Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2023 г. № 1874
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области.
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству экономического развития Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 ноября 2023 г. № 1874
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот" и "воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"акты общего регулирования", "инициатор", "общее регулирование", "претендент", "специальное регулирование" и "экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"воздушное движение", "воздушное пространство класса С", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значении, определенном Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".
В настоящей Программе также используются следующие понятия:
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "в" пункта 34 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, осуществляющее экономический мониторинг опытного района и формирующее отчеты о текущих экономических показателях опытного района;
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области (далее - экспериментальный правовой режим) ;
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и коммерческих воздушных перевозок в рамках экспериментального правового режима;
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие беспилотной авиационной системой на законных основаниях и применяющие ее в соответствии с настоящей Программой;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.
3. В настоящее время применение беспилотных авиационных систем для осуществления коммерческих воздушных перевозок грузов и авиационных работ не осуществляется по причине наличия перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации.
Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением применения беспилотных авиационных систем для выполнения коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ;
введения в эксплуатацию системы управления опытным районом, включающей применение цифровой платформы "Небосвод" и цифрового сервиса обеспечения безопасности полетов "Ранавиа" в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.
4. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов.
5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, является коммерческое применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов, в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем и в информационных цифровых системах, обеспечивающих безопасное применение беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.
Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета. Сформированный план полета загружается в автопилот беспилотного воздушного судна. Кроме того, данные о планируемом маршруте полета отражаются в представлении на установление местного режима и плане полета, загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна и в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. № 13 (далее - табель сообщений о движении воздушных судов) , направляются в органы обслуживания воздушного движения. Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при принудительной посадке беспилотного воздушного судна в случае потери связи по линии его управления и контроля (C2 Link) или неисправности бортового оборудования, не позволяющей продолжать безопасный полет) . В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. В ходе эксплуатации беспилотной авиационной системы могут осуществляться подготовка беспилотного воздушного судна к полету, программирование плана полета посредством использования станции внешнего пилота, направление плана полета в органы обслуживания воздушного движения в установленном порядке, а также управление беспилотным воздушным судном в ходе выполнения полета и корректировка полетного задания при возникновении неисправностей, при невозможности выполнения полета в соответствии с планом полета, при непредвиденных изменениях воздушной обстановки или других нештатных ситуациях. Данные об эксплуатации беспилотных авиационных систем собираются как в процессе выполнения полетов, так и после завершения полетов с целью оценки фактических рисков безопасности осуществления полетов.
В рамках экспериментального правового режима планируется проведение мероприятий по тестированию средств защиты от противоправного применения беспилотных авиационных систем, в том числе криптографических, прошедших процедуру проверки в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005) , утвержденным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. № 66, и примененных на линии управления и контроля (C2 Link) , а также мероприятий по использованию средств идентификации (опознавания) беспилотных воздушных судов.
6. Создание нового вида коммерческого транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов. В настоящее время коммерческая воздушная перевозка грузов осуществляется пилотируемыми воздушными судами большой грузоподъемности, не обеспечивающими оперативность применения и экономически неоправданными для перевозки легких грузов. Целевое состояние транспортных сервисов с применением беспилотных авиационных систем позволит сделать коммерчески привлекательной и экономически эффективной доставку такого типа грузов.
Выполнение авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередач и других инфраструктурных объектов, охрана лесов от пожаров и проведение авиационно-химических работ по защите сельскохозяйственных культур. Использование крупногабаритных беспилотных воздушных судов расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Выполнение функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации, а также по допуску специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.
7. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию системы управления опытным районом.
Данная система включает в себя цифровую платформу "Небосвод" и цифровой сервис "Ранавиа". Цифровая платформа "Небосвод" осуществляет организацию и обеспечение полетов беспилотных воздушных судов посредством использования данных навигации и наблюдения, метеорологической информации, аэронавигационной информации и геопространственных данных. Цифровой сервис "Ранавиа" использует данные по налету беспилотных воздушных судов, по техническому состоянию, а также по отказам бортовых компонентов беспилотных воздушных судов в течение эксплуатации беспилотных воздушных судов для контроля безопасности полетов.
В состав системы управления опытным районом войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение, которое обеспечит экспертную поддержку всем участникам процесса, эффективное и целостное взаимодействие.
Интеграция указанных сервисов и функций в рамках системы управления опытным районом обеспечит цифровизацию сферы коммерческого применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
8. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технологии работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственные технологии в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами, систем автоматизации управления;
г) технологии беспроводной связи в области защищенной телекоммуникации.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
9. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
г) обеспечение развития науки и социальной сферы;
д) привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
е) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
10. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
11. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
12. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территории Самарской области.
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима, с указанием реквизитов и структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих такие положения
13. Не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима следующие положения отдельных актов общего регулирования:
а) в части допуска к эксплуатации беспилотных авиационных систем и оформления акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима:
подпункты 21 и 4 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункты 1 и 9 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. № 184;
пункт 2, подпункт "в" пункта 6 и пункты 12, 13 и 20 Федеральных авиационных правил "Форма и порядок оформления сертификата летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов на основании акта оценки беспилотного гражданского воздушного судна на его соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 февраля 2023 г. № 61 (далее - Правила допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов) , а также приложение к Правилам допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов;
б) в части допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ и включения субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района:
пункт 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. № 10;
пункт 2.7 и пункты 3.1 - 3.29 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта) , подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. № 494 (далее - Правила, определяющие требования к лицам, выполняющим авиационные работы) , а также части 5 и 8 приложения № 2, приложения № 3 и 4 к Правилам, определяющим требования к лицам, выполняющим авиационные работы;
в) в части профессиональной подготовки внешних пилотов:
пункт 1 с