О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2022 г. № 2268
МОСКВА
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1697)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2155; 2022, № 36, ст. 6205) .
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru) , в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 декабря 2022 г. № 2268
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1697)
1. Разделы I и II изложить в следующей редакции:
"I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край) . Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170, 4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2022 г. - 9997, 3 тыс. человек (6, 87 процента населения Российской Федерации) .
Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так, по состоянию на 1 января 2022 г. во всех 7 субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации" превышает среднероссийский уровень (25, 2 процента) . В Республике Дагестан - 54, 7 процента, в Республике Ингушетия - 44, 2 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 48 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 57, 1 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 35, 8 процента, в Чеченской Республике - 62 процента, в Ставропольском крае - 40, 7 процента. При этом отрицательная динамика доли сельского населения отмечена в 2 субъектах - Республика Ингушетия, Ставропольский край.
Исключительными конкурентными позициями Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85, 5 процента (по Российской Федерации - 72, 2 процента) , высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 61, 94 процента на 1 января 2022 г. (по Российской Федерации - 47, 78 процента) , энергоизбыточность (+24, 06 млрд. киловатт-часов на 1 января 2022 г.) , природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост количества населения на 1 января 2022 г. (по оперативным данным) на 33, 5 тыс. человек (в среднем по субъектам Российской Федерации убыль 1043, 3 тыс. человек) , высокую плотность населения - 58, 66 человека на кв. километр на 1 января 2022 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 8, 5 человека на кв. километр) , население моложе трудоспособного возраста 23, 7 процента на 1 января 2022 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18, 8 процента) .
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.
По данным за 2020 год совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 2404, 33 млрд. рублей (2, 6 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации) . При этом более 67 процентов валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (863, 2 млрд. рублей, или 35, 9 процента) и Республика Дагестан (748, 2 млрд. рублей, или 31, 1 процента) .
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2, 1 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Дагестан - в 2, 4 - 2, 7 раза, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2021 год составил 833, 6 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями. В то же время столь высокие темпы роста во многом обеспечены за счет проявления "эффекта низкой базы".
Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, растет. Так, производительность труда в 2020 году выросла в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия - Алания, Ставропольском крае и Чеченской Республике, спад производительности труда наблюдается в Республике Ингушетия.
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 29, 5 процента (по Российской Федерации - 22, 5 процента) .
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 16, 1 процента в Республике Ингушетия до 63, 3 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 80, 2 процента) . Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2021 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1, 7 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 12, 4 процента (по Российской Федерации - 4, 8 процента) на фоне развитого "теневого" сектора.
Уровень занятости сельского населения в 2021 году в 4 субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского значения (53, 1 процента) . В Республике Дагестан - 47, 5 процента, в Республике Ингушетия - 45, 5 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 49, 2 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 49, 6 процента.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт в 2, 7 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 2, 2 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов) .
В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.
Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По данному показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов. Так, по итогам 2021 года поголовье овец в Северо-Кавказском федеральном округе составило 7, 9 млн. голов, или 41, 3 процента общероссийского значения, при этом 4, 5 млн. голов, или 56, 9 процента общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить, что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую и третью смены в общеобразовательных организациях. На начало 2021/2022 учебного года 25, 6 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую и третью смены, что в 1, 6 раза выше среднероссийских значений (15, 6 процента) . Проблемой, требующей вмешательства, является необходимость организации в образовательном процессе второй и третьей смены, что является следствием роста численности учащихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Наиболее остро проблема обучения во вторую и третью смены стоит в Чеченской Республике (34, 7 процента учащихся во вторую и третью смены) , Республике Дагестан (32, 8 процента) и Республике Ингушетия (25, 3 процента) . Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на начало 2022 года в 5 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 99, 58 процента) , за исключением Республики Дагестан (84, 07 процента) и Республики Ингушетия (95, 74 процента) . При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на начало 2022 года в 4 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 96, 13 процента) , за исключением Ставропольского края (99, 63 процента) , Республики Ингушетия (99, 15 процента) и Республики Дагестан (51, 96 процента, самый низкий показатель по Российской Федерации) .
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2021 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 64, 2 (по Российской Федерации - 69, 7 койки) .
Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2021 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 6, 4 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4, 6 человека на 1000 родившихся живыми) .
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г. Махачкала и др.) .
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Прежде всего это касается городов и агломераций, в особенности городов со сравнительно старой застройкой (гг. Владикавказ, Нальчик, города региона Кавказские Минеральные Воды) . В Республике Северная Осетия - Алания износ жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2020 году превышал 78, 7 процента, в Ставропольском крае - 71, 5 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 70, 1 процента, в Республике Дагестан - 70 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 69 процентов (по Российской Федерации - 62, 3 процента) . Только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия износ инфраструктуры имеет значение ниже среднероссийского показателя. В среднем лишь 81, 3 процента жителей макрорегиона имеют доступ к качественной питьевой воде из систем центрального водоснабжения.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2022 г. в 2 субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (39 процентов) . В Республике Дагестан - 19 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 35, 5 процента.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающим организациям. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном итоге обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 369-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р;
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 1089-р.
Одной из важнейших задач государственной политики является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с учетом следующих приоритетов:
инфраструктурное обеспечение мест с наибольшей концентрацией населения и инвестиционной активностью, решение инфраструктурных проблем крупнейших городов и городских агломераций округа, развитие инфраструктуры горных районов, инфраструктурное обеспечение территорий с преференциальными режимами, в том числе производственных площадок, индустриальных парков;
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации, прежде всего в таких значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, традиционное животноводство, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий, в том числе с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;