О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2021 г. № 2335
МОСКВА
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказскогофедерального округа"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1697)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2155; 2019, № 7, ст. 642; № 49, ст. 7107, 7128; 2020, № 15, ст. 2251; № 28, ст. 4451; № 45, ст. 7113; № 50, ст. 8215; 2021, № 15, ст. 2573) .
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 16 декабря 2021 г. № 2335
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1697)
Государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 309 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 16 декабря 2021 г. № 2335)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край) . Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170, 4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2021 г. - 9967, 3 тыс. человек (6, 82 процента населения Российской Федерации) .
Исключительными конкурентными позициями являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85, 5 процента (по Российской Федерации - 70, 9 процента) , высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 58 процентов (по Российской Федерации - 44, 2 процента) , энергоизбыточность (+ 1, 2 млрд. киловатт-часов) , природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост населения 46, 5 тыс. человек (в среднем по субъектам Российской Федерации - убыль 702, 1 тыс. человек) , высокую плотность населения - 58 человек на кв. километр (в среднем по субъектам Российской Федерации - 9 человек на кв. километр) , население моложе трудоспособного возраста - 24 процента (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18, 7 процента) .
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.
По данным за 2019 год, совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являлся самым низким среди всех федеральных округов и составлял 2296, 7 млрд. рублей (2, 4 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации) . При этом более 67, 3 процента валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (827 млрд. рублей или 36 процентов) и Республика Дагестан (718, 5 млрд. рублей или 31, 3 процента) .
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2, 2 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Дагестан - в 2, 6 - 2, 8 раза, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2020 год составил 639, 7 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями. В то же время столь высокие темпы роста во многом обеспечены за счет проявления "эффекта низкой базы". При этом среди регионов наблюдаются значительные расхождения в динамике экономического развития. Если для Ставропольского края, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики в целом характерен устойчивый рост экономики, то в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеет место нестабильная динамика. Выделяется на фоне других субъектов макрорегиона Республика Северная Осетия - Алания, где с 2015 года наблюдается устойчивая отрицательная динамика физического объема валового регионального продукта.
Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в Северо-Кавказском федеральном округе в отличие от большинства субъектов Российской Федерации не является источником экономического роста. Напротив, во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Кабардино-Балкарской Республики) в последние несколько лет производительность труда не растет (спад производительности труда в 2019 году наблюдался только в 11 субъектах Российской Федерации, из которых 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа) .
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства - 31, 4 процента (по Российской Федерации - 22, 5 процента) .
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 16, 8 процента в Республике Ингушетия до 58, 8 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 75, 5 процента) . Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2020 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1, 6 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 13, 9 процента (по Российской Федерации - 5, 8 процента) на фоне развитого "теневого сектора". В расчете на душу населения валовой региональный продукт в 2, 8 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 1, 9 раза меньше среднероссийского уровня и самый низкий среди федеральных округов.
В регионе отмечается недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основными проблемами работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую и третью смены в общеобразовательных организациях. В 2020/2021 учебном году 25, 9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую и третью смены, что в 1, 7 раза выше среднероссийских значений (15 процентов) . Тенденцией, требующей вмешательства, является медленное сокращение количества общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс во вторую и третью смены - за последние 10 лет всего на 1, 8 процента, что является следствием роста численности учащихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона. Наиболее остро проблема обучения во вторую и третью смены стоит в Чеченской Республике (37, 9 процента учащихся во вторую и третью смены) , Республике Дагестан (31, 7 процента) и Республике Ингушетия (28, 4 процента) . Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.
По данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, на 1 сентября 2021 г. зафиксирована потребность для 25201 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в получении мест в образовательных организациях в Северо-Кавказском федеральном округе, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования.
В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу доступность дошкольного образования на 1 сентября 2021 г. составила 93, 37 процента, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике - 100 процентов, в Ставропольском крае - 99, 99 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 95, 64 процента, в Республике Ингушетия - 83, 23 процента, Республике Дагестан - 81, 23 процента. При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.
Для детей в возрасте до 3 лет на 1 сентября 2021 г. доступность дошкольного образования составила 81, 45 процента, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике - 100 процентов, в Ставропольском крае - 98, 82 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 87, 98 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 68, 59 процента, в Республике Ингушетия - 65, 37 процента, в Республике Дагестан - 47, 27 процента (самый низкий показатель по Российской Федерации) .
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2019 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 71, 3 (по Российской Федерации - 80 коек) . В макрорегионе сохраняется проблема материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений. По данным Федеральной службы государственной статистики, более 27 процентов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа требуют капитального ремонта. Наиболее сложная ситуация сложилась в Республике Северная Осетия - Алания и Чеченской Республике, где более половины учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Сохраняется проблема незавершенных и не введенных в эксплуатацию объектов здравоохранения в регионах Северо-Кавказского федерального округа.
Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2020 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5, 9 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4, 5 человека на 1000 родившихся живыми) .
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г. Махачкала и другие) .
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Прежде всего это касается городов и агломераций, в особенности городов со сравнительно старой застройкой (г. Владикавказ, г. Нальчик, города региона Кавказские Минеральные Воды) . В Северной Осетии - Алании износ жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2020 году превышал 78, 7 процента, в Ставропольском крае - 71, 5 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 70, 1 процента, в Республике Дагестан - 70 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 69 процентов (по Российской Федерации - 62, 3 процента) . Только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия износ инфраструктуры имеет значение ниже среднероссийского показателя. В среднем лишь 79, 8 процента жителей макрорегиона имеют доступ к качественной питьевой воде из систем центрального водоснабжения. Доля недостаточно очищенных вод, сбрасываемых в водные объекты бассейна р. Терек и Каспийское море, в общем объеме сброса составляет около 73 процентов.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры, технико-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
Теневая занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля занятых в неформальной экономике в субъектах Северо-Кавказского федерального округа составляет около половины работающего населения, что вдвое больше среднего значения по Российской Федерации.
Результатом распространения неформальной занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением теневого сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающим организациям. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования теневой экономики в конечном итоге обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 369-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р.
Одной из важнейших задач является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом следующих приоритетов:
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации прежде всего в таких значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, а также создание инфраструктурной обеспечен