Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2022 г. № 458
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453, от 12.03.2024 № 293)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области.
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 24 марта 2022 г. № 458
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453, от 12.03.2024 № 293)
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационная безопасность", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний пилот", "авиационные работы", "авиационный персонал", "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций", "общее регулирование", "акты общего регулирования", "специальное регулирование" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"пользователи воздушного пространства", "временный режим", "запретная зона", "маршрут полета", "местный режим", "воздушное движение", "использование воздушного пространства", "нижнее воздушное пространство", "воздушное пространство класса G", "воздушное пространство класса С" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453)
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области;
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, внедрение и эксплуатацию интеллектуальной платформы "Система управления опытным районом применения БАС "Купол" (далее - интеллектуальная платформа "Купол") , допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "б" пункта 31 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, осуществляющее экономический мониторинг опытного района и формирующее отчеты о текущих экономических показателях опытного района;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях беспилотной авиационной системой;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района;
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и перевозке грузов в рамках экспериментального правового режима.
3. В настоящее время авиационные работы с применением беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, не осуществляются по следующим причинам:
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;
отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов;
введения в эксплуатацию интеллектуальной платформы "Купол" в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.
4. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, выполняемых с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:
воздушная перевозка грузов с массой от 0, 1 до 1500 килограммов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453)
выполнение аэрофотосъемки;
выполнение авиационных работ.
5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций (далее - экспериментальный правовой режим) , является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453)
Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета, сформированный план полета загружается в автопилот беспилотного воздушного судна. Кроме того, данные о планируемом маршруте полета отражаются в представлении на установление местного режима и плане полета, загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна и в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. № 13, направляются в органы обслуживания воздушного движения. Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии C2 Link) . В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. В ходе эксплуатации беспилотной авиационной системы могут осуществляться подготовка беспилотного воздушного судна к полету, программирование полетного плана посредством использования станции внешнего пилота, направление плана полета в органы обслуживания воздушного движения в установленном порядке, а также управление беспилотным воздушным судном в ходе выполнения полета и корректировка полетного задания при возникновении неисправностей, при невозможности выполнения полета в соответствии с планом полета, при непредвиденных изменениях воздушной обстановки или других нештатных ситуациях.
6. Создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов и позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории. В настоящее время доставка грузов на такие территории осуществляется либо сезонно, либо пилотируемыми воздушными судами, не обеспечивающими оперативность применения и экономически неоправданными для перевозки грузов массой до 200 килограммов. Целевое состояние транспортных сервисов с применением беспилотных авиационных систем позволит сделать коммерчески привлекательной доставку такого типа грузов и обеспечить оперативную связь с территориями большинства субъектов Российской Федерации независимо от наличия наземных путей сообщения.
Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Использование беспилотных авиационных систем для выполнения сельскохозяйственных работ в настоящий момент является развивающимся сервисом. Беспилотные авиационные системы, включающие беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, востребованы при выполнении авиахимических работ в сельском хозяйстве. Они позволяют реализовать принципы "точного земледелия", сделать этот тип работ более безопасным для человека и расширить географию применения.
Выполнение функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации, а также по допуску специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453)
7. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы "Купол".
В состав интеллектуальной платформы "Купол" войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима. Для этой цели в настоящее время в рамках научно-исследовательских работ ведутся разработки комплексов систем, которые позволят обеспечить безопасную интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство при соблюдении всех правил безопасности использования воздушного пространства для всех участников воздушного движения.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение, которое обеспечит экспертную поддержку всем участникам процесса, эффективное и целостное взаимодействие. Интеллектуальная платформа "Купол" позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всем пути от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за их выполнением на всех этапах бизнес-процесса.
Интеграция перечисленных сервисов и функций в рамках интеллектуальной платформы "Купол" обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
Внедрение интеллектуальной платформы "Купол" будет производиться оператором опытного района. Расширение функционала будет производиться поэтапно по мере разработки системных модулей и выполнения тестирования на практике.
Системные модули интеллектуальной платформы "Купол", отвечающие за использование воздушного пространства, будут разрабатываться, тестироваться и внедряться в опытное применение при взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
8. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технологии работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственные технологии в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами, систем автоматизации управления;
г) технологии беспроводной связи в области защищенной телекоммуникации.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
9. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
г) обеспечение развития науки и социальной сферы;
д) привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
е) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
10. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
11. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
12. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территории Томской области.
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима, с указанием реквизитов и структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих такие положения
13. Следующие положения отдельных актов общего регулирования не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима:
а) в части допуска к эксплуатации беспилотных авиационных систем и оформления акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима:
подпункты 21 и 4 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453)
пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 9 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. № 184;
пункты 4 - 6, подпункт "д" пункта 7 и пункты 13, 14 и 48 Федеральных авиационных правил "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 273 (далее - Правила допуска к эксплуатации воздушных судов) , а также приложение № 3 к Правилам допуска к эксплуатации воздушных судов;
б) в части допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ и включения субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района:
пункт 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. № 10; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2453)
пункт 2.7 и пункты 3.1 - 3.29 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта) , подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требова