О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2022 г. № 872
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 36, ст. 5421; 2018, № 20, ст. 2853; № 53, ст. 8659; 2019, № 19, ст. 2315; № 42, ст. 5908; 2020, № 23, ст. 3647; 2021, № 38, ст. 6621) .
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в 6-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о государственной информационной системе "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства".
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 13 мая 2022 г. № 872
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996
1. В наименовании и пункте 1 слова "на 2017 - 2025 годы" заменить словами "на 2017 - 2030 годы".
2. Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 августа 2017 г. № 996 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 13 мая 2022 г. № 872)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы
ПАСПОРТФ едеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы
Наименование Программы | - | Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы |
Основание для разработки Программы | - | Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" |
Государственный координатор Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Ответственные исполнители Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Исполнители мероприятий Программы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Соисполнители мероприятий Программы | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие институты развития и организации |
Цель Программы | - | обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала) , технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов, производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала |
Задачи Программы | - | формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса; привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс; создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства; создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения; обеспечение функционирования и развития селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-племенных и селекционно-питомниководческих центров; разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений; создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве; создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования; разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала; совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса |
Направления реализации Программы | - | создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям: растениеводство и племенное животноводство; корма, кормовые добавки для животных и лекарственные средства для ветеринарного применения; диагностика патогенов сельскохозяйственных растений; производство пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве; производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования; контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертиза генетического материала |
Срок реализации Программы | - | 2017 - 2030 годы |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации"; подпрограмма "Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров"; подпрограмма "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства масличных культур"; подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород"; подпрограмма "Развитие виноградарства, включая питомниководство"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства технических культур"; подпрограмма "Развитие садоводства и питомниководства" |
Объемы финансирования Программы | - | за счет средств федерального бюджета - 34740037, 92 тыс. рублей (объем бюджетных ассигнований федерального бюджета будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив) , в том числе: в 2018 году - 1298314, 66 тыс. рублей; в 2019 году - 1180283, 5 тыс. рублей; в 2020 году - 1397092, 88 тыс. рублей; в 2021 году - 1243428, 06 тыс. рублей; в 2022 году - 3239795, 26 тыс. рублей; в 2023 году - 3661697, 06 тыс. рублей; в 2024 году - 3588489, 5 тыс. рублей; в 2025 году - 3188489, 5 тыс. рублей; в 2026 году - 3188489, 5 тыс. рублей; в 2027 году - 3188489, 5 тыс. рублей; в 2028 году - 3188489, 5 тыс. рублей; в 2029 году - 3188489, 5 тыс. рублей; в 2030 году - 3188489, 5 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 33933443, 22 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 284449, 3 тыс. рублей; в 2019 году - 671240, 6 тыс. рублей; в 2020 году - 610584, 12 тыс. рублей; в 2021 году - 407548, 7 тыс. рублей; в 2022 году - 1120174, 7 тыс. рублей; в 2023 году - 2659366, 6 тыс. рублей; в 2024 году - 2851286, 8 тыс. рублей; в 2025 году - 11268876, 6 тыс. рублей; в 2026 году - 2588355, 16 тыс. рублей; в 2027 году - 2732155, 16 тыс. рублей; в 2028 году - 2808985, 16 тыс. рублей; в 2029 году - 2893195, 16 тыс. рублей; в 2030 году - 3037225, 16 тыс. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
Источники финансирования Программы | - | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственные программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники |
Целевые индикаторы Программы | - | уровень инновационной активности организаций в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы; объем привлеченных инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы; темп прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году; уровень обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | снижение уровня импортозависимости за счет: доведения до 35 процентов уровня инновационной активности в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы; привлечения 33933443, 22 тыс. рублей инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы; увеличения на 5 процентов темпа прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году; доведения до 100 процентов уровня обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям; увеличения на 794 единицы количества публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Российского индекса научного цитирования, подготовленных в рамках реализации Программы; увеличения на 137 единиц количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, созданных в рамках реализации Программы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее 2 лет; обеспечения функционирования и развития 20 единиц селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-питомниководческих и селекционно-племенных центров, осуществляющих деятельность в том числе в целях реализации Программы; увеличения на 15 единиц количества современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, разработанных в рамках реализации Программы; увеличения на 13 единиц количества разработанных в рамках реализации Программы технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году; увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественной племенной продукции (материала) в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году; увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году; увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году; увеличения на 2 процента темпа прироста объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году; увеличения на 10 процентов темпа прироста числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году |
I. Обоснование разработки Программы, цель и задачи Программы
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия) , определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10 - 15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках.
Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агрохозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.
В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина) , к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития производственной базы и несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства.
В настоящее время наиболее востребованные отечественные технологии, основанные на новейших достижениях науки, не находят применения в аграрном производстве.
При этом, по данным прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, в России к началу 2016 года насчитывалось около 436 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10, 4 процента всех организаций, занятых исследованиями и разработками) . В целом с 1995 года их число уменьшилось на 17, 6 процента, прежде всего за счет более чем двукратного сокращения сети научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. На долю последних сегодня приходится немногим менее трети (31, 7 процента) организаций, выполняющих исследования и разработки в рассматриваемой области.
В стране поддерживается 75 государственных биоресурсных коллекций. Исследовательскую деятельность в области сельскохозяйственных наук проводят более 11 тыс. ученых, из них более 2700 человек ведут исследования в области генетики и селекции.
На фоне роста затрат на науку в России с 1994 года почти в 2, 2 раза доля сельскохозяйственных наук в их общем объеме неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 2014 - 2015 годах - 1, 6 процента (в 1994 году - 3, 6 процента) .
Сельскохозяйственные науки с середины 2000-х годов занимают предпоследнее место в структуре затрат на науку, значительно отставая от традиционно лидирующих технических (73, 4 процента) и естественных (17, 4 процента) наук. При этом средства федерального бюджета обеспечивают 59, 6 процента затрат на исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (на конец 2015 года) , что выше среднероссийского уровня (56, 5 процента) . Субсидии подведомственным организациям Федерального агентства научных организаций на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы на проведение фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства в 2016 году составили 6881614, 06 тыс. рублей. Вклад бизнеса в финансирование таких исследований и разработок неуклонно сокращается - с 14, 8 процента в 2002 году до 9, 4 процента на начало 2016 года.
В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса необходимо создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот.
Обеспечение условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов включает в том числе создание открытого источника информации о научном и научно-техническом заделе страны и выполнении перспективных (прорывных) и востребованных бизнесом исследований.
В настоящее время передача научных и (или) научно-технических результатов в целях развития сельского хозяйства обеспечивается в том числе 54 учреждениями высшего и 22 учреждениями дополнительного профессионального образования, 146 малыми инновационными предприятиями, 30 учебно-опытными хозяйствами и 548 центрами сельскохозяйственного консультирования.
Отраслевой потенциал в Российской Федерации (по предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи) представлен 36, 4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174, 8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18, 2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан и 76, 3 тыс. некоммерческих объединений граждан. Тем не менее деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов в большинстве случаев не осуществляется.
Создание условий для передачи и последующего вовлечения в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов должно иметь рыночную направленность, выраженную в извлечении прибыли от экономического оборота научных и (или) научно-технических результатов.
Целью Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства (далее - Пр