов (код ОКПД 2 28.41.4) ;
в) инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) (код ОКПД 2 25.73.4) ;
г) оправки для крепления инструмента (код ОКПД 2 28.49.2) ;
д) аддитивное оборудование (коды ОКПД 2 28.96.10.121, 28.96.10.122, 28.96.10.123, 28.96.10.129, 28.41.34.100, 28.41.34.110, 28.41.34.120, 28.41.34.190) ;
е) станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов (код ОКПД 2 28.49.1) ;
ж) оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства (код ОКПД 2 28.94) ;
з) устройства числового программного управления для продукции, указанной в подпунктах "а", "д" и "е" настоящего пункта (код ОКПД 2 26.20.40.150) ;
и) промышленные роботы и робототехнические устройства (коды ОКПД 2 28.99.39.200, 28.99.39.210, 28.99.39.211, 28.99.39.219, 28.99.39.220, 28.99.39.230, 28.99.39.240) ;
к) оборудование для сварки трением, аппараты для вакуумной обработки волокна (код ОКПД 2 28.29.6) .
7. К затратам, источником финансового обеспечения которых является субсидия, относятся затраты, связанные с исполнением ВЭБ.РФ обязательств по гарантиям (поручительствам) .
В случае получения производителем станкоинструментальной продукции кредитов (займов) , которые предполагают использование субсидий из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не связанными с целями, установленными пунктом 1 настоящих Правил, ВЭБ.РФ вправе получать средства из федерального бюджета в соответствии с настоящими Правилами на компенсацию затрат, связанных с исполнением ВЭБ.РФ обязательств по гарантиям (поручительствам) .
8. Выдача гарантии (поручительства) осуществляется при условии одобрения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заявки производителя станкоинструментальной продукции на предоставление гарантии (поручительства) или финансирующей организации на предоставление поручительства (далее - заявка) в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
Предоставление ВЭБ.РФ кредитных поручительств в пользу финансирующих организаций осуществляется на основании рамочного соглашения о предоставлении поручительства.
В целях заключения рамочного соглашения о предоставлении поручительства финансирующая организация направляет в ВЭБ.РФ документы, перечень которых определяется ВЭБ.РФ.
ВЭБ.РФ на основании представленных финансирующей организацией документов в установленном порядке заключает рамочное соглашение о предоставлении поручительства с финансирующей организацией при условии соответствия кредитной организации (если в качестве финансирующей организации выступает кредитная организация) требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
ВЭБ.РФ отказывает финансирующей организации в заключении рамочного соглашения о предоставлении поручительства в следующих случаях:
а) непредставление либо представление не в полном объеме документов, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта;
б) несоответствие кредитной организации (если в качестве финансирующей организации выступает кредитная организация) требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
9. Предоставляемые ВЭБ.РФ гарантии (поручительства) должны соответствовать следующим условиям:
а) лимит ответственности ВЭБ.РФ по каждой гарантии (поручительству) :
по гарантиям в обеспечение заявок - в объеме, предусмотренном документацией о закупке либо документацией о проведении торгов;
по гарантиям в обеспечение обязательств по договорам поставки - в объеме обязательств, предусмотренных договором поставки;
по кредитным поручительствам - в объеме, не превышающем 60 процентов суммы основного долга;
б) размер комиссионного вознаграждения ВЭБ.РФ включает в том числе маржу, обеспечивающую покрытие административно-хозяйственных расходов ВЭБ.РФ в размере не более 0, 1 процента годовых, и не должен в совокупности превышать:
по гарантиям в обеспечение заявок - 0, 6 процента годовых суммы гарантии;
по гарантиям в обеспечение обязательств по договорам поставки - 0, 6 процента годовых суммы гарантии;
по кредитным поручительствам - 1 процент годовых размера обеспечиваемых обязательств;
в) срок действия гарантий (поручительств) :
по гарантиям в обеспечение заявок - срок, предусмотренный документацией о закупке либо документацией о проведении торгов;
по гарантиям в обеспечение обязательств по договорам поставки - срок договора поставки;
по кредитным поручительствам - срок кредитного договора (договора займа) , увеличенный на 1 год, но не более 16 лет;
г) в случае предоставления кредитных поручительств целевым использованием средств кредита (займа) не является финансирование ранее понесенных затрат и (или) расходов на погашение задолженности по кредитным договорам (займам) ;
д) в случае предоставления кредитных поручительств в целях обеспечения обязательств по кредитам (займам) на финансирование капитальных затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, не более 85 процентов полной стоимости инвестиционного проекта (без учета процентов по кредитам (займам) финансируется за счет привлечения кредита (займа) .
10. Для получения гарантии (поручительства) производитель станкоинструментальной продукции должен соответствовать следующим требованиям:
а) производитель станкоинструментальной продукции обладает статусом налогового резидента Российской Федерации;
б) у производителя станкоинструментальной продукции отсутствует не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) производитель станкоинструментальной продукции не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
г) производитель станкоинструментальной продукции не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к производителю станкоинструментальной продукции другого юридического лица) или ликвидации, в отношении производителя станкоинструментальной продукции не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) , его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
д) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) производителя станкоинструментальной продукции;
е) производитель станкоинструментальной продукции не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями С