Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2022 г. № 2495
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 674, от 21.09.2024 № 1283)
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации.
3. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 30 декабря 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2022 г. № 2495
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 674, от 21.09.2024 № 1283)
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"автоматизированная система управления" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя-испытателя;
"автоматизированный режим управления" - режим управления транспортным средством посредством автоматизированной системы управления;
"водитель-испытатель" - находящееся внутри высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории на месте водителя или переднем пассажирском сиденье физическое лицо, осуществляющее контроль за движением высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории в режиме ручного управления на месте водителя в случае деактивации автоматизированной системы управления. Водитель-испытатель признается водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения) ;
"высокоавтоматизированное транспортное средство" - колесное транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой управления при его изготовлении или путем внесения изменений в его конструкцию, осуществляющее движение в автоматизированном режиме управления;
"высокоавтоматизированное транспортное средство 1 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем, находящимся на месте водителя или переднем пассажирском сиденье;
"высокоавтоматизированное транспортное средство 2 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение без водителя (в том числе водителя-испытателя) в салоне при удаленных маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора;
"декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства" - заявление субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации (далее - экспериментальный правовой режим) о том, что экземпляр высокоавтоматизированного транспортного средства или партия высокоавтоматизированных транспортных средств соответствует требованиям, установленным подпунктами "б" - "л" пункта 15 настоящей Программы, являющееся неотъемлемой частью заявки на проведение испытаний, подаваемой субъектом экспериментального правового режима в испытательную лабораторию;
"заключение о соответствии" - заключение о соответствии экземпляра высокоавтоматизированного транспортного средства или партии высокоавтоматизированных транспортных средств требованиям, установленным пунктом 15 настоящей Программы, выдаваемое субъекту экспериментального правового режима испытательной лабораторией на основании декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства и протокола или технического отчета (протоколов или технических отчетов) испытаний (исследований) , проведенных испытательной лабораторией в целях подтверждения соответствия транспортного средства требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 15 настоящей Программы;
"зона эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств" - часть территории, в том числе автомобильная дорога (участок автомобильной дороги) , на которой осуществляется эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, находящаяся в пределах территории, в отношении которой установлен экспериментальный правовой режим. Зона эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств не включает участки автомобильных дорог, относящиеся к трассам проезда (передвижения) объектов государственной охраны, определенным органами государственной охраны в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране";
"испытательная лаборатория" - испытательная лаборатория (центр) , имеющая аккредитацию в области проведения оценки соответствия полнокомплектных транспортных средств требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент) , включенная в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;
"оператор" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся вне высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, осуществляющее маршрутизацию и диспетчеризацию высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории (определение и изменение маршрута движения, активацию и деактивацию) , а также контроль за его движением в соответствии с пунктом 26 настоящей Программы, не осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 2 категории;
"партия высокоавтоматизированных транспортных средств" - не более 150 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств, в конструкцию которых внесены идентичные изменения в отношении их конструкции, установленной автоматизированной системы управления, а также способа изменений, связанных с их оснащением автоматизированной системой управления;
"пассажир высокоавтоматизированного транспортного средства" - лицо, не осуществляющее управление и контроль за движением высокоавтоматизированного транспортного средства и находящееся в нем, а также лицо, которое входит в высокоавтоматизированное транспортное средство или выходит из него;
"среда штатной эксплуатации" - определяемые субъектом экспериментального правового режима конкретные условия работы автоматизированной системы управления.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
3. Цифровой инновацией является предоставление транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств.
4. Для реализации цифровой инновации субъект экспериментального правового режима осуществляет следующие мероприятия:
а) закупка оборудования или комплектующих;
б) изготовление высокоавтоматизированного транспортного средства или внесение изменений в конструкцию транспортного средства с использованием комплектующих, произведенных самостоятельно или третьими лицами (далее - дополнительное оборудование) ;
в) разработка специализированного программного обеспечения, необходимого для функционирования высокоавтоматизированного транспортного средства;
г) подготовка водителей-испытателей, а также операторов в случае эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;
д) испытания высокоавтоматизированного транспортного средства на закрытом полигоне, эксплуатация высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования и на автомобильных дорогах необщего пользования;
е) контроль технического состояния, осуществление технического обслуживания и ремонта высокоавтоматизированного транспортного средства, а также организация оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям безопасности в испытательной лаборатории с выдачей заключения о соответствии;
ж) непрерывный контроль со стороны водителя-испытателя за движением высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории во время эксплуатации;
з) маршрутизация и диспетчеризация движения высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории во время эксплуатации со стороны оператора (в случае эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории) ;
и) обеспечение доступа физическим и юридическим лицам к цифровой инновации посредством обеспечения возможности осуществления заказа перевозки высокоавтоматизированным транспортным средством через информационный сервис субъекта экспериментального правового режима;
к) обеспечение со стороны оператора информационной поддержки пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима согласно перечню технологий, утвержденному в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
5. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, в том числе технологии в области компьютерного зрения, машинных рекомендаций и поддержки принятия решений;
б) технологии работы с большими данными, в том числе в области:
прослеживаемости и интероперабельности данных;
программно определяемых хранилищ данных;
обработки, утилизации данных с использованием машинного обучения;
обогащения данных;
дескриптивной, прескриптивной, предиктивной и предписывающей аналитики;
сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области:
сенсоромоторной координации и пространственного позиционирования;
сенсоров и обработки сенсорной информации;
интеллектуальных систем управления робототехническими системами;
систем автоматизации управления;
г) технологии промышленного интернета (интернет вещей) , в том числе в области автономного принятия решений;
д) отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии:
направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг) , а также технологий взаимодействия с контрагентами;
анализа данных.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
6. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
в) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
7. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года и исчисляется со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2495 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации".
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
8. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
9. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территориях Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Крым, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей, Кемеровской области - Кузбасса, гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
10. Зоны эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств устанавливаются в соответствии с пунктом 33 настоящей Программы.
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима
11. Не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима следующие положения отдельных актов общего регулирования:
а) пункт 51 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения";
б) пункт 1 статьи 15 и абзац третий пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
в) пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части соблюдения требований безопасности транспортных средств, предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, предусмотренных:
пунктами 7, 10 - 15, 21, 31, 32 и 55 приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила проведения технического осмотра) , исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории;
пунктом 38 приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра;
г) пункт 4 статьи 18 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части соответствия дополнительного оборудования высокоавтоматизированного транспортного средства, прошедшего техническое обслуживание и ремонт, требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения";
д) абзацы второй, четвертый и десятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории;
е) пункт 7 статьи 11, пункты 1 - 3 статьи 111 и пункт 1 статьи 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории;
ж) статья 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории;
з) части 2 и 5 статьи 31 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
и) статьи 2 - 10, пункты 1, 4, 6 - 11, 13 части 1, части 2, 4, 5 статьи 11, пункт 3 части 1, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 12 Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2024 № 1283)
и1) пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" исключительно в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2024 № 1283)
к) часть 2 статьи 5 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части применения:
пунктов 7, 10 - 15, 21, 31, 32 и 55 приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории;
пункта 38 приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра;
л) пункты 7, 10 - 15, 21, 31, 32 и 55 приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории, а также пункт 38 приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра;
м) приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 390 исключительно в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2024 № 1283)
н) пункты