Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры" на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2022 г. № 1849
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры"
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.04.2023 № 607, от 08.08.2023 № 1296, от 24.11.2023 № 1986, от 14.02.2024 № 161, от 07.08.2024 № 1062, от 21.09.2024 № 1283)
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 октября 2022 г. № 1849
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровыхинноваций по эксплуатации высокоавтоматизированныхтранспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры"
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.04.2023 № 607, от 08.08.2023 № 1296, от 24.11.2023 № 1986, от 14.02.2024 № 161, от 07.08.2024 № 1062, от 21.09.2024 № 1283)
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) является проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
2. Понятия, используемые в настоящей Программе, означают следующее:
"автоматизированная система вождения" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя-испытателя;
"автоматизированный режим управления" - режим, при котором управление транспортным средством осуществляется посредством автоматизированной системы вождения в пределах среды штатной эксплуатации;
"автомобильная дорога М-11 "Нева" - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург;
"автомобильная дорога М-12 "Восток" - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-12 "Восток" - строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"беспилотная грузовая перевозка" - перевозка грузов автомобильным транспортом за плату (или без взимания таковой) , осуществляемая с использованием высокоавтоматизированного транспортного средства, управление которым осуществляется в автоматизированном режиме управления;
"беспилотный логистический коридор" - автомобильная дорога М-11 "Нева", автомобильная дорога М-12 "Восток" и центральная кольцевая автомобильная дорога (далее - автомобильные дороги беспилотного логистического коридора) , на которых организовано движение высокоавтоматизированных транспортных средств для выполнения беспилотных грузовых перевозок, в том числе с использованием инфраструктуры; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"владелец высокоавтоматизированного транспортного средства" - лицо, являющееся субъектом экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры" (далее - экспериментальный правовой режим) и владеющее высокоавтоматизированным транспортным средством на праве собственности или ином законном основании; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"водитель-испытатель" - находящееся внутри высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории физическое лицо, осуществляющее контроль за высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории в режиме ручного управления на месте водителя в случаях деактивации автоматизированной системы вождения. Водитель-испытатель признается водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения) ;
"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, сертифицированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, оснащенное автоматизированной системой вождения, предназначенное в том числе для перевозки грузов;
"высокоавтоматизированное транспортное средство 1 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем, находящимся на месте водителя;
"высокоавтоматизированное транспортное средство 2 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение с инженером-испытателем в салоне, не выполняющим функции водителя (в том числе водителя-испытателя) , при удаленной маршрутизации и диспетчеризации со стороны диспетчера высокоавтоматизированного транспортного средства;
"декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства" - заявление производителя высокоавтоматизированного транспортного средства, составленное по форме согласно приложению № 1, о том, что экземпляр высокоавтоматизированного транспортного средства или партия высокоавтоматизированных транспортных средств соответствует требованиям, установленным настоящей Программой, являющееся неотъемлемой частью заявки на проведение испытаний, подаваемой в испытательную лабораторию;
"динамическая цифровая карта дорожного движения" - часть интеллектуальной транспортной системы, основанная на геоинформационной модели дороги и дорожного движения и обеспечивающая в автоматическом режиме повышение ситуационной осведомленности транспортных средств;
"динамическое управление" - выполнение в реальном масштабе времени всех функций, необходимых для передвижения транспортного средства и обеспечивающих контроль за условиями дорожного движения, состоянием бортовых систем, техническим состоянием транспортного средства, реагирование на явления, происходящие в дорожно-транспортной ситуации, а также планирование и сигнализацию маневров;
"диспетчер высокоавтоматизированного транспортного средства" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся вне высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, осуществляющее маршрутизацию и диспетчеризацию высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, а также контроль за его движением в соответствии с пунктом 18 настоящей Программы, не осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 2 категории;
"диспетчерский контроль" - деятельность по маршрутизации и диспетчеризации высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории, включая деятельность по дистанционному контролю и (или) мониторингу за состоянием высокоавтоматизированных транспортных средств, активации и деактивации автоматизированной системы вождения;
"заключение о соответствии" - заключение о соответствии экземпляра высокоавтоматизированного транспортного средства или партии высокоавтоматизированных транспортных средств требованиям согласно приложению № 2, выдаваемое субъекту экспериментального правового режима испытательной лабораторией на основании декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства и протокола (протоколов) испытаний, проведенных испытательной лабораторией в целях подтверждения соответствия транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент) ;
"инженер-испытатель" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся в салоне высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, осуществляющее наблюдение за движением и надлежащим функционированием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, в том числе имеющее возможность вмешательства в функционирование высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;
"интеллектуальная транспортная система" - система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии, включая цифровой двойник, и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона (субъекта Российской Федерации) , транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"инфраструктура" - совокупность объектов, предназначенных для обеспечения движения высокоавтоматизированного транспортного средства и выполнения беспилотных грузовых перевозок на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора, включающая в том числе: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
объекты дорожно-транспортной инфраструктуры на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора, поддерживающие безопасное движение высокоавтоматизированного транспортного средства, в том числе парковки и многофункциональные зоны, а также обеспечивающие информационное сопровождение движения высокоавтоматизированного транспортного средства по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
объекты системы связи;
объекты, обеспечивающие получение и использование информации о координатно-временных параметрах высокоавтоматизированного транспортного средства;
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
программное обеспечение и информационные системы, обеспечивающие функционирование объектов инфраструктуры;
телекоммуникационную автодорожную инфраструктуру многоцелевого назначения на базе линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной коммуникации и сенсорных кабелей в теле автомобильных дорог беспилотного логистического коридора, в том числе телекоммуникационную инфраструктуру интеллектуальных транспортных систем, систем инструментальной диагностики (неразрушающего контроля) состояния дорог и регистрации дорожных событий на основе акустического мониторинга, а также систем электроснабжения средств связи и периферийного оборудования интеллектуальной транспортной системы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"испытательная лаборатория" - лаборатория, имеющая аккредитацию в области проведения оценки соответствия полнокомплектных транспортных средств требованиям технического регламента, включенная в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и заключившая с производителем высокоавтоматизированного транспортного средства договор на проведение комплекса работ с целью выдачи заключения о соответствии на возмездной основе;
"нештатная ситуация" - совокупность обстоятельств, делающих невозможным или небезопасным движение высокоавтоматизированного транспортного средства по планируемому маршруту движения на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"оператор беспилотной грузовой перевозки" - юридическое лицо, являющееся субъектом экспериментального правового режима и обеспечивающее взаимодействие владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств и оператора инфраструктуры в рамках обеспечения допуска высокоавтоматизированных транспортных средств к эксплуатации и движения высокоавтоматизированных транспортных средств по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора, в том числе регистрации высокоавтоматизированных транспортных средств в реестре оператора инфраструктуры и формирования маршрутов движения высокоавтоматизированных транспортных средств; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"оператор инфраструктуры" - юридическое лицо, являющееся субъектом экспериментального правового режима и осуществляющее деятельность по созданию и эксплуатации инфраструктуры, а также обеспечивающее информационное сопровождение движения высокоавтоматизированного транспортного средства по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора с использованием инфраструктуры; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"производитель высокоавтоматизированного транспортного средства" - юридическое лицо, изготовившее транспортное средство, оборудованное автоматизированной системой вождения и предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора грузов и (или) оборудования, с намерением выпуска его в обращение для реализации либо для собственного пользования, а также юридическое лицо, осуществившее установку автоматизированной системы вождения на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"реестр испытательной лаборатории" - информационный регистр, содержащий сведения о высокоавтоматизированных транспортных средствах, в отношении которых испытательной лабораторией выдано заключение о соответствии;
"реестр оператора инфраструктуры" - информационный регистр, ведение которого осуществляется оператором инфраструктуры в электронном виде, содержащий сведения о высокоавтоматизированных транспортных средствах, допущенных к движению по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора, об их владельцах и операторе беспилотной грузовой перевозки, осуществляющем диспетчерское управление соответствующими высокоавтоматизированными транспортными средствами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"ручной режим управления" - режим, при котором динамическое управление высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет водитель-испытатель;
"ситуационная осведомленность высокоавтоматизированного транспортного средства" - совокупность информации, получаемой в процессе восприятия высокоавтоматизированным транспортным средством элементов окружающей среды во времени и пространстве, а также прогнозирование изменения состояния окружающей среды в ближайшем будущем на основе анализа получаемой информации;
"среда штатной эксплуатации" - окружающие и географические условия, время суток, а также дорожно-транспортные, инфраструктурные, погодные и другие условия, для работы в которых предназначена автоматизированная система вождения, определяемая производителем высокоавтоматизированного транспортного средства и указанная в декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства;
"техническое обслуживание высокоавтоматизированного транспортного средства" - совокупность регламентированных производителем высокоавтоматизированного транспортного средства работ, осуществляемых в установленном производителем порядке для поддержания работоспособности высокоавтоматизированного транспортного средства при его эксплуатации с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей;
"требования к инфраструктуре" - технические и эксплуатационные требования в соответствии с пунктом 21 настоящей Программы;
"центральная кольцевая автомобильная дорога" - автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"цифровой двойник" - не входящий в инфраструктуру программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора, обработки, хранения и передачи данных с целью анализа среды штатной эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора для отображения и передачи в режиме реального времени данных о ее состоянии, состоящий из: (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
программного обеспечения и информационных систем, обеспечивающих формирование динамической цифровой карты; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
динамической цифровой карты дорожного движения; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 № 1062)
"штатные органы управления движением" - конструктивные элементы высокоавтоматизированного транспортного средства, на которые воздействует водитель-испытатель для управления им, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям безопасности в установленном порядке.
II. Описание цифровой инновации, которая планируетсяк созданию, использованию или введению в употреблениев рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
3. Цифровой инновацией являются эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, а также предоставление транспортных и логистических услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств. Для реализации цифровой инновации в сфере беспилотных грузовых перевозок субъект экспериментального правового режима осуществляет следующие мероприятия:
а) закупка оборудования или комплектующих;
б) внесение изменений в конструкцию транспортного средства с использованием комплектующих, произведенных самостоятельно или третьими лицами (далее - дополнительное оборудование) ;
в) разработка специализированного программного обеспечения, необходимого для функционирования высокоавтоматизированного транспортного средства;
г) подготовка водителей-испытателей, инженеров-испытателей и диспетчеров высокоавтоматизированных транспортных средств;
д) исп