Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2022 г. № 1967
МОСКВА
Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. № 1503 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 40, ст. 6252) , за исключением пункта 2.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Пункт 1 настоящего постановления действует до 1 сентября 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 ноября 2022 г. № 1967
ТРЕБОВАНИЯ к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники
I. Общие положения
1. Требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изложенные в разделах II и III настоящих требований, применяются в отношении самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники.
2. Понятия, используемые в настоящих требованиях, означают и применяются в значениях, определенных Федеральным законом "О самоходных машинах и других видах техники".
II. Требования, предъявляемые к техническому состоянию самоходных машин и других видов техники
3. Тормозная система:
а) тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении:
для тракторов и машин самоходных сельскохозяйственных - согласно пункту 3.17 ГОСТ 12.2.019-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности" (далее - ГОСТ 12.2.019-2015) ;
для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пунктам 5.5 - 5.8 ГОСТ 10000-2017 "Межгосударственный стандарт. Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ 10000-2017) ;
для самоходных дорожно-строительных машин - согласно пунктам 4.1 - 4.6 ГОСТ Р ИСО 3450-99 "Государственный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний";
для снегоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34066-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоходы. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34066-2017) ;
для снегоболотоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34065-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34065-2017) ;
для тракторов малогабаритных - согласно пункту 4.20 ГОСТ 12.2.140-2004 "Межгосударственный стандарт. Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности";
для квадрициклов - согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 51815-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Квадрициклы. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 51815-2001) ;
для мотовездеходов - согласно пунктам 4.1 - 4.2 ГОСТ Р 52008-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52008-2003) ;
для погрузчиков, штабелеров - согласно пунктам 3.2 и 4.1 ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96) "Государственный стандарт Российской Федерации. Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования";
б) рабочая тормозная система тракторных поездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть в активном состоянии;
в) неисправность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы не допускается;
г) подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе не допускается;
д) коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением тормозных трубопроводов, не допускается;
е) механическое повреждение тормозных трубопроводов не допускается;
ж) наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается;
з) средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть в работоспособном состоянии;
и) набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются;
к) не допускаются перегиб пневматической трубки (шланга) , влекущий за собой уменьшение полезной площади пропускного сечения, а также установка трубки (шланга) с полезной площадью пропускного сечения иного, чем определено изготовителем;
л) неисправность (низкая производительность) компрессора тормозной системы, приводящая к низкому давлению в системе тормозов, не допускается;
м) подключение в пневматический контур рабочей или стояночной тормозной системы с целью отбора сжатого воздуха не допускается;
н) неработоспособность рабочей тормозной системы не допускается;
о) утечка гидравлической жидкости из соединений и элементов гидравлической системы не допускается;
п) расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода тракторных поездов должны исключать их повреждение при взаимном перемещении трактора и прицепа (полуприцепа) ;
р) свободный ход тормозных педалей не должен превышать значения, установленные изготовителем;
с) различная величина свободного хода тормозных педалей не допускается;
т) утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной системы, в том числе стояночной, не допускается.
4. Рулевое управление:
а) изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии) не допускается;
б) самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается;
в) суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия значений, установленных изготовителем, - следующие предельные значения:
для тракторов, включая малогабаритные, и машин самоходных сельскохозяйственных - не более 25 градусов;
для снегоходов и снегоболотоходов - не более 15 градусов;
г) повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) , не предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации) , не допускаются;
д) резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем;
е) люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается;
ж) устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть в работоспособном состоянии;
з) применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается;
и) максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией самоходной машины;
к) свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не должен отклоняться от значений, установленных изготовителем;
л) для гусеничных и колесных машин с бортовым поворотом должен обеспечиваться полный разрыв потока мощности в сторону поворота при полном перемещении рычага управления на себя.
5. Устройства освещения и световой сигнализации:
а) применение устройств освещения и световой сигнализации определяется:
для сельскохозяйственных и лесных тракторов - согласно пунктам 5.1 - 5.6 ГОСТ 12.2.019-2015;
для снегоходов - согласно пунктам 4.5.1 - 4.5.5 ГОСТ 34066-2017;
для снегоболотоходов - согласно пунктам 4.5.1 - 4.5.5 ГОСТ 34065-2017. При этом допускается отсутствие фонаря заднего хода, если его установка не предусмотрена изготовителем;
для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пункту 4.1.12 ГОСТ 10000-2017;
для квадрициклов - согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 51815-2001;
для мотовездеходов - согласно пунктам 4.16 и 4.16.1 ГОСТ Р 52008-2003;
б) использование спереди самоходной машины световых приборов с огнями красного цвета или световозвращателей красного цвета, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, не допускается;
в) на самоходных машинах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также на самоходных машинах, передвигающихся по дорогам общего пользования со скоростью 20 километров в час и более и имеющих ширину более 2, 55 метра, должны устанавливаться специальные световые сигналы (проблесковые маячки) желтого или оранжевого цвета. Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света;
г) сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме.
6. Обзорность, остекление, стеклоочистители и зеркала заднего вида:
а) самоходные машины, имеющие кабину, должны оснащаться не менее чем одним стеклоочистителем на ветровом стекле;
б) применение стеклоочистителей и стеклоомывателей для сельскохозяйственных и лесных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин должно соответствовать пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 12.2.120-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности";
в) стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зону очистки стекла;
г) тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины, а также внедорожные автотранспортные средства должны укомплектовываться не менее чем одним (слева) зеркалом заднего вида;
д) в случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.10.11 ГОСТ 34066-2017;
е) снегоболотоходы должны быть оборудованы устройствами непрямого обзора (2 боковых зеркала и одно центральное зеркало заднего вида или заменяющие их устройства) . Их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.11.5 ГОСТ 34065-2017;
ж) не допускается эксплуатация самоходных машин при отсутствии либо повреждении (трещинах) зеркал, предусмотренных конструкцией самоходной машины;
з) наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается;
и) светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70 процентов для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади;
к) при условии установки на самоходную машину 2 внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.
7. Шины и колеса:
а) шины не должны иметь внешние повреждения (пробоины, порезы, разрывы) , обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
б) запрещается эксплуатация колесной техники с шинами, остаточная высота почвозацепов (рисунка протектора) которых менее:
10 миллиметров - для ведущих колес тракторов тягового класса 3 тонны и выше;
10 миллиметров - для управляемых колес тракторов тягового класса 3 тонны и выше;
5 миллиметров - для ведущих колес тракторов тягового класса до 2 тонн включительно;
2 миллиметров - для управляемых колес тракторов тягового класса до 2 тонн включительно;
1 миллиметра для колес прицепов;
в) отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается;
г) наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов устранения их сваркой не допускается;
д) видимое нарушение формы и (или) размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускается;
е) шины по размеру или допустимой нагрузке должны соответствовать модели самоходной машины, прицепа (полуприцепа) к самоходной машине;
ж) установка на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей или с разными рисунками протектора не допускается;
з) давление в шинах не должно превышать значение, указанное в маркировке шин. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0, 01 мегапаскаля (0, 1 килограмма-силы на квадратный сантиметр) ;
и) не подлежат дальнейшей эксплуатации шины:
с предельным износом протектора, установленным изготовителем;
с вытянутыми (деформированными) бортами с изломом или разрушением металлического кольца борта;
с расслоением в каркасе, отслоением протектора, кольцевым разрушением или изломом слоев каркаса;
подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, бензина, керосина, нефти) или других веществ, вызывающих набухание резины;
со сквозным повреждением диаметром свыше 10 миллиметров;
к) не подлежат дальнейшей эксплуатации колеса, имеющие:
деформации, трещины, заусенцы и ржавчину деталей обода, контактирующих с шиной;
трещины сварных швов в конусах основания обода и в местах соединения посадочных колец и диска с конусами основания обода;
погнутости дисков.
8. Гусеничные цепи.
Запрещается эксплуатация самоходных машин на гусеничном ходу:
с превышением значений провисания гусеничных цепей, предусмотренных изготовителем, а если такое значение отсутствует - провисание не должно превышать 65 миллиметров;
с различающимся числом звеньев в левой и правой гусеничных цепях;
с наличием трещин и изломов в звеньях гусеничной цепи;
с превышением значения разности провисания левой и правой гусеничных цепей, предусмотренной изготовителем, а если такое значение отсутствует - разность провисания не должна превышать 5 миллиметров.
9. Топливная система:
а) подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются;
б) запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть в работоспособном состоянии;
в) система питания самоходных машин, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична;
г) на наружную поверхность газовых баллонов самоходных машин, оснащенных такой системой питания, должны наноситься их паспортные данные, в том числе дата действующего и последующего освидетельствований;
д) использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования не допускается.
10. Выпускная система:
а) содержание вредных веществ в отработавших газах самоходных машин с бензиновыми двигателями и дизельными двигателями должно соответствовать требованиям, предусмотренным изготовителем;
б) содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя снегоходов, четырехколесных внедорожных мототранспортных средств и снегоболотоходов не должно превышать 4, 5 процента (в объемных долях) ;
в) выпускные системы двигателей должны быть исправными и комплектными, а также обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединения прорыв газов и искр не допускается.
11. Спутниковые системы.
С 1 января 2025 г. запрещается эксплуатация лесопожарной и лесозаготовительной техники при отсутствии или неисправности технических средств контроля, обеспечивающих возможность получения формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить траекторию движения указанной техники.
12. Прочие устройства:
а) замки дверей кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренные конструкцией, должны быть в работоспособном состоянии;
б) запоры бортов грузовой платформы прицепов и полуприцепов должны быть в работоспособном состоянии;
в) аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения кабины должны быть в работоспособном состоянии;
г) предусмотренные конструкцией самоходных машин звуковые сигналы должны быть исправными:
звуковой сигнал при приведении в действие органа его управления должен издавать непрерывный и монотонный звук;
уровень звука сигнала должен быть в пределах 90 - 112 децибел при заглушенном двигателе;
д) на прицепах и полуприцепах должны устанавливаться задние защитные устройства, предусмотренные конструкцией;
е) тракторные прицепы и полуприцепы должны оборудоваться работоспособными предохранительными приспособлениями (цепями, тросами) ;
ж) длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства;
з) прицепы (за исключением одноосных и роспусков) должны оборудоваться устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговой машиной;
и) деформация сцепной петли или дышла прицепа, нарушающая их положение относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или дышла прицепа не допускаются;
к) самоходные машины должны оснащаться ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией. Ремни безопасности не должны иметь следующие дефекты:
надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку) ;
при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки) ;
л) тракторы, самоходные дорожно-строительные, самоходные сельскохозяйственные машины (за исключением гусеничных) , прицепы и полуприцепы должны укомплектовываться не менее чем 2 противооткатными упорами или деревянными брусками шириной свыше 30 процентов радиуса колеса, выполняющими функцию противооткатных упоров;
м) самоходные машины должны оснащаться:
не менее чем 1 порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 литров (при оснащении тракторов, самоходных дорожно-строительных, коммунальных машин, а также внедорожны