О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2023 г. № 741
МОСКВА
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2157; 2018, № 15, ст. 2129; 2021, № 48, ст. 8058; 2022, № 44, ст. 7560) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 мая 2023 г. № 741
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
1. Подраздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. Близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций является как конкурентным преимуществом региона, так и недостатком в связи с имеющимися ограничениями в социальной, экономической, транспортной, энергетической и информационной сферах на территории Калининградской области.
Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в Калининградской области реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа) , мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении последних лет Калининградская область демонстрирует высокие темпы социально-экономического развития.
Валовой региональный продукт в 2020 году в сопоставимых ценах к уровню 2013 года вырос на 13, 1 процента (в среднем по субъектам Российской Федерации увеличился на 5, 6 процента) , а прирост валового внутреннего продукта за этот период составил 2, 9 процента.
Отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения - в 2020 году он составил 530 тыс. рублей, что в 1, 8 раза превышает уровень 2013 года.
В 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции отмечалось ухудшение динамики экономических показателей. Так, индекс обрабатывающих производств снизился относительно уровня 2019 года на 6, 5 процента. Промышленные предприятия столкнулись с задержкой поставок комплектующих из Китая, Республики Корея и стран Европы. Кроме того, возникли трудности с реализацией продукции, в том числе на экспорт.
В 2021 году в промышленности региона наблюдались компенсационные процессы. В целом за год индекс обрабатывающих производств составил 103 процента (в среднем по Российской Федерации - 107, 3 процента) .
Всего за период с 2013 по 2021 год индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11 процентов.
В последние годы обеспечен существенный рост доходной базы региона. По итогам 2020 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились на 8, 6 процента. Калининградская область занимает 9-е место по динамике этих доходов среди регионов (в среднем по субъектам Российской Федерации поступления снизились на 1, 8 процента) . В 2021 году рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составил 20 процентов относительно 2020 года, профицит консолидированного бюджета составил 5, 8 млрд. рублей.
Инвестиции в основной капитал за 2020 год составили 100, 8 млрд. рублей, или 94, 9 процента к 2019 году в сопоставимых ценах (по Российской Федерации - 99, 5 процента) . В 2021 году объем инвестиций в основной капитал сократился на 22, 5 процента относительно 2020 года и составил 83, 8 млрд. рублей. Снижение объема инвестиций вызвано переносом сроков ввода новых производств, а также завершением ряда крупных инфраструктурных проектов в предыдущем отчетном периоде.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2020 году составил 80 тыс. рублей, что на 3, 3 процента выше уровня 2019 года. В 2021 году, по предварительным данным, указанный показатель составил 62, 9 тыс. рублей.
Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год составлял 6 процентов, то в 2019 году он снизился до 4, 4 процента. В 2020 году в Калининградской области, как и в большинстве других субъектов Российской Федерации, ситуация изменилась. По итогам 2020 года уровень безработицы в среднем за год составил 5, 9 процента. В 2021 году отмечалась стабилизация ситуации - уровень безработицы по методологии Международной организации труда составил 5 процентов (в среднем по Российской Федерации - 4, 8 процента) .
В части регистрируемой безработицы ситуация сложилась следующим образом. На конец 2015 года численность безработных граждан, стоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6, 6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016 - 2019 годов она снизилась до 4 тыс. человек. В 2020 году в Калининградской области, так же как и по всей стране, наблюдался резкий всплеск регистрируемой безработицы. На конец 2020 года численность официально зарегистрированных безработных граждан выросла до 30, 7 тыс. человек, а к концу 2021 года снизилась до 5, 6 тыс. человек.
Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем сохраняется отставание по данному показателю от среднероссийского уровня.
Благодаря принятым антикризисным мерам, включая программы предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства и промышленным предприятиям, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию первоочередных расходов, удалось не допустить снижения доходов населения.
Отмечается улучшение показателей качества жизни населения, что обеспечено в том числе за счет реализации таких мероприятий, как создание современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах области.
Отмечается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. По состоянию на 1 января 2022 г. численность населения составила 1027, 7 тыс. человек (на 1 января 2014 г. - 963, 1 тыс. человек) . По величине миграционного прироста в расчете на 10 тыс. человек Калининградская область входит в число лидеров в Российской Федерации. Если в среднем по стране коэффициент миграционного прироста в 2021 году составил 29, 5 на 10 тыс. человек населения, в Калининградской области его значение составляет 157, 2 на 10 тыс. человек населения.
В 2020 и 2021 годах в период пандемии коронавирусной инфекции смертность населения Калининградской области выросла до 13, 2 и 15, 6 умершего на 1000 человек населения соответственно, что по сравнению с общероссийскими показателями заметно лучше (14, 6 и 16, 7 умершего на 1000 человек населения) .
В 2020 и 2021 годах, несмотря на общий рост смертности, показатель младенческой смертности в регионе существенно снизился. В 2021 году данный показатель составил 4, 1 умершего в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (в 2014 году - 7, 9 умершего в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) , что ниже среднероссийского показателя (4, 6 умершего в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) .
Коэффициент естественной убыли по итогам 2020 года составил 4, 1 на 1000 человек населения, что ниже среднероссийского показателя (4, 8 на 1000 человек населения) . По итогам 2021 года данный показатель вырос и составил 6, 8 на 1000 человек населения, тем не менее он по-прежнему ниже среднероссийского уровня (7, 1 на 1000 человек населения) .
Рост смертности населения повлиял на динамику показателя ожидаемой продолжительности жизни. В 2020 году значение показателя составило 72, 9 года (в 2019 году - 73, 56 года) , однако уровень ожидаемой продолжительности жизни в Калининградской области сложился выше среднероссийского. Среди российских регионов по этому показателю Калининградская область занимает 11-е место. В 2021 году ожидаемая продолжительность жизни в регионе составила 71 год (в среднем по Российской Федерации - 70, 1 года) .
Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2020 году составили 29, 6 тыс. рублей, номинальная начисленная заработная плата работников организаций - 36, 6 тыс. рублей, что стабильно ниже среднероссийских значений - 36, 2 тыс. рублей и 51, 3 тыс. рублей соответственно.
В 2021 году среднедушевые денежные доходы составили 32 тыс. рублей и в реальном выражении выросли на 0, 6 процента (в среднем по Российской Федерации рост на 4, 1 процента) . Среднемесячная начисленная заработная плата за указанный период составила 41, 6 тыс. рублей, рост в реальном выражении - на 5, 6 процента (в среднем по Российской Федерации - на 4, 5 процента) .
В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры за период с 2014 по 2021 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литвы и Белоруссии главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.
Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось незначительно - на 1, 4 процента (с 14 млн. тонн в 2013 году до 13, 8 млн. тонн в 2021 году) , а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, сократилось на 22, 3 процента (с 13, 7 млн. тонн в 2013 году до 10, 7 млн. тонн в 2021 году) .
Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностью в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения названных проблем требуется принятие комплексных решений.".
2. В подразделе 2:
а) в абзаце восьмом слова "1045 тыс. человек" заменить словами "1039, 2 тыс. человек";
б) в абзаце девятом слова "до 39, 5 тыс. рублей" заменить словами "до 39, 3 тыс. рублей".
3. В подразделе 3:
а) в абзаце первом слова "1045 тыс. человек" заменить словами "1039, 2 тыс. человек";
б) в абзаце четвертом слова "до 39, 5 тыс. рублей" заменить словами "до 39, 3 тыс. рублей".
4. В подразделе 5:
а) в абзаце одиннадцатом слова "1045 тыс. человек" заменить словами "1039, 2 тыс. человек";
б) абзац двенадцатый признать утратившим силу;
в) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"численность официально зарегистрированных безработных составит 6 тыс. человек (в 2023 - 2024 годах значение показателя будет удерживаться на уровне 7 тыс. человек и к концу 2025 года обеспечено его снижение до уровня 2022 года) ;";
г) абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:
"В результате продолжения мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности будут обеспечены улучшение экономических и социальных условий проживания в Калининградской области, выполнение принятых юридическими лицами обязательств по созданию и содержанию ежегодно порядка 6, 3 тыс. рабочих мест, увеличение денежных доходов населения, а также будет остановлен рост безработицы.";
д) после абзаца двадцать пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Также осуществляется комплекс мероприятий по докапитализации фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" в целях льготного финансирования инвестиционных проектов на территории Калининградской области. В результате поддержки программ развития малого и среднего предпринимательства будет реализовано не менее 58 инвестиционных проектов в отраслях промышленного производства, сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыбоводства, транспорта, судостроения, туристического комплекса и др.";
е) абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"В связи с ограниченной пропускной способностью одной из основных магистралей региона - Большой окружной дороги г. Калининграда в 2020 году начался 2-й этап работ по реконструкции Северного обхода, являющегося объектом общефедерального значения. В рамках Программы будут выполнены 1-й и 2-й подэтапы 2-го этапа работ (общая протяженность 6, 28 километра) по реконструкции Северного обхода. В дальнейшем завершение работ и ввод в эксплуатацию трассы (от транспортной развязки на г. Зеленоградск и до транспортной развязки на г. Балтийск включительно) общей протяженностью 12, 255 километра позволит не только повысить безопасность дорожного движения, сократить время, затрачиваемое на транспортировку грузов, но и окажет положительное влияние на развитие различных сфер жизни населения и повышение деловой активности. Реализация этого проекта создаст условия для дальнейшего развития промышленного, логистического и туристического комплексов, рыбного и портового хозяйства, а также туризма. Этот участок замыкает в северной части г. Калининграда Приморский кольцевой маршрут, обеспечивая беспрепятственный проезд транспорта между паромным терминалом в г. Балтийске, строящимся международным морским терминалом для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский, многосторонними автомобильными пунктами пропуска Советск (Россия) - Панемуне (Литва) и Чернышевское (Россия) - Кибартай (Литва) , пунктом пропуска Мамоново-2 (Россия) - Гжехотки (Польша) .";
ж) абзац тридцатый признать утратившим силу;
з) в абзаце тридцать втором слова "36, 36 тыс. человек" заменить словами "27, 3 тыс. человек";
и) после абзаца тридцать второго дополнить абзацем следующего содержания:
"Одной из перспективных экономических специализаций Калининградской области выступает туризм. Выполнение мероприятий по строительству берегозащитных сооружений, проведению противооползневых и берегоукрепительных работ позволит не только сохранить уникальное побережье Балтийского моря, но и нарастить объемы жилищного строительства, улучшить условия для проживания и отдыха населения, предоставит возможности для освоения прибрежных территорий и повышения инвестиционной активности. В результате реализации комплекса указанных мероприятий протяженность защищаемого берега увеличится с 13, 66 километра в 2021 году до 22, 43 километра в 2025 году.".
____________