Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2022 г. № 1758
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 № 2291)
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "О семеноводстве" и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 994 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5382) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. № 2078 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 49, ст. 8265) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 3 октября 2022 г. № 1758
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 № 2291)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (далее - государственный контроль) и не распространяется на физических лиц, использующих семена сельскохозяйственных растений для собственных нужд (личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) .
2. Предметом государственного контроля является соблюдение установленных Федеральным законом "О семеноводстве", Федеральным законом "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами обязательных требований:
а) к показателям сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений;
б) к производству, хранению, транспортировке и реализации семян сельскохозяйственных растений; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 № 2291)
в) к соблюдению запретов и ограничений, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и выращиванием на территории Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (посадочного материала) , в том числе содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.
3. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - контрольный орган) и территориальными органами контрольного органа.
4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и решений об отнесении объектов государственного контроля к категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) , являются:
а) руководитель контрольного органа и его заместитель в соответствии с должностными обязанностями;
б) руководители территориальных органов контрольного органа и их заместители.
5. Должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на осуществление государственного контроля (далее - уполномоченные должностные лица) , являются:
а) руководители территориальных органов контрольного органа и их заместители;
б) руководители структурных подразделений территориальных органов контрольного органа и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;
в) иные государственные гражданские служащие контрольного органа и территориальных органов контрольного органа в соответствии с должностными обязанностями.
6. Уполномоченные должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Контролируемыми лицами являются юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - контролируемые лица) , связанную с ввозом в Российскую Федерацию, производством (выращиванием) , хранением, транспортировкой и реализацией семян сельскохозяйственных растений, в том числе содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 № 2291)
8. Объектами государственного контроля являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области семеноводства, включающая ввоз в Российскую Федерацию, производство (выращивание) , хранение, транспортировку и реализацию семян сельскохозяйственных растений (посадочного материала) , в том числе содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 № 2291)
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары) , работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования (семена, посевы сельскохозяйственных растений, документы о показателях сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений) ;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) в пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (далее - производственные объекты) .
9. Уполномоченные должностные лица обеспечивают учет объектов государственного контроля путем ведения перечня объектов государственного контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, которым присвоены категории риска (далее - перечень объектов государственного контроля) .
При сборе, обработке, анализе сведений об объектах государственного контроля для целей их учета уполномоченные должностные лица используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета объектов государственного контроля на контролируемые лица не может возлагаться обязанность по представлению сведений и документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения и документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
10. Перечень объектов государственного контроля ведется посредством размещения на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и поддержания в актуальном состоянии следующей информации:
а) полное наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) в отношении физического лица, индивидуального предпринимателя) ;
б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) адрес места нахождения и осуществления деятельности контролируемого лица и используемых им производственных объектов;
д) вид (виды) деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
е) об объекте государственного контроля;
ж) дата и номер решения об отнесении объекта государственного контроля к категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении объекта государственного контроля к категории риска.
11. Размещение указанной в пункте 10 настоящего Положения информации осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
12. При осуществлении государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.
13. При осуществлении государственного контроля уполномоченные должностные лица относят объекты государственного контроля к одной из следующих категорий риска:
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
14. Отнесение объектов государственного контроля к категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного контроля к категориям риска согласно приложению (далее - критерии риска) .
15. При отнесении объектов государственного контроля к категориям риска должностными лицами, указанными в пункте 4 настоящего Положения, также используются:
а) для объектов государственного контроля, в отношении которых ранее проводились контрольные (надзорные) мероприятия, - анализ результатов предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий согласно критериям риска и их детализации;
б) для объектов государственного контроля контролируемых лиц, приступивших к осуществлению деятельности в области семеноводства сельскохозяйственных растений, - информация, полученная в ходе межведомственного взаимодействия и (или) обязательного профилактического визита.
16. Выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий является основанием для пересмотра категории риска объектов государственного контроля.
17. Пересмотр решения об отнесении объектов государственного контроля к категории риска осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, для отнесения объектов государственного контроля к категориям риска с учетом особенностей, установленных пунктами 15 и 16, а также пунктом 75 настоящего Положения.
Решение об изменении категории риска на более низкую или высокую категорию риска принимается должностными лицами, указанными в пункте 4 настоящего Положения.
Решение об отнесении объектов государственного контроля к категории риска принимается в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта государственного контроля критериям риска соответствующей категории риска либо об изменении критериев риска.
По запросам контролируемых лиц контрольный орган предоставляет им информацию о присвоенной объекту государственного контроля категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении их объектов государственного контроля к категории риска.
Контролируемое лицо вправе подать в контрольный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность с использованием объекта государственного контроля на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или на объектах контроля, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, отнесение объектов государственного контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту государственного контроля категории риска, осуществляется территориальным управлением контрольного органа по месту регистрации контролируемого лица (в том числе согласно предложению территориального управления контрольного органа по месту фактического осуществления деятельности контролируемого лица) .
18. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные в отношении объектов государственного контроля, в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории значительного риска, - одно контрольное (надзорное) мероприятие из числа мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 31 настоящего Положения, в 2 года;
б) в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории среднего риска, - одно контрольное (надзорное) мероприятие из числа мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 31 настоящего Положения, в 3 года.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. При осуществлении государственного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
20. Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством:
а) размещения сведений в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет";
б) размещения сведений на информационных стендах в территориальных органах контрольного органа;
в) публикации сведений в газетах и журналах;
г) выступлений уполномоченных должностных лиц на радио и телевидении.
21. По итогам обобщения правоприменительной практики уполномоченные должностные лица обеспечивают подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике) , который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно и утверждается приказом руководителя контрольного органа.
Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за годом обобщения правоприменительной практики.
22. При наличии у уполномоченных должностных лиц сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченные должностные лица объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение оформляется в форме электронного документа.
Объявленное предостережение направляется в адрес контролируемого лица через личный кабинет контролируемого лица в государственных информационных системах, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (далее - государственные информационные системы) , в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня объявления такого предостережения.
В случае невозможности направления контролируемому лицу предостережения, оформленного в электронной форме через личный кабинет контролируемого лица в государственных информационных системах, либо в случае запроса контролируемого лица предостережение направляется в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи либо на адрес электронной почты (при наличии) .
Уполномоченное должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных им предостережений с присвоением регистрационного номера.
Контролируемое лицо вправе в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предостережения, подать в выдавший контрольный орган возражение в отношении предостережения.
23. При подаче возражения в отношении предостережения в возражении указываются:
а) сведения об объекте государственного контроля (наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) в отношении физического лица, индивидуального предпринимателя) , объекта государственного контроля и (или) производственного объекта, идентификационный номер налогоплательщика) ;
б) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
г) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, направившего возражение;
е) дата направления возражения.
24. Возражение направляется контролируемым лицом в форме электронного документа, оформленного в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", либо в бумажном виде почтовым отправлением, либо иными указанными в предостережении способами на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного органа.
Уполномоченное должностное лицо рассматривает возражение в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае поступления возражения уполномоченное должностное лицо назначает консультацию с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступившего возражения, которая проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления возражения, в форме очного или (в случае невозможности) заочного консультирования. В ходе консультирования контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражении доводов уполномоченное должностное лицо отзывает направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений.
25. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля) контролируемых лиц и их представителей осуществляется уполномоченными должностными лицами по решению руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться уполномоченным должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Информация, ставшая известной уполномоченном