ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2021 г. № 3883-р
МОСКВА
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации региональных программ и иных документов стратегического планирования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 27 декабря 2021 г. № 3883-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
национальный проект "Жилье и городская среда" (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16) ;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 549 "О государственной поддержке компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе "сквозных" цифровых технологий";
национальный проект "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
план мероприятий цифровой трансформации системы управления отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе интегрированной информационной системы управления в целях реализации стратегии "Агрессивное развитие инфраструктуры", утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина от 21 мая 2021 г. № МХ-П49-79 пр.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
технологии информационного моделирования;
технологии обработки больших данных;
технологии систем распределенного реестра;
технологии виртуальной и дополненной реальностей;
технологии быстродействующих систем обработки информации;
технологии пространственного анализа и моделирования;
технологии в области искусственного интеллекта;
технологии интернета вещей;
технологии проводной и беспроводной передачи данных;
технологии телеметрии;
технологии микроэлектроники и радиоэлектроники.
Указанные технологии будут применены:
при формировании графика строительства;
при оказании государственных и муниципальных услуг;
при формировании реестра нормативно-технических документов в машинопонимаемом и человекочитаемом виде;
при реализации строительного надзора и строительного контроля;
при реализации концепции "умный дом".
Использование программно-аппаратных средств и программного обеспечения отечественного происхождения является главным приоритетом при обеспечении цифровой трансформации на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
Стратегическое направление определяет основные направления развития цифровой системы управления жизненным циклом строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения следующих ключевых показателей эффективности по национальным целям, национальным проектам и государственным программам:
увеличение объема жилищного строительства в целях достижения целевого показателя улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и не менее чем 120 млн. кв. метров в год;
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза;
доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
обеспечение учета в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
достижение "цифровой зрелости" строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства;
внедрение сквозных цифровых технологий на всем жизненном цикле объектов вне функционального назначения и источника финансирования;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Результаты и эффекты от реализации решений стратегического направления целевым образом направлены на 4 группы получателей - физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года с ежегодной актуализацией по мере необходимости.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение программного и аппаратного обеспечения российского происхождения.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации является достижение "цифровой зрелости" строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.
Задачами цифровой трансформации являются:
сокращение количества процедур, в том числе путем закрепления закрытого перечня строительных процедур;
переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли;
исключение административных барьеров для обеспечения срока не более 7 дней от идеи до выхода на строительную площадку;
унификация процедур на уровне субъектов Российской Федерации;
повышение "цифровой зрелости" отрасли строительства, включая работы по изменению нормативно-правовой базы и переводу нормативно-технической документации в машиночитаемый формат, формированию базовых классификаторов, информационных реестров, форматов машиночитаемого обмена информацией, а также по формированию цифровых данных в форме, обеспечивающей их автоматическую и интеллектуальную обработку в информационных системах. Достижение "цифровой зрелости" в отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет стандартизации применения интеллектуальных систем, технологии интернета вещей, применения принципа сквозных технологий на основе отечественных решений;
поддержка граждан в части повышения доступности и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения вовлеченности в вопросы управления жилищно-коммунального хозяйства.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, решаемыми при цифровизации, являются:
наличие избыточных требований и процедур в инвестиционно-строительном цикле;
наличие инвестиционно-строительного проекта со 103 контрагентами и 136 процедурами;
осуществление 95 процентов взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства на бумаге либо в электронном нередактируемом формате;
длительность процедуры получения исходно-разрешительной документации от 20 до 50 процентов времени инвестиционно-строительного цикла;
отсутствие возможности идентификации и мониторинга объектов капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла данных объектов;
низкая степень вовлеченности физических лиц в систему управления объектами собственности (многоквартирные дома, индивидуальное жилищное строительство, арендное строительство) ;
неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях как препятствие масштабированию строительного бизнеса;
длительность процедур получения финансовых средств по результатам выполнения работ ввиду сложности оформления бумажной документации;
недостаточный уровень импортозамещения систем информационной безопасности, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве и городском хозяйстве;
отсутствие стандарта оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами и невозможность их интеграции со связанными системами, в том числе в проектах "Безопасный город" и "Умный город".
Решение указанных проблем за счет развития цифровых решений окажет позитивное воздействие на строительную отрасль, городское и жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации, при этом выделяются следующие задачи цифровой трансформации:
разработка отраслевых цифровых систем поддержки принятия управленческих решений, отвечающих современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектами, направленным на достижение национальных целей и решение стратегических задач;
минимизация "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
формирование ресурсной базы для перехода к интенсивным методам реализации государственной политики и обеспечения безбарьерной цифровой среды;
создание системы непрерывного отраслевого образования и повышения квалификации по новым специальностям и инновационным технологиям, отвечающим вызовам времени;
формирование единой системы сбалансированного пространственного развития территории в единстве жилищного, промышленного строительства и строительства линейных объектов;
повышение уровня цифровизации цепочки поставщиков коммунальных услуг (производство, сбыт, транспортировка, потребление) ;
обеспечение перехода на современные (риск-ориентированные) подходы эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и городского хозяйства, основанные на предиктивной аналитике, технологиях искусственного интеллекта.
Реализация указанных задач цифровой трансформации подвержена ряду стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
риск повышения стоимости информационного обмена вследствие отсутствия единых стандартов данных;
риск получения недостоверных данных для принятия управленческого решения вследствие высокой доли ручного ввода данных и человеческого фактора, отсутствия достоверных данных (источников) в реальном масштабе времени;
риск существенного увеличения трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации;
риск снижения качества реализации цифровых инициатив ввиду отсутствия центров ответственности в части методологии;
риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив в связи с низким уровнем "цифровой зрелости" участников;
риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив ввиду жесткой иерархической структуры управления и слабых горизонтальных связей.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении № 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении № 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно со следующими соисполнителями:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное дорожное агентство;
Банк России.
Другими участниками реализации Стратегического направления являются:
исполнительные органы субъектов Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
органы местного самоуправления;
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";
Государственная компания "Российские автомобильные дороги";
Государственная корпорация "Росатом";
открытое акционерное общество "Российские железные дороги";
акционерное общество "ДОМ.РФ";
публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства";
Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы";
федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве";
акционерное общество "Почта России";
автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) ";
образовательные учреждения высшего и среднего специального образования отрасли;
ресурсоснабжающие организации;
управляющие организации;
юридические лица строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к стратегическому направлениюв области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации до 2030 года
ПРОЕКТЫ цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Наименование проекта | Срок реализации проекта | Краткое описание проекта | Заинтересованные лица |
I. Инициатива "Управляем вместе" | |||
Развитие аналитическо-прогнозной вертикали управления | 2021 - 2022 годы | развитие государственной автоматизированной информационной системы "Управление"; обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов; осуществление мониторинга, анализа и контроляза исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и выполнения приоритетных национальных проектов; осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, обеспечение оценки эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; подключение участников строительной отрасли в том числе к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в целях осуществления информационного обмена данными на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства; обеспечение оперативного получения данных из единой информационной системы в сфере закупок, увязанных с уникальным идентификационным номером капитальных вложений объекта капитального строительства, для контроля контрактации государственным заказчиком; получение информации о прохождении этапов жизненного цикла объекта капитального строительства, включая заключение экспертизы, разрешение на строительство, извещение о начале строительства, заключение о соответствии, разрешение на ввод, регистрацию прав путем создания единого государственного реестра в строительстве и эксплуатации и уникального идентификационного номера капитального строительства и интеграцией с государственной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, единым порталом государственных и муниципальных услуг, региональным порталом государственных и муниципальных услуг, единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, федеральной государственной информационной системой ведения Единого государс |