О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2022 г. № 44
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 20, ст. 2500; 2014, № 27, ст. 3770; № 48, ст. 6864; 2016, № 1, ст. 233; № 45, ст. 6263; 2017, № 6, ст. 925; 2019, № 28, ст. 3779) .
2. Федеральной антимонопольной службе в 6-месячный срок привести методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствие с настоящим постановлением.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 6-месячный срок привести порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системы классификации таких затрат в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 января 2022 г. № 44
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406
1. В Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным постановлением:
а) пункт 2 после абзаца двадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"сбытовая деятельность гарантирующей организации" - обслуживание абонентов; снятие и обработка показаний приборов учета (в том числе эксплуатация информационно-измерительных систем учета ресурсов и передача показаний приборов учета) ; выгрузка, документирование, доставка и (или) рассылка (включая подготовку доставки и (или) рассылки) документов по коммунальным услугам, уведомлений о снятии показаний приборов учета и иных документов, связанных с взаимодействием с абонентами в рамках договоров водоснабжения и водоотведения; обслуживание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение сведений об абонентах, данных о договорах, начислениях, платежах и задолженности, результатах контроля состава и свойств сточных вод абонентов; организация обратной связи с абонентами (в том числе посредством колл-центров и взаимодействия через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет") ; формирование резерва по сомнительным долгам; истребование задолженности по оплате коммунальных услуг; контроль состава и свойств сточных вод абонентов;
"сбытовые расходы гарантирующей организации" - расходы гарантирующей организации, связанные со сбытовой деятельностью гарантирующей организации, определяемые в соответствии с пунктом 42 настоящего документа;";
б) дополнить пунктом 111 следующего содержания:
"111. В случае досрочного прекращения деятельности гарантирующей организацией, в том числе ее отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус гарантирующей организации до утверждения в установленном порядке тарифов, применяются тарифы, установленные для гарантирующей организации, досрочно прекратившей деятельность (в течение 60 календарных дней со дня наделения новой организации статусом гарантирующей организации) .";
в) дополнить пунктом 261 следующего содержания:
"261. Средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода регулирования в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за вычетом средств, целевым образом направленных на мероприятия производственной программы и (или) инвестиционной программы, ремонт, реконструкцию или строительство объектов централизованных систем водоотведения, на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной программы и (или) инвестиционной программы (не более половины от начисленной за указанный период платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) , и оставшиеся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль организации, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсации вреда, причиненного водному объекту, целевым образом направляются на финансирование мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. Указанные средства, оставшиеся в распоряжении регулируемой организации и не направленные на мероприятия инвестиционной программы, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации, за исключением следующих случаев:
вступившее в законную силу решение суда, на основании которого плата (часть платы) за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) плата (часть платы) за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не подлежит взысканию;
признание задолженности абонента по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения безнадежной в связи с невозможностью взыскания, что подтверждено постановлением судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
утверждение или корректировка в установленном порядке инвестиционной программы в части мероприятий, источником финансирования которых является плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода, за исключением последних 2 лет текущего долгосрочного периода, и оставшиеся в ее распоряжении, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации в последний год текущего долгосрочного периода, а средства, начисленные регулируемой организацией в течение последних 2 лет указанного долгосрочного периода и оставшиеся в ее распоряжении, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении (корректировке) тарифов для регулируемой организации на второй год следующего долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.";
г) абзац второй пункта 32 признать утратившим силу;
д) пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
Пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии любого из следующих оснований:
вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов;
решение или предписание федерального органа регулирования тарифов, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, в том числе в соответствии с пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организации, у которой в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества (объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения) ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения) , реализации (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга, концессионного соглашения) , создания основных средств более чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств указанной организации, и (или) в установленном порядке изменены условия концессионного соглашения в части значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера;
решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость;
изменение компонента на холодную воду и (или) компонента на тепловую энергию в составе двухкомпонентного тарифа на горячую воду или изменение тарифа на холодную воду и (или) тарифа на тепловую энергию в составе однокомпонентного тарифа на горячую воду в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных абзацами третьим - шестым настоящего пункта.";
е) в пункте 38:
в подпункте "б" слова ", включая расходы на текущий и капитальный ремонт" исключить;
подпункт "д" дополнить словами "с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа";
ж) подпункт "г" пункта 39 изложить в следующей редакции:
"г) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала;";
з) подпункт "в" пункта 40 изложить в следующей редакции:
"в) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала.";
и) подпункт "б" пункта 41 изложить в следующей редакции:
"б) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала;";
к) пункт 42 изложить в следующей редакции:
"42. К сбытовым расходам гарантирующей организации относятся:
расходы на приобретение материалов, связанные со сбытовой деятельностью, за исключением расходов, учтенных в расходах на содержание помещений, используемых при осуществлении сбытовой деятельности;
расходы на содержание помещений, используемых при осуществлении сбытовой деятельности, определяемые в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - методические указания) ;
расходы на оплату труда, страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда сбытового персонала;
расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых при осуществлении сбытовой деятельности;
расходы на аренду, лизинг имущества, используемого при осуществлении сбытовой деятельности;
расходы на уплату процентов по займам и кредитам, привлечение которых обосновано ростом дебиторской задолженности абонентов за регулируемые услуги водоснабжения и (или) водоотведения, при этом процентная ставка по таким займам и кредитам принимается с учетом положений пунктов 15 и 151 настоящего документа;
расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанных со сбытовой деятельностью, определяемые в соответствии с методическими указаниями;
расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Величина фактических расходов на формирование резервов по сомнительным долгам определяется с учетом корректировки резерва в течение рассматриваемого периода, его прироста и восстановления, связанного с увеличением либо погашением задолженности, ранее признанной сомнительной;
прочие расходы, связанные со сбытовой деятельностью, определяемые в соответствии с методическими указаниями.";
л) пункт 43 изложить в следующей редакции:
"43. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц) , не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.";
м) в пункте 51:
после слов "При определении" дополнить словом "ремонтных";
слова "на текущий и капитальный ремонт" исключить;
н) в пункте 61:
после слов "и сбытовые расходы" дополнить словами "(за исключением расходов по сомнительным долгам) ";
слова "пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52" заменить словами "пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам) , 48 - 52";
о) пункт 67 после слов "достигнутая регулируемой организацией" дополнить словами "(в том числе в результате реализации энергосервисного договора (контракта) ";
п) пункт 68 после слов "достигнутая регулируемой организацией" дополнить словами "(в том числе в результате реализации энергосервисного договора (контракта) ";
р) пункт 77 дополнить словами "с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа".
2. В Правилах регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным постановлением:
а) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Предельные индексы вводятся в действие с начала очередного года на 1 год, если иное не установлено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, за исключением следующих случаев:
решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов;
решения органов регулирования тарифов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случаях, когда такая плата устанавливается в индивидуальном порядке;
решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
решения органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.";
б) абзац первый пункта 19 дополнить словами ", в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования";
в) в пункте 20:
абзац первый после слов "заказным почтовым отправлением" дополнить словами "или в электронном виде, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования, ";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования тарифов дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов до 1 декабря текущего года, но не позднее 7-го календарного дня до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов.
Соответствующие дополнительные материалы и сведения приобщаются к делу об установлении тарифов.
Орган регулирования тарифов публикует повестку заседания правления (коллегии) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10-го календарного дня до даты заседания правления (коллегии) , на котором принимается решение об установлении тарифов.".
г) в пункте 31:
абзац второй дополнить словами ", в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования";
абзац третий дополнить словами "посредством размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования";
д) в пункте 70:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, заключенное в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, согласо