О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 1788 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2022 г. № 8
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 1788 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2022 № 2060)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 1788 "О лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 46, ст. 7289) .
2. Пункт 28 перечня видов федерального государственного контроля (надзора) , в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 35, ст. 5326) , исключить.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 января 2022 г. № 8
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 1788
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2022 № 2060)
1. Пункт 2 признать утратившим силу.
2. В пункте 3 слова "31 декабря 2026 г." заменить словами "1 сентября 2026 г.".
3. В Положении о лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, утвержденном указанным постановлением:
а) после заголовка дополнить наименованием раздела I следующего содержания:
"I. Общие положения";
б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. Уполномоченные должностные лица лицензирующего органа при осуществлении лицензирования проводят оценку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, а также осуществляют федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за производством и реализацией защищенной от подделок полиграфической продукции (далее - лицензионный контроль) в отношении лицензиатов.";
в) в пункте 5:
абзац первый после слов "вида деятельности" дополнить словами "(далее - лицензионные требования) ";
в подпункте "з" слова "праве собственности или ином" исключить;
г) в пункте 6 слова "частью 11 статьи 19" заменить словами "частью 10 статьи 192";
д) в пункте 7:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в форме электронных документов (пакета электронных документов) либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или представляет непосредственно на бумажном носителе в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов) , указанные в части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:";
в подпункте "в" слово "инструкцию" заменить словами "копию инструкции";
подпункт "г" дополнить словами "(в случае если сведения о документах об образовании содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", - сведения, содержащие фамилию, имя, отчество (при наличии) , дату рождения (число, месяц, год рождения) , пол, страховой номер индивидуального лицевого счета (для граждан Российской Федерации) работника, которому выдан документ об образовании, номер и серию бланка документа об образовании, регистрационный номер и дату выдачи документа об образовании) ";
подпункт "д" дополнить словами "(в случае если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, - сведения, содержащие фамилию, имя, отчество (при наличии) , дату рождения (число, месяц, год рождения) , страховой номер индивидуального лицевого счета работника) ";
подпункт "з" дополнить предложением следующего содержания: "В случае направления заявления о предоставлении лицензии в форме электронного документа пакет электронных документов должен содержать документы, подтверждающие направление соискателем лицензии документов и образцов защищенной от подделок полиграфической продукции, предусмотренных настоящим пунктом, заказным письмом с уведомлением либо предоставление их непосредственно в лицензирующий орган.";
е) пункты 8 - 10 изложить в следующей редакции:
"8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, лицензиат в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывает это место, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения, при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий прилагаются документы, указанные в подпунктах "в" и "з" пункта 7 настоящего Положения.
9. При намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный реестром лицензий перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются сведения о работах, которые лицензиат намерен выполнять, или о работах, выполнение которых прекращается. При намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении таких работ, установленным подпунктом "б" пункта 5 настоящего Положения. К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий прилагаются документы, указанные в подпункте "з" пункта 7 настоящего Положения.
10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (пакета электронных документов) , их рассмотрение лицензирующим органом, предоставление лицензии либо отказ в ее предоставлении, внесение изменений в реестр лицензий, приостановление действия лицензии, возобновление действия лицензии, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии, формирование и ведение в электронном виде реестра лицензий и предоставление выписки из него осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2022 № 2060)
ж) дополнить пунктом 101 следующего содержания:
"101. Лицензирующий орган в отношении соискателя лицензии, представившего в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения заявление о предоставлении лицензии, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и прилагаемых к нему документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в срок, не превышающий 20 рабочих дней, а с 1 июля 2022 г. - 16 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Лицензирующий орган в отношении лицензиата, представившего в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения заявление о внесении изменений в реестр лицензий, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту (местам) его осуществления, не указанному в реестре лицензий, либо при намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный реестром лицензий перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае намерения лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные реестром лицензий, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и прилагаемых к нему документах сведений, в том числе оценку соответствия лицензиата лицензионным требованиям, и принимает решение о внесении изменений в реестр лицензий или об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в срок, не превышающий 20 рабочих дней, а с 1 июля 2022 г. - 16 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов.
Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки и выездной оценки в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Выездная оценка может проводиться без фактического выезда должностных лиц, уполномоченных на ее проведение по месту или местам осуществления лицензируемого вида деятельности, посредством использования средств дистанционного взаимодействия, средств фото- и видеофиксации, видео-конференц-связи.
Если в ходе выездной оценки соответствия лицензионным требованиям осуществлялись фотосъемка и (или) видеозапись, то об этом делается отметка в акте оценки, и подписание его руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем соискателя лицензии (лицензиата) не требуется. В этом случае материалы фотографирования и (или) видеозаписи прилагаются к акту оценки.
Фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись в ходе процедуры оценки соответствия лицензионным требованиям осуществляются в следующем порядке:
указание соискателем лицензии (лицензиатом) в заявлении о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) сведений о наличии технической возможности использования при проведении выездной оценки средств дистанционного взаимодействия, средств фото- и видеофиксации, видео-конференц-связи с возможностью идентификации соискателя лицензии (лицензиата) через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
принятие должностным лицом лицензирующего органа решения о проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям в форме выездной оценки в дистанционном формате с применением фотосъемки и (или) видеозаписи;
извещение соискателя лицензии (лицензиата) о ведении фотосъемки и (или) видеозаписи в случае осуществления процедуры в дистанционном формате оценки соответствия лицензионным требованиям;
внесение в акт оценки соответствующей информации о ведении фотосъемки и (или) видеозаписи;
обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки и (или) видеозаписи.";
з) в пункте 11:
в абзаце первом слова "проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, и соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований" заменить словами "оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям";
абзац второй:
после слова "лицензии" дополнить словом "(лицензиата) ";
дополнить предложением следующего содержания: "Срок предоставления заключения государственного судебно-экспертного учреждения составляет не более 15 рабочих дней со дня предоставления лицензирующим органом образцов защищенной от подделок полиграфической продукции.";
и) после пункта 11 дополнить наименованием раздела II следующего содержания:
"II. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля";
к) пункты 12 - 19 изложить в следующей редакции:
"12. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
13. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
14. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении лицензионного контроля деятельность лицензиатов (далее - объект контроля) подлежит отнесению к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) :
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицензиатами лицензионных требований объекты контроля разделяются на группы тяжести "А", "Б", "В" и "Г" (далее - группы тяжести) .
К группе тяжести "А" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "А".
К группе тяжести "Б" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "Б".
К группе тяжести "В" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "В".
К группе тяжести "Г" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "Г".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований объекты контроля разделяются на группы вероятности "1" и "2".
К группе вероятности "1" относятся объекты контроля при наличии вступивших в законную силу в течение 3 предшествующих календарных лет постановлений о привлечении к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 или 4 статьи 141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относятся объекты контроля при отсутствии вступивших в законную силу в течение 3 предшествующих календарных лет постановлений о привлечении к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 или 4 статьи 141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15. Отнесение объекта контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению.
16. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется со следующей периодичностью:
для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Значительный риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года;
для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Средний риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 5 лет;
для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Умеренный риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 6 лет.
17. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории "Низкий риск", не проводятся.
18. Лицензиат в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска объекта контроля в случае его соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
19. Учет объектов контроля осуществляется лицензирующим органом в ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность лицензирующего органа при планировании и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, на основе данных учета, хранения, сбора и обработки данных в рамках единой информационно-аналитической системы на основании информации, представляемой им в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.";
л) пункты 20 - 24 признать утратившими силу;
м) пункты 25 - 30 изложить в следующей редакции:
"25. Должностными лицами, в должностные обязанности которых входит осуществление полномочий по осуществлению лицензионного контроля, являются:
а) руководитель лицензирующего органа;
б) заместители руководителя лицензирующего органа, к полномочиям которых приказом руководителя лицензирующего органа отнесено осуществление лицензионного контроля;
в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа, должностными инструкциями которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;
г) иные работники лицензирующего органа, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля своими должностными инструкциями или в ином установленном порядке.
26. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель лицензирующего органа и его заместители.
Должностные лица лицензирующего органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий соблюдают ограничения и выполняют обязанности, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
28. Лицензирующий орган осуществляет информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
29. Обобщение правоприменительной практики осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующий орган ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по лицензионному контролю (далее - доклад о правоприменительной практике) , и обеспечивает его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
30. Объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
Предостережение, содержащее в том числе указание на соответствующие лицензионные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информация о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения указанных требований направляются лиц