ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 августа 2023 г. № 2259-р
МОСКВА
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в комплексную программу развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 27, ст. 4877; 2023, № 12, ст. 2056) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 22 августа 2023 г. № 2259-р
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в комплексную программу развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года
1. В подразделе "Прогноз производства воздушных судов, включающий оптимальную номенклатуру, объемы и сроки поставок с учетом реализации в возможно короткий срок программ импортозамещения" раздела IV:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"С учетом успешной реализации программ импортозамещения в 2023 - 2030 годы предусматриваются поставки 1081 самолета для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 115 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 140 единиц ТВРС-44 "Ладога", 178 единиц Л-410 и 154 единицы "Байкал" (ЛМС-901) .";
б) в абзаце третьем слова "- 20 - 25 самолетов ежегодно, начиная с 2026 года" исключить;
в) после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"В качестве мер по модернизации и расширению производства воздушных судов необходимо рассматривать мероприятия, включающие опытно-конструкторские разработки по модернизации систем и агрегатов воздушных судов, реконструкцию зданий и сооружений авиационных предприятий, а также создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов.";
г) абзац девятый изложить в следующей редакции:
"Графики производства отечественных силовых установок по годам представлены в приложении № 4. Прогнозные объемы выпуска агрегатов и систем для обеспечения производства гражданской авиационной техники по годам представлены в приложении № 41.";
д) после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Поставка воздушных судов, комплектующих и запасных частей к ним и расходных материалов, отвечающих требованиям к качеству поставляемой продукции, осуществляется отечественными поставщиками в соответствии с прогнозными показателями поставок авиационной техники отечественного производства по годам, приведенными в приложении № 2 к Программе, на условиях заключенных договоров, предусматривающих поставку указанной авиационной техники.";
е) абзац десятый исключить.
2. Для служебного пользования.
3. Раздел IX дополнить абзацами следующего содержания:
"Механизм приобретения воздушных судов отечественного производства и основные параметры договоров поставки авиационной техники определены в паспортах инвестиционных проектов, касающихся приобретения воздушных судов отечественного производства за счет средств Фонда национального благосостояния, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 11 января 2023 г. № 12-р и от 11 февраля 2023 г. № 315-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 января 2023 г. № 12-р утвержден паспорт инвестиционного проекта "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов", предусматривающий приобретение за счет средств Фонда национального благосостояния облигаций лизинговой компании - общества с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" для приобретения самолетов отечественного производства SSJ-NEW, МС-21 и Ту-214 в размере до 175, 4 млрд. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2023 г. № 315-р утверждены паспорта инвестиционных проектов "Приобретение вертолетов отечественного производства для последующей передачи в лизинг для нужд российских авиакомпаний" и "Приобретение воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе", предусматривающие приобретение за счет средств Фонда национального благосостояния облигаций лизинговой компании - акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания" для приобретения воздушных судов отечественного производства (SSJ-NEW, "Байкал" (ЛМС-901) , Ми-171А2, Ми-171А3, Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1) , в размере до 94, 1 млрд. рублей.
Для служебного пользования.".
4. Приложения № 1 - 4 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к комплексной программеразвития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 22 августа 2023 г. № 2259-р)
ПРОГНОЗНАЯ ДИНАМИКА И ПОТРЕБНОСТЬ парка воздушных судов российских авиационных компаний в разбивке по группам и типам
Группы воздушных судов | Апрель 2022 г. | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год |
Целевой (базовый) сценарий Отечественные воздушные суда | ||||||||||
Дальнемагистральные | - | - | - | - | 2 | 3 | 5 | 7 | 10 | 12 |
Среднемагистральные | - | - | 3 | 16 | 38 | 75 | 131 | 201 | 293 | 385 |
Ближнемагистральные | 170 | 170 | 172 | 192 | 212 | 232 | 252 | 272 | 292 | 312 |
Региональные | 105 | 105 | 105 | 107 | 115 | 127 | 139 | 151 | 163 | 175 |
Самолеты местных воздушных линий | 84 | 84 | 84 | 89 | 119 | 169 | 259 | 355 | 451 | 556 |
Итого* | 359 | 359 | 364 | 404 | 486 | 606 | 786 | 986 | 1209 | 1440 |
Иностранные воздушные суда | ||||||||||
Дальнемагистральные | 120 | 112 | 111 | 109 | 106 | 101 | 93 | 83 | 72 | 52 |
Среднемагистральные | 472 | 439 | 438 | 427 | 415 | 399 | 368 | 325 | 283 | 205 |
Ближнемагистральные | 23 | 21 | 21 | 21 | 20 | 19 | 18 | 16 | 14 | 10 |
Региональные | 84 | 78 | 78 | 76 | 74 | 71 | 65 | 58 | 50 | 36 |
Самолеты местных воздушных линий | 39 | 36 | 36 | 35 | 34 | 33 | 30 | 27 | 23 | 16 |
Итого | 738 | 686 | 684 | 668 | 649 | 623 | 574 | 509 | 442 | 319 |
Всего воздушных судов* | 1097 | 1045 | 1048 | 1072 | 1135 | 1229 | 1360 | 1495 | 1651 | 1759 |
__________________________
* Без учета самолетов бизнес-авиации (42 единицы) , грузовых самолетов (84 единицы) и самолетов, которые фактически выведены из коммерческой эксплуатации для перевозки пассажиров, но числятся в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (60 единиц) , в том числе воздушных судов, находящихся в парке федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "Государственная авиакомпания "223 летный отряд" Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и акционерного общества "Производственное объединение "Космос". Таким образом, на апрель 2022 г. в гражданской авиации Российской Федерации эксплуатируется 1287 воздушных судов, из них 1101 воздушное судно осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров. Типы воздушных судов, необходимых для использования российскими авиационными компаниями:
дальнемагистральные - Ил-96-300, A330-200, А330-300, А350-900, B747-400, B767-300, B-777, B-777-200, В-777-300;
среднемагистральные - Ту-204, Ту-214, МС-21, А319, А320, A320neo, А321, A321neo, B-737-800, В-737-900;
ближнемагистральные - ЯК-42, "Сухой Суперджет 100", SSJ-NEW, EMB170, EMB190;
региональные - Ил-114-300, Ан-26, Ан-24, Ан-38, Як-40, EMB135, CRJ-100, CRJ-200, ДЭШ8-300, ДЭШ8-400, ATR72, ATR42;
самолеты местных воздушных линий - Ан-28, Л-410, Ан-3, Ан-2, ТВС-2МС, ТВРС-44 "Ладога", "Байкал" (ЛМС-901) , C-208B, PC-6, PC-12, Ce-172, Се-172S, Ce-182, DA-40.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к комплексной программеразвития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 22 августа 2023 г. № 2259-р)
ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ поставок авиационной техники отечественного производства по годам
Тип воздушного судна | Вместимость, человек | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | Всего, единиц |
Самолеты: | |||||||||||
SSJ-NEW | 98 - 103 | - | 2 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 142 |
МС-21-310 | 181 - 211 | - | - | 6 | 12 | 22 | 36 | 50 | 72 | 72 | 270 |
Ил-114-300 | 64 - 68 | - | - | 2 | 8 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 70 |
Ту-214 | 150 - 215 | - | 3 | 7 | 10 | 15 | 20 | 20 | 20 | 20 | 115 |
Ил-96-300 | 237 - 300 | - | - | - | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 |
ТВРС-44 "Ладога" | 44 | - | - | - | 15 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 140 |
Л-410 | 15 - 19 | - | - | - | - | - | 40 | 46 | 46 | 46 | 178 |
"Байкал" (ЛМС-901) | 9 | - | - | 5 | 15 | 25 | 25 | 25 | 25 | 34 | 154 |
Итого | - | 5 | 40 | 82 | 120 | 180 | 200 | 223 | 231 | 1081 | |
Вертолеты: | |||||||||||
Ансат | 7 - 8 | 21 | 13 | - | 11 | 23 | 30 | 33 | 35 | 35 | 201 |
Ми-171А2 | 24 | 1 | - | 11 | - | 7 | 7 | 10 | 13 | 15 | 64 |
Ка-32А11М | 13 | - | - | - | - | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 23 |
Ка-62 | 15 | - | - | - | - | 6 | 15 | 23 | 23 | 23 | 90 |
Ми-38 | 30 | - | 1 | - | 2 | 5 | 7 | 8 | 8 | 8 | 39 |
Ми-171А3 | 24 | - | - | 3 | 8 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 49 |
Ми-8МТВ-1 | 26 | 37 | 39 | 41 | 33 | 9 | 9 | 8 | 7 | 5 | 188 |
Ми-8АМТ | 26 | 9 | 13 | 12 | 3 | 9 | 11 | 11 | 10 | 10 | 88 |
Ми-26Т2/ТС | 82 | 3 | - | 1 | - | - | - | 1 | - | - | 5 |
Ка-226 | 6 - 7 | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | 1 |
Ми-171 | 26 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 |
Ка-32А11ВС | 13 | 2 | - | - | 8 | 4 | - | - | - | - | 14 |
Итого | 75 | 66 | 68 | 65 | 73 | 92 | 107 | 109 | 109 | 764 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 22 августа 2023 г. № 2259-р)
ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года по объемам перевозок по годам
Показатель | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год |
Целевой (базовый) сценарий | |||||||||
Объем перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях (млн. человек) | 77, 7 | 82, 4 | 83, 6 | 84, 5 | 85, 5 | 87 | 89 | 92, 5 | 97 |
Объем перевозок пассажиров на международных воздушных линиях (млн. человек) | 17, 5 | 20, 6 | 20, 9 | 21, 1 | 21, 4 | 21, 7 | 22, 3 | 23, 1 | 24, 3 |
Доля самолетов отечественного производства в парке российских авиакомпаний, | 34, 3 | 34, 7 | 37, 7 | 42, 8 | 49, 3 | 57, 8 | 66 | 73, 2 | 81, 8 |
в том числе доля исправных воздушных судов отечественного производства(по группам воздушных судов) (процентов) : | |||||||||
самолеты магистральные (RRJ-95, МС-21, Ту-214, Ил-96, SSJ-NEW) ; | 75 | 51 | 40 | 40 | 44 | 47 | 53 | 60 | 63 |
самолеты региональные (Ан-24, Ан-26, Ил-114-300, ТВРС-44 "Ладога") ; | 43 | 43 | 47 | 49 | 54 | 59 | 65 | 69 | 73 |
самолеты местных авиационных линий(Л-410, "Байкал"(ЛМС-901) ; | 36 | 36 | 38 | 42 | 51 | 62 | 71 | 79 | 81 |
вертолеты (Ансат, Ка-32, Ка-62, Ка-226, Ми-8, Ми-26, Ми-38, Ми-171) | 70 | 71 | 73 | 75 | 77 | 79 | 81 | 84 | 86 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к комплексной программеразвития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 22 августа 2023 г. № 2259-р)
ГРАФИКИ производства отечественных силовых установок по годам
Тип силовой установки | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | Всего, единиц |
Силовые установки: | ||||||||||
ПД-8 | - | 4 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 284 |
ПД-14 | - | - | 12 | 24 | 44 | 72 | 100 | 144 | 144 | 540 |
ПС-90 | - | 6 | 14 | 24 | 32 | 44 | 44 | 46 | 44 | 254 |
ТВ7-117СТ-01 | 2 | - | 4 | 16 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 142 |
ТВ7-117СТ-02 | - | - | - | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 280 |
ТВ7-117В | - | 2 | - | 4 | 10 | 14 | 16 | 16 | 16 | 78 |
ВК-650В | - | - | - | 22 | 46 | 62 | 66 | 70 | 70 | 336 |
ВК-800СМ | - | - | - | 5 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 130 |
ВК-1600В | - | - | - | - | 12 | 30 | 46 | 46 | 46 | 180 |
ВК-2500/ТВ3-117 | 102 | 106 | 134 | 108 | 88 | 92 | 100 | 102 | 102 | 934 |
Итого | 104 | 118 | 204 | 273 | 371 | 453 | 511 | 563 | 561 | 3158 |
Подменные и запасные силовые установки: | ||||||||||
ПД-8 | - | - | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 28 |
ПД-14 | - | - | 2 | 4 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 38 |
ПС-90А | - | - | 1 | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 |
ТВ7-117СТ-01 | - | - | 2 | 4 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 17 |
ТВ7-117СТ-02 | - | - | - | - | 7 | 5 | 4 | 8 | 4 | 28 |
ТВ7-117В | - | - | - | - | 3 | 2 | - | 2 | 1 | 8 |
ВК-650В | - | - | - | - | - | 14 | 6 | 8 | 6 | 34 |
ВК-800СМ | - | - | - | 2 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 42 |
ВК-1600В | - | - | - | - | - | 4 | 2 | 2 | 4 | 12 |
ВК-2500/ТВ3-117 | 15 | 11 | 17 | 32 | 35 | 20 | 10 | 10 | 10 | 160 |
Итого | 15 | 11 | 28 | 46 | 71 | 68 | 44 | 51 | 44 | 378 |
Всего | 119 | 129 | 232 | 319 | 442 | 521 | 555 | 614 | 605 | 3536". |
5. Дополнить приложением № 41 следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ № 41 к комплексной программеразвития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года
ПРОГНОЗНЫЕ ОБЪЕМЫ выпуска агрегатов и систем для обеспечения производства гражданской авиационной техники по годам
Тип воздушного судна | 2022 год | 2023 год | 2024 |