Об утверждении Правил предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям в целях возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2022 г. № 2239
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям в целях возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям в целях возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 7 декабря 2022 г. № 2239
ПРАВИЛА предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям в целях возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям в целях возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия (далее - субсидии) .
Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Бюджет" по адресу https://promote.budget.gov.ru (далее соответственно - единый портал, сеть "Интернет") не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия федерального закона о федеральном бюджете (федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) .
2. Под операционными расходами на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия в целях настоящих Правил понимаются понесенные российской авиакомпанией за период с 1 ноября 2022 г. по 31 марта 2023 г. документально подтвержденные расходы в рамках основной производственной деятельности (далее - операционные расходы) , учитываемые без налога на добавленную стоимость, в том числе:
расходы на оплату труда авиационного персонала (в том числе находящегося в простое) ;
расходы на осуществление социальных отчислений, включающие отчисления на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию сотрудников российской авиакомпании;
расходы на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и авиадвигателей, включающие расходы на капитальный ремонт и техническое обслуживание воздушных судов и авиадвигателей, отчисления на капитальный ремонт воздушных судов и авиадвигателей, расходы на ремонт запасных частей на заводах для воздушных судов и авиадвигателей российского и иностранного производства, а также на закупку запасных частей для воздушных судов и прочего авиационно-технического имущества;
расходы на страхование воздушных судов, включающие расходы на страхование средств воздушного транспорта и страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью и имуществу;
расходы на аренду и лизинг воздушных судов и авиадвигателей, включающие расходы на постоянную и переменную часть арендной платы, расходы на уплату процентов за отсрочку лизинговых платежей и на компенсационные возмещения лизингодателям, а также другие расходы, предусмотренные договорами аренды и лизинга воздушных судов и авиадвигателей (в части российских лизингодателей, иностранных лизингодателей, находящихся под контролем российских организаций) ;
иные расходы, относящиеся к основной производственной деятельности, включая в том числе расходы на аэропортовое, наземное и аэронавигационное обслуживание воздушных судов.
Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"авиационный персонал" - специалисты авиационного персонала согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации;
"группа российских авиакомпаний" - не являющееся юридическим лицом объединение двух и более российских авиакомпаний, действующих в различных организационно-правовых формах и связанных между собой отношениями значительного влияния или контроля, которые возникли вследствие прямого или косвенного участия физических или юридических лиц в уставном (складочном) капитале этих российских авиакомпаний;
"иные программы субсидирования" - программы субсидирования, в рамках которых государственная поддержка осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети", от 2 марта 2018 г. № 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и от 13 июля 2021 г. № 1172 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление воздушных перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа";
"российская авиакомпания" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта, которым предусмотрено право на осуществление коммерческих воздушных перевозок, понесшее операционные расходы.
3. Субсидии предоставляются по результатам отбора российских авиакомпаний, проводимого на основании их заявок на возмещение операционных расходов (далее соответственно - отбор, заявка) .
4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - лимиты бюджетных обязательств) .
5. Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого Федеральным агентством воздушного транспорта с российской авиакомпанией в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее соответственно - система "Электронный бюджет", соглашение) , в котором в том числе предусматриваются:
а) значение результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил;
б) условие о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Федеральному агентству воздушного транспорта ранее доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении;
в) условие о предоставлении российской авиакомпанией для перечисления субсидии расчетного счета, открытого в кредитной организации, по которому отсутствуют требования о взыскании средств.
6. В целях проведения отбора Федеральное агентство воздушного транспорта не позднее чем через 10 рабочих дней со дня доведения до него лимитов бюджетных обязательств размещает на едином портале объявление о проведении отбора с указанием:
а) сроков проведения отбора;
б) даты начала и окончания подачи (приема) заявок участников отбора, которые не могут быть ранее 10-го календарного дня, следующего за днем размещения объявления о проведении отбора;
в) наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Федерального агентства воздушного транспорта;
г) доменного имени и указателей страниц сайта в сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;
д) результатов предоставления субсидии в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
е) требований к участникам отбора в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил и перечня документов, представляемых участниками отбора, в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
ж) порядка подачи заявок участниками отбора и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок, подаваемых участниками отбора, в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
з) порядка отзыва заявок участников отбора, порядка возврата заявок участников отбора, определяющего в том числе основания для возврата заявок участников отбора, порядка внесения изменений в заявки участников отбора;
и) правил рассмотрения и оценки заявок участников отбора в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящих Правил;
к) порядка предоставления участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, даты начала и окончания срока такого предоставления;
л) срока, в течение которого победители отбора должны подписать соглашение;
м) условий признания победителей отбора уклонившимися от заключения соглашения;
н) даты размещения результатов отбора на едином портале, которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения победителей отбора.
7. Для участия в отборе российская авиакомпания размещает на едином портале следующие документы:
а) заявка с указанием суммарного размера субсидии, определяемого в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, и прогнозного пассажирооборота на внутренних воздушных линиях за ноябрь 2022 г. - март 2023 г. (за вычетом размера субсидий, предоставленных российской авиакомпании в рамках иных программ субсидирования) по форме, размещенной на едином портале;
б) справка, подписанная руководителем российской авиакомпании, о соответствии российской авиакомпании требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Правил;
в) справка, подписанная руководителем российской авиакомпании, о вхождении авиакомпании в состав группы российских авиакомпаний с указанием остальных авиакомпаний группы (если российская авиакомпания входит в группу российских авиакомпаний) .
8. Заявка принимается к рассмотрению при условии, что на дату рассмотрения заявки российская авиакомпания, претендующая на получение субсидии, отвечает следующим требованиям (проверка осуществляется автоматически на едином портале при наличии технической возможности) :
а) российская авиакомпания не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к российской авиакомпании, являющейся участником отбора, другого юридического лица) , ликвидации, в отношении российской авиакомпании не введена процедура банкротства, ее деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
б) российская авиакомпания не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, в совокупности превышает 25 процентов;
в) российская авиакомпания не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
г) российская авиакомпания не получает средства из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
9. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 7 календарных дней со дня окончания срока подачи заявок осуществляет проверку их полноты и правильности оформления и принимает решение о соответствии заявки требованиям отбора, указанным в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, и о заключении соглашения либо об отказе в заключении соглашения с указанием основания такого отказа. Не позднее 7-го календарного дня, следующего за днем принятия решения о соответствии заявки требованиям отбора и о заключении соглашения, Федеральное агентство воздушного транспорта размещает на едином портале информацию о результатах рассмотрения заявок, включающую следующие сведения:
а) дата, время и место проведения рассмотрения заявок;
б) информация об участниках отбора, заявки которых были рассмотрены;
в) информация об участниках отбора, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки;
г) полные наименования участников отбора, в отношении которых принято решение о соответствии заявки требованиям отбора и о заключении соглашения.
10. Основаниями для отклонения заявки на стадии рассмотрения и оценки являются:
а) несоответствие участника отбора требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Правил;
б) несоответствие представленных заявок и документов требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил;
в) недостоверность представленной участником отбора информации, в том числе о месте нахождения и адресе российской авиакомпании;
г) подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок.
11. Федеральное агентство воздушного транспорта не позднее 14-го календарного дня после размещения результатов отбора на едином портале заключает соглашение с российскими авиакомпаниями, указанными в подпункте "г" пункта 9 настоящих Правил.
12. Размер субсидии, указываемый в соглашении, определяется Федеральным агентством воздушного транспорта по результатам отбора с учетом поданной российской авиакомпанией заявки и положений пункта 15 настоящих Правил.
13. Суммарный размер субсидий (S) рассчитывается по формуле:
S =
Si_AKрасч,
где Si_AKрасч - расчетный размер субсидии, предоставляемой i-й российской авиакомпании, который рассчитывается по формуле:
Si_АКрасч = Rопер пкм x (Wпрогн ВВЛi - Wпрогн субi) x 1000 x Кэсi x КВСi,
где:
Rопер пкм - ставка на возмещение расходов по поддержанию операционной деятельности по транспортной работе на внутренних воздушных линиях принимается равной 1, 11 рубля на 1 пассажиро-километр;
Wпрогн ВВЛi - прогнозный пассажирооборот на внутренних воздушных линиях i-й российской авиакомпании за ноябрь 2022 г. - март 2023 г., но не менее 90 процентов соответствующего показателя за ноябрь 2021 г. - март 2022 г. (тыс. пассажиро-километров) . Для российской авиакомпании, входящей в группу российских авиакомпаний, прогнозный пассажирооборот на внутренних воздушных линиях за ноябрь 2022 г. - март 2023 г. может быть менее 90 процентов соответствующего показателя за ноябрь 2021 г. - март 2022 г. при условии, что суммарный прогнозный пассажирооборот на внутренних воздушных линиях за ноябрь 2022 г. - март 2023 г. группы российских авиакомпаний составляет не менее 90 процентов соответствующего показателя за ноябрь 2021 г. - март 2022 г.;
Wпрогн субi - прогнозный пассажирооборот на внутренних воздушных линиях i-й российской авиакомпании за ноябрь 2022 г. - март 2023 г. по иным программам субсидирования (тыс. пассажиро-километров) ;
Кэсi - коэффициент снижения, учитывающий долю "эконом-сегмента" пассажирооборота на внутренних воздушных линиях, выполненного i-й российской авиакомпанией;
КВСi - коэффициент снижения, принимаемый равным:
0, 21 - для российских авиакомпаний, у которых по состоянию на 1 января 2023 г. за пределами Российской Федерации в целях, не связанных с выполнением воздушных перевозок, или в связи с запретом на использование воздушного пространства находится более 30 процентов воздушных судов;
1 - для остальных российских авиакомпаний.
14. Для российских авиакомпаний, у которых по состоянию на 1 января 2023 г. за пределами Российской Федерации в целях, не связанных с выполнением воздушных перевозок или в связи с запретом на использование воздушного пространства, находится более 30 процентов воздушных судов, субсидии направляются исключительно на возмещение фактически понесенных расходов на оплату труда авиационного персонала и социальные отчисления.
15. Расчетный размер субсидии для i-й российской авиакомпании, фиксируемый в результатах отбора и в соглашении, при превышении суммарным расчетным размером субсидий, предоставляемых российским авиакомпаниям, лимита бюджетных обязательств (Si_AKпониж) , рассчитывается по формуле:
Si_AKпониж = Si_AKрасч x Кпониж,
где Кпониж - понижающий коэффициент, применяемый в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, который рассчитывается по формуле:
Кпониж =V /
Si_AKрасч,
где V - объем бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
16. Расчет и перечисление субсидии может осуществляться в отношении операционных расходов, понесенных как за весь период с 1 ноября 2022 г. по 31 марта 2023 г., так и за каждый месяц или несколько месяцев этого периода.
17. Для получения субсидии заключившая соглашение российская авиакомпания в сроки, установленные соглашением, начиная с января 2023 г., представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта следующие документы:
а) заявка, составленная в произвольной форме и подписанная руководителем (уполномоченным в установленном порядке лицом) и главным бухгалтером (при наличии) российской авиакомпании, с указанием размера субсидии, включающая полное наименование российской авиакомпании, ее почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговых органах и платежные реквизиты;
б) справка, подписанная руководителем (уполномоченным в установленном порядке лицом) российской авиакомпании, о соответствии требованиям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 8 настоящих Правил;
в) заверенные руководителем (уполномоченным в установленном порядке лицом) российской авиакомпании расчет размера субсидии по форме согласно приложению № 1, а также следующие документы:
реестр документов, подтверждающих расчет размера субсидии, по форме согласно приложению № 2, а также копии указанных в реестре документов. Суммы расходов в реестре отражаются без учета налога на добавленную стоимость;
обязательство российской авиакомпании, подписанное руководителем (уполномоченным в установленном порядке лицом) , о достижении результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил;
расчет пассажирооборота на внутренних воздушных линиях, выполненного i-й российской авиакомпанией за отчетный период по иным программам субсидирования;
расчет коэффициента снижения, учитывающего долю "эконом-сегмента", выполненного пассажирооборота на внутренних воздушных линиях i-й российской авиакомпанией;
г) заверенная руководителем (уполномоченным в установленном порядке лицом) российской авиакомпании статистическая отчетность российской авиакомпании по установленной форме федерального государственного статистического наблюдения № 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов" за отчетный период (месяц) с отметкой о направлении в Федеральную службу государственной статистики или иной уполномоченный орган.
18. Размер субсидии, подлежащей перечислению i-й российской авиакомпании