Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. № 2550
МОСКВА
Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2025 № 503)
В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 статьи 12401 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности.
2. Федеральной службе по интеллектуальной собственности разработать и утвердить методику определения размеров лицензионных платежей при передаче государственными заказчиками прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности.
3. Установить, что по лицензионным договорам, заключенным федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения", исполнение обязательств, предусмотренных условиями этих договоров, в том числе посредством заключения дополнительных соглашений и актов, изменяющих или прекращающих обязательства сторон, осуществляет указанное учреждение по согласованию с государственным заказчиком.
4. Пункт 372 перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 2, ст. 471; № 30, ст. 5806) , исключить.
5. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2021 г. № 2550
ПРАВИЛА управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2025 № 503)
1. Настоящие Правила определяют порядок управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, созданные при выполнении государственного контракта или права (исключительное право или право использования) на которые получены государственными заказчиками на имя Российской Федерации.
2. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, осуществляют государственные заказчики, по заказу которых созданы указанные результаты или которыми на имя Российской Федерации получены права на указанные результаты.
При осуществлении управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, указанные права в соответствии с пунктом 1 статьи 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь) , в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Распоряжение указанным материальным носителем (вещью) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в отношении распоряжения имуществом, право собственности на которое принадлежит Российской Федерации.
3. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, включает в себя:
а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами;
б) осуществление государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами;
в) определение стоимости (в том числе первоначальной стоимости) исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и их постановка на бухгалтерский учет;
г) обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения исключительными правами Российской Федерации на указанные результаты;
д) осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.
4. Государственный заказчик вправе осуществлять мероприятия, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящих Правил, через подведомственное ему учреждение.
5. Мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, включают в себя в том числе:
а) направление в письменной форме исполнителем государственного контракта (далее - исполнитель) государственному заказчику:
уведомления о результате интеллектуальной деятельности, которому в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предоставляется правовая охрана, созданном исполнителем вне рамок выполнения государственного контракта (далее - предшествующая интеллектуальная собственность) , который планируется использовать при выполнении этого государственного контракта;
уведомления о необходимости использования исполнителем при выполнении государственного контракта предшествующей интеллектуальной собственности, исключительные права на которую принадлежат третьим лицам;
отчета о патентных исследованиях по этапам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, предусмотренных государственным контрактом и (или) приложениями и (или) дополнениями к нему. Отчет о патентных исследованиях должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения";
б) принятие государственным заказчиком решения об использовании при выполнении государственного контракта результатов интеллектуальной деятельности, о которых он уведомлен исполнителем в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта;
в) направление в письменной форме исполнителем государственному заказчику в течение 10 рабочих дней со дня создания охраноспособного результата интеллектуальной деятельности, в установленном государственным контрактом порядке уведомления о создании исполнителем при выполнении государственного контракта результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и предложения по его правовой охране;
г) принятие государственным заказчиком решения о способе правовой охраны результата интеллектуальной деятельности, о котором он уведомлен исполнителем в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, в течение 90 рабочих дней со дня получения такого уведомления и направление исполнителю такого решения способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем;
д) осуществление юридически значимых действий по оформлению прав Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности в соответствии с решением, принятым в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта, а также в случае, если исполнитель в течение 12 месяцев со дня приемки работ по государственному контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
е) подачу заявки на выдачу патента Российской Федерации, заявки на государственную регистрацию результата интеллектуальной деятельности, а также при необходимости международной, национальной и (или) региональной заявки на регистрацию результата интеллектуальной деятельности на основании решений, принятых в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта;
ж) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны, в отношении сведений о результате интеллектуальной деятельности, о котором государственный заказчик уведомлен исполнителем в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, в случае принятия государственным заказчиком соответствующего решения.
6. В случае принятия государственным заказчиком на основании уведомления исполнителя, направленного им в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, положительного решения об использовании исполнителем при выполнении государственного контракта предшествующей интеллектуальной собственности государственный заказчик организует мероприятия по согласованию с исполнителем условий заключения соответствующих договоров о предоставлении Российской Федерации права ее использования.
В случае принятия государственным заказчиком на основании уведомления исполнителя, направленного им в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, положительного решения об использовании предшествующей интеллектуальной собственности, исключительные права на которую принадлежат третьим лицам, государственный заказчик включает в государственный контракт обязанность исполнителя обеспечить путем заключения с их правообладателями соответствующих договоров о предоставлении Российской Федерации права ее использования.
Предоставление Российской Федерации права использования предшествующей интеллектуальной собственности осуществляется на весь срок и на всей территории действия исключительного права с правом заключения сублицензионных договоров в объеме, достаточном для использования и (или) обеспечения гражданского оборота любых результатов, полученных при выполнении работ по государственному контракту.
7. Оформление исключительных прав на созданные при выполнении государственного контракта результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, осуществляется на имя лица, указанного в государственном контракте. С этой целью государственные заказчики при заключении государственных контрактов предусматривают в них положение о закреплении в установленном порядке исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, в том числе на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных и секрет производства (ноу-хау) :
а) за Российской Федерацией:
если результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связан с обеспечением обороны и безопасности;
если результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций;
если результат интеллектуальной деятельности создан при выполнении государственного контракта, который заключен в целях реализации международных обязательств Российской Федерации;
если исполнитель в течение 12 месяцев со дня приемки работ по государственному контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) за исполнителем - в порядке и случаях, которые определены Президентом Российской Федерации в отношении результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности;
в) за исполнителем или исполнителем и Российской Федерацией совместно - в иных случаях.
8. В условия государственного контракта государственный заказчик включает положение об осуществлении расходов по обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности при закреплении исключительных прав на них:
за Российской Федерацией - за счет выделяемых государственному заказчику средств федерального бюджета;
за Российской Федерацией совместно с исполнителем - за счет выделяемых государственному заказчику средств федерального бюджета и средств исполнителя в равных долях, если соглашением, заключаемым в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, не предусмотрено иное;
за исполнителем - за счет средств исполнителя.
9. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями государственного контракта исключительное право на результат интеллектуальной деятельности подлежит закреплению за Российской Федерацией и исполнителем совместно, государственный заказчик и исполнитель заключают соглашение о совместном использовании результата интеллектуальной деятельности с учетом положений пункта 3 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. Для осуществления юридически значимых действий по закреплению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, принимаются следующие меры:
а) государственным заказчиком или исполнителем в зависимости от условий государственного контракта подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности или Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявка на выдачу патента на результат интеллектуальной деятельности или при необходимости заявка на государственную регистрацию результата интеллектуальной деятельности;
б) государственным заказчиком в случае принятия им решения об обеспечении правовой охраны результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который закрепляется за Российской Федерацией, в качестве секрета производства (ноу-хау) в адрес исполнителя направляется решение о порядке его использования и передаче в соответствии с условиями государственного контракта материального носителя, в котором он выражен, государственному заказчику.
11. Если исключительное право на секрет производства (ноу-хау) принадлежит Российской Федерации, исполнитель принимает разумные меры для соблюдения конфиденциальности сведений о таком результате интеллектуальной деятельности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
12. При выполнении государственного контракта по созданию или совершенствованию государственной информационной системы государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности подлежат все входящие в состав указанной системы результаты интеллектуальной деятельности, включая программы для электронных вычислительных машин и базы данных, исключительное право на которые в соответствии с условиями государственного контракта подлежит закреплению за Российской Федерацией, за исключением случаев, когда в программе для электронных вычислительных машин или базе данных содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
В отношении программ для электронных вычислительных машин, баз данных или топологий интегральной микросхемы, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации или исполнителю и Российской Федерации совместно, в государственном контракте определяется срок, в течение которого должны быть выполнены юридически значимые действия, необходимые для их государственной регистрации.
13. Государственные заказчики обязаны вести государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, в том числе результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности и права на которые принадлежат Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
14. Государственные заказчики осуществляют мероприятия по определению стоимости (в том числе первоначальной стоимости) исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и мероприятия по их постановке на бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, за исключением результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, и распоряжение с этой целью правами Российской Федерации на такие результаты государственные заказчики осуществляют одним из следующих способов:
а) отчуждение (на возмездной или безвозмездной основе) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. При этом государственный заказчик обеспечивает включение в договор об отчуждении исключительного права положения, устанавливающего обязанность приобретателя исключительного права в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 29 и 30 настоящих Правил, предоставить указанному государственным заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на право использования результата интеллектуальной деятельности для государственных нужд, а также положения, устанавливающего его обязанность включить аналогичное условие в договор об отчуждении исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности, если такой договор будет заключен приобретателем исключительного права с третьим лицом;
б) предоставление (на возмездной или безвозмездной основе) права использования результата интеллектуальной деятельности по лицензионному (с