О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2022 г. № 1014
МОСКВА
О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1114 "О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 43, ст. 5973) ;
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 32 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 4, ст. 676) .
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 июня 2022 г. № 1014
ПРАВИЛА расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, за исключением:
а) аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
б) аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
2. Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) , полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
3. Федеральный орган исполнительной власти (структурное подразделение федерального органа исполнительной власти) , уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора (далее - уполномоченный орган) , расследует причины аварийных ситуаций, которые привели:
а) к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
б) к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
в) к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей.
4. Расследование причин аварийных ситуаций, не повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, но вызвавшие перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или приведшие к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
5. При возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан:
а) передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее - оперативная информация) в уполномоченный орган и органы местного самоуправления;
б) принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации;
в) принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и сохранность указанных материалов;
г) осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте, на котором произошла аварийная ситуация;
д) содействовать уполномоченному органу при расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил;
е) организовать расследование причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил;
ж) принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанных в акте о расследовании причин аварийной ситуации.
6. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
7. Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо (при отсутствии такой возможности) устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.
8. Оперативная информация содержит:
а) наименование собственника или иного законного владельца, на объекте которого произошла аварийная ситуация;
б) наименование и место расположения объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
в) дату и местное время возникновения аварийной ситуации (в формате "ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ") ;
г) обстоятельства, при которых произошла аварийная ситуация, в том числе схемные, режимные и погодные условия;
д) наименование отключившегося оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
е) основные технические параметры оборудования (тепловая мощность, паропроизводительность объекта, на котором произошла аварийная ситуация) ;
ж) сведения о не включенном после аварийной ситуации (вывод в ремонт, демонтаж) оборудовании объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
з) причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация (при наличии такой информации) ;
и) сведения об объеме полного и (или) частичного ограничения теплоснабжения с указанием категории потребителей, количества граждан-потребителей (населенных пунктов) , состава отключенного от теплоснабжения оборудования;
к) хронологию (при наличии информации) ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени (в формате "ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ") , в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации, и восстановления теплоснабжения потребителей;
л) информацию о наступивших последствиях в связи с возникновением аварийной ситуации.
9. В случае если в момент возникновения аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается уполномоченным органом не позднее 24 часов с момента получения оперативной информации.
В случае если в момент возникновения аварийной ситуации невозможно определить, приведет ли аварийная ситуация к последствиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, не позднее 24 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
В случае если в процессе развития аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, направляет в течение 8 часов с момента наступления указанных последствий в уполномоченный орган и органы местного самоуправления уведомление о возникновении последствий аварийной ситуации (далее - уведомление о возникновении последствий) для принятия решения о расследовании причин аварийной ситуации.
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. Содержание уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил.
II. Расследование причин аварийной ситуации уполномоченным органом
10. Решение уполномоченного органа о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее - комиссия) оформляется приказом уполномоченного органа. В состав комиссии кроме должностных лиц уполномоченного органа включаются уполномоченные представители:
а) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, - при возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (по согласованию) ;
в) органов местного самоуправления поселений, городских округов;
г) единой теплоснабжающей организации (по согласованию) ;
д) собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
11. Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей государственной жилищной инспекции, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов, на которых произошла аварийная ситуация или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварийной ситуации.
12. Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения уполномоченным органом о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня принятия уполномоченным органом такого решения.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается соответствующим решением уполномоченного органа, при этом общий срок расследования не может превышать 65 календарных дней.
13. В ходе расследования причин аварийной ситуации устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к возникновению аварийной ситуации, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах (далее - противоаварийные мероприятия) .
14. При расследовании причин аварийной ситуации выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:
а) обстоятельства, предшествовавшие аварийной ситуации, в том числе действия (бездействие) теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, повлекшие возникновение аварийной ситуации;
б) соблюдение требований нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, а также технических регламентов;
в) своевременность принятия мер по устранению последствий аварийной ситуации и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, осуществлению контроля за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ;
г) соблюдение нормативных сроков восстановления теплоснабжения потребителей.
15. Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности) ;
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров, фотокопии оперативных журналов персонала, занятого в ликвидации аварийной ситуации, и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) сбор сведений о предаварийном состоянии положения защитных устройств и блокировок;
е) сбор сведений о причинах вывода (или избыточного ввода) защитных устройств и блокировок в предаварийном режиме;
ж) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости) , составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
з) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
и) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения;
к) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
л) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;
м) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
н) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;
о) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;
п) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения;
р) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
с) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
16. При проведении расследования причин аварийной ситуации комиссия:
а) проводит обследование объектов, на которых возникла аварийная ситуация, с предварительным уведомлением собственников, иных законных владельцев о начале расследования причин аварийной ситуации способом, позволяющим подтвердить факт получения указанного уведомления не позднее чем за 3 часа до начала такого обследования;
б) запрашивает у собственников, иных законных владельцев объектов, а также у федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварийной ситуации, в том числе регистрограммы, записи оперативных переговоров, копии технической и иной документации в отношении объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования причин аварийной ситуации.
17. Действия комиссии в ходе расследования причин аварийной ситуации оформляются протоколом, который подписывается председателем комиссии.
18. Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации по форме согласно приложению № 1 (далее - акт расследования) .
Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования указываются в акте расследования в соответствии с приложением № 2.
Порядок заполнения формы акта расследования утверждается уполномоченным органом.
19. К акту расследования прилагаются все материалы расследования причин аварийной ситуации (далее - материалы расследования) , полученные в процессе работы комиссии.
20. Акт расследования с приложением материалов расследования, которые формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов, подлежат хранению в течение не менее 3 лет после проведения расследования причин аварийной ситуации в уполномоченном органе или у собственника или иного законного владельца объекта в случае проведения расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
21. Акт расследования составляется в 2 экземплярах (для собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, и уполномоченного органа) и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
22. Копии акта расследования в 3-дневный срок после окончания расследования причин аварийной ситуации направляются председателем комиссии всем членам комиссии, копии материалов расследования - по запросу членов комиссии.
23. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом.
III. Расследование причин аварийной ситуации собственником или иным законным владельцем объекта
24. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав указанной комиссии входит собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, а также включаются представители уполномоченного органа и единой теплоснабжающей организации (по согласованию) .
25. Комиссия по расследованию причин аварийной ситуации, назначаемая собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, осуществляет расследование причин аварийных ситуаций в соответствии с положениями пунктов 12 - 16 настоящих Правил.
26. Оформление результатов расследования причин аварийной ситуации осуществляется комиссией, назначаемой собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, в соответствии с положениями пунктов 17 - 22 настоящих Правил.
27. Контроль за выполнением прот